За последние 30 лет Роспатент зарегистрировал 215 продуктов питания и напитков, которые считаются «визитными карточками» 73 регионов
Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) ещё перед новогодними объявила о том, что составила гастрономическую карту России: за последние 30 лет в ведомстве зарегистрировано 215 уникальных продуктов питания и напитков из 73 регионов — их «считают визитной карточкой страны», по мнению представителей ведомства. При этом событийная гастрономическая карта уже давно опубликована, но её, как и новую информацию, найти нелегко. Новая «карта» — это список регионов и зарегистрированных региональных брендов на сайте Роспатента. Событийная — это gastromaprussia.ru, запущенная предположительно в 2021 году Екатериной Шаповаловой, автором-методистом и руководителем федерального проекта «Гастрономическая карта России», организатором глобальных гастрономических мероприятий и обладательницей массы регалий. Сейчас на gastromaprussia анонсируется некий безмолвный баннер, а в соцсети — безмолвный тизер: возможно, на тему региональных брендов, «но это неточно», потому что не очень понятно.
Глава Роспатента Юрий Зубов особо отмечал в СМИ, что региональные бренды — это эффективный инструмент продвижения регионов для привлечения в них инвестиций и развития туризма, а «съедобные» региональные бренды — это повод для гастрономических и этнографических туров по России. Но малая доступность информации для обычных потребителей и скромность подачи нивелируют внешний положительный эффект.
Как бы то ни было, на сайте Роспатента в списке съедобных региональных брендов страны есть и арктические — среди 73 учтённых регионов и относящихся к ним 215 региональных брендов продуктов питания и напитков. Кроме того — на всей территории страны действует национальный бренд НМПТ № 65 «Русская водка».
Съедобные региональные бренды Арктики
В списке съедобных региональных брендов, который на официальном языке звучит как: «Субъекты Российской Федерации, для региональных товаров которых зарегистрированы географические указания (ГУ) и наименования мест происхождения товаров (НМПТ)», пока отмечено 7 арктических.
У Республики Карелии — три своих съедобных достопримечательности: «Калитки карельские», «Карельский мёд», «Карельская земляника (клубника)».
В Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО — Югре) — два пищевых регбренда: «Таволжная мочёная морошка» и «Сосьвинская сельдь (тугун)».
В Красноярском крае — тоже два: «Таймырский сиг» и «Минусинское масло».
В Республике Коми — это «Воркутинская оленина».
В Мурманской области — «Печень трески по-мурмански».
В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО — Ямале) — «Оленина Ямала».
В Архангельской области — минеральная вода «Куртяевская».
В Республике Саха (Якутии) учтены только непищевые региональные бренды, а в Чукотском и Ненецком автономных округах пока регбренды не зарегистрированы.