Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Советская гангстерская драма, превзошедшая собрата из США

Можно ли представить себе гангстерский фильм в Советском Союзе? На первый взгляд – нет. Идеология социалистического реализма, железный занавес и определенная цензура казались непреодолимыми препятствиями для появления на экранах историй о гламурных бандитах, роскоши и кровавых разборках. Однак, исключения были, и одним из самых ярких стал двухсерийный фильм «Братья Рико», снятый на «Беларусьфильме» в 1980 году. Этот проект – яркий представитель так называемого «советского нуара», феномена, достигшего своего «второго» расцвета в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Первый пик популярности стилистики нуар в советском кинематографе пришелся на вторую половину 1950-х. Однако второй взлёт, к которому относится и «Братья Рико», был особенно заметен. Это время рождения настоящих шедевров, которые не только воспроизводили атмосферу нуара, но и стали классикой советского кино в целом. К ним относятся не только уже упомянутые «Братья Рико», но и такие фильмы, как легендарное «Место встречи измени

Можно ли представить себе гангстерский фильм в Советском Союзе? На первый взгляд – нет. Идеология социалистического реализма, железный занавес и определенная цензура казались непреодолимыми препятствиями для появления на экранах историй о гламурных бандитах, роскоши и кровавых разборках. Однак, исключения были, и одним из самых ярких стал двухсерийный фильм «Братья Рико», снятый на «Беларусьфильме» в 1980 году.

Этот проект – яркий представитель так называемого «советского нуара», феномена, достигшего своего «второго» расцвета в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Первый пик популярности стилистики нуар в советском кинематографе пришелся на вторую половину 1950-х. Однако второй взлёт, к которому относится и «Братья Рико», был особенно заметен. Это время рождения настоящих шедевров, которые не только воспроизводили атмосферу нуара, но и стали классикой советского кино в целом.

К ним относятся не только уже упомянутые «Братья Рико», но и такие фильмы, как легендарное «Место встречи изменить нельзя» (1979) с незабываемым образом «сыщика» Жеглова, шпионский триллер «Тегеран-43» (1980), сумрачные «Грачи» (1982), атмосферный «Мой друг Иван Лапшин» (1984) и многие другие. Важно отметить, что «гангстерская» тема в этих фильмах представлена осторожно, часто завуалировано, под социально-обвинительным соусом. Преступность представала не как стильный образ жизни, а как отражение социальных пороков и последствий несовершенства системы.

Однако «Братья Рико» отличались от других представителей «советского нуара». Их появление стало возможно благодаря литературной основе – повести знаменитого французского писателя Жоржа Сименона. Сименон, подаривший миру популярного комиссара Мегре, написал повесть о судьбе трех братьев вскоре после Второй мировой войны.

Советская экранизация не была первой: в 1957 году в США уже вышел фильм с тем же названием, однако он имел ряд недостатков. Например, американская версия получила «нейтральную концовку», где Эдди Рико «сдавал» преступный синдикат властям. Советские кинематографисты, вероятно, стремились к более многослойному повествованию, более глубокому раскрытию мотивов персонажей и обстоятельств, сформировавших их судьбы.

Советская адаптация повести Сименона отличается не только сюжетными нюансами, но и особой атмосферой. Режиссёры используют стилистические приемы нуара, создавая напряженную, мрачную атмосферу: полумрак, резкие контрасты света и тени, темные костюмы главных героев, дожди и туманы. Это подчеркивало запретный, подпольный характер действия, несмотря на явное отсутствие открытого хвастовства богатством и беззаконием, присущего классическим голливудским гангстерским фильмам.

кадр из фильма «Братья Рико» (1980)
кадр из фильма «Братья Рико» (1980)

Кроме того, важно отметить, как советские кинематографисты переосмыслили образ главного героя. Эдди Рико в американской версии представлен как более стереотипный гангстер, в то время как советская версия пытается раскрыть его психологию, показать внутреннюю борьбу и причины, толкнувшие его на криминальный путь.

кадр из фильма «Братья Рико» (1980)
кадр из фильма «Братья Рико» (1980)

Этот подход характерен для «советского нуара», где акцент делался не только на криминальной интриге, но и на морально-этическом аспекте событий, на психологии персонажей и обстоятельствах, сформировавших их характер. Сравнение двух экранизаций позволяет проследить влияние идеологии и культурного контекста на интерпретацию одного и того же литературного произведения. Американская версия сосредотачивается на динамике сюжета и внешних событиях.

кадр из фильма «Братья Рико» (1980)
кадр из фильма «Братья Рико» (1980)

Советская же версия глубоко проникает в психологию персонажей, используя атмосферу и символизм для раскрытия более сложных тем человеческих отношений, морального выбора и последствий прошлых поступков. Помимо полнометражной экранизации, по повести Сименона был также поставлен телеспектакль с участием известных актеров. Это доказывает популярность истории о братьях Рико в Советском Союзе, которая пережила несколько адаптаций и переосмыслений.

кадр из фильма «Братья Рико» (1980)
кадр из фильма «Братья Рико» (1980)

Даже с учетом ограничений цензуры, советские кинематографисты успешно создали уникальное произведение, сочетающее в себе элементы классического нуара с особенностями советского кинематографа и его идеологическими ограничениями. «Братья Рико» остаются ярким примером того, как даже в условиях строгой цензуры можно было создавать запоминающиеся и художественно ценные фильмы. Фильм показывает возможность создания уникального стиля, сочетающего западные кино-традиции с советской реальностью и идеологическими параметрами.