- Когда-то Москва хотела стать городом будущего, прикрутив к себе линию монорельсового метро. В итоге, только изуродовала свой внешний облик, а от новшества теперь не знает, куда избавиться. Тем не менее, небесный поезд пока по-прежнему является дешевым аттракционом с вагончиками для туристов. Почему новый транспорт не прижился в краснокаменной и что нужно учитывать путешественникам, чтобы им воспользоваться?
- Поезд будущего мимо телевизионных объектов
- Городской транспорт с туристическими замашками
Когда-то Москва хотела стать городом будущего, прикрутив к себе линию монорельсового метро. В итоге, только изуродовала свой внешний облик, а от новшества теперь не знает, куда избавиться. Тем не менее, небесный поезд пока по-прежнему является дешевым аттракционом с вагончиками для туристов. Почему новый транспорт не прижился в краснокаменной и что нужно учитывать путешественникам, чтобы им воспользоваться?
Поезд будущего мимо телевизионных объектов
Если у вас в Москве выдастся пару часов свободного времени, то не откажите себе в удовольствии прокатиться на единственном в России московском монорельсе, пока его еще не снесли. Прозодит он по относительно живописным местам Москвы, но моему любимому проспекту Мира от ВДНХ до Тимирязевский, мимо останкинского пруда, самого телецентра Останкино, куда, кстати, можно сходить на интереснейшую экскурсию, но только по предварительной записи.
Просто посмотреть на город ну может не с высоты птичьего полета, но точно с необычного ракурса.
Конечно, с бангкокской системой легкого метро Sky Train московская единственная ветка сравниться не может. Да и ту ее постоянно то сносят, то хотят закрыть, то не знают, что с ней делать дальше, то переволят с одного статуса в другой…
Причина – в не рентабельности. Я, конечно, тоже не в восторге, что в районе ВДНХ в свое время появились и автомобильная эстакада, и эстакада под метро. Как не крути, внешний облик города они уродуют. Но раз уже построили, зачем де теперь сносить? Но как по мне, проблема с московским монорельсом изначально возникла с неправильным позиционированием самого транспорта.
Городской транспорт с туристическими замашками
20 лет назад, 20 ноября 2924 года в Москве открылся первый и единственный пассажирский монорельс в России. Идея монорельсового транспорта появилась еще в 1960-х годах, когда этот вид транспорта казался транспортом будущего: бесшумные вагоны, скользящие по эстакадам над городом. В СССР активно разрабатывали трассы монорельса, но проект так и не был реализован из-за отсутствия подходящей ниши между трамваем и метро.
Однако мэр Москвы, тогда еще Юрий Лужков решил воплотить эту мечту. Первоначально монорельс планировалось использовать для обслуживания всемирной выставки «Экспо-2010», которая должна была пройти в столице России. Трасса должна была соединить станции «Тимирязевская» и «Ботанический сад» с ВДНХ. Однако город не получил право на проведение выставки, и трассу сократили, но все же достроили только до северного входа в выставочный центр. Длинна трассы составила 4,7 км.
Первые четыре года монорельс работал в экскурсионном режиме. Билет стоил 50 рублей, тогда как билет на метро – всего 10 рублей. Это реально отпугнуло огромную часть потенциальных пассажиров, учитывая, что в то время не было никакого МЦК и новых станций метро. Монорельс скорее считался транспортной экзотикой, чем полноценным видом транспорта. Вагоны обтекаемой формы бесшумно пересекали знаковые московские объекты, такие как Останкинская башня и скульптура «Рабочий и колхозница».
Однако внутри все было не так впечатляюще. Вагоны двигались медленно, мучительно преодолевая повороты, а станции выглядели архаично и напоминали советские учреждения с дешевыми отделочными материалами.
Вагоны монорельса оснащены большими окнами, что делает поездку ещё более захватывающей. Но тут есть и минус. Количество посадочных мест как будто ограничено, и если вагон набивается людьми, то вся цель туристической поездки накрывается медным тазом. К окнам просто не подобраться…
10 января 2008 года линия перешла в транспортный режим работы. Цены были снижены с 50 до 19 рублей за одну поездку, сколько в то время и стоил проезд в метро, появились проездные билеты, в том числе для студентов. За первую неделю в режиме работы общегородского транспорта количество перевезённых пассажиров составило 37 871 человек. Тогда, как в туристическом формате пассажиропоток едва достигал 12 тысяч человек в неделю.
Люди стали привыкать, особенно после тогоЮ как билеты в метро так же стали действовать и на монорельсе интервал между поездами составлял чуть больше 6 минут – в целом, как видом общественного транспорта им можно было пользоваться.
Но 23 января 2017 года монорельс возвращён в экскурсионный режим. И это привело к огромным неудобствам. Интервал движения поездов – 30 минут, Карл. Как бы не хотелось покататься на современном поезде, можно плюнуть, спуститься вниз и проехаться до ВДНХ на том же трамвае или автобусе. Жалко тратить столько времени, если поезд ушел прямо из под твоего носа.
Несмотря на то, что билеты в метро тут по-прежнему действуют, есть обманчивое ощущение, что и монорельс работает таким же образом. Но по факту, это не так. Режим работы с 8:00 до 20:00. И это нужно учитывать, если, к примеру, вы решили покататься на небесном паровозике вечером, после всех своих дел, чтобы посмотреть на вечернюю Москву…
Одной линии хватит за глаза
Официально причина, почему монорельс опять сделали туристическим - снижение пассажиропотока после ввода в эксплуатацию в 2016 году Московского центрального кольца и нового участка Люблинско-Дмитровской линии. Якобы, он упал аж на 15 %... Однако, есть и другие факторы, поезда часто стали ломаться, с запчастями возникли проблемы, и на линию попросту не осталось подвижного состава в нужном количестве…
Московские власти до сих пор не могут решить, что делать с монорельсом. Примечательно, что в конце «нулевых» в московской администрации были планы возводить монорельсовые магистрали в тех районах столицы, где невозможно строительство метро.
- продление существующей линии от улицы Сергея Эйзенштейна до станции метро «Ботанический Сад» (вторая очередь проекта);
- в районы Крылатское, Красная Пресня (вдоль р. Москвы от центра города в район ММДЦ «Москва-Сити», Нижние Мнёвники), вдоль Ярославского шоссее; вдоль Профсоюзной улицы и Калужского шоссе от станции метро «Тёплый Стан» до посёлка Мамыри.
- на территориях природных и развлекательных зон (ВДНХ, Лосиный остров, Шереметьево), вдоль Москвы - реки
- в составе проекта строительства технопарка в Нагатинской пойме
Однако, позже от этих планов решено было отказаться.
В итоге, что же будет с единственным монорельсом – пока непонятно. Городские правители до конца не могут определиться, то ли линию реконструировать, то ли отдать под нужды трамвая, то ли заморозить вовсе. Так что успейте, как говорится, вскочить в последний вагончик. Все равно городом будущего даже у столицы нашей родины в ближайшее время стать не получится.
Читайте также
Лайкайте и подписывайтесь, иначе вечно будете не успевать на последний поезд в метро