Найти в Дзене

Основные факторы и критерии формирования успешных управленческих команд

Часть 8. Цикл тем про Лидерство и командную работу Ранее я коснулись понятий группа и команда, разобрала основные отличия между ними, и показала для чего нужно управлять командой. Также я показала модель Брюса Такмана о стадиях развития коллектива - от состояния рабочей группы до «команды мечты» и зафиксировала, какие действия руководителя будут наиболее эффективными на каждом этапе. В этой статье я предлагаю поговорить об основных факторах формирования успешных управленческих команд. Под термином «управленческая команда» чаще всего понимают 2 типа рабочих групп. Первый тип управленческой команды – это высшее звено управления в организации, определяющее стратегию развития, цели и методы их достижения, организационную культуру и социально-психологический климат в коллективе. Таким образом, чаще всего такая команда включает в себя представителей высшего менеджмента, профессиональных управленцев, каждый из которых функционально самостоятелен и является руководителем своего подразделени
Оглавление

Часть 8. Цикл тем про Лидерство и командную работу

Ранее я коснулись понятий группа и команда, разобрала основные отличия между ними, и показала для чего нужно управлять командой. Также я показала модель Брюса Такмана о стадиях развития коллектива - от состояния рабочей группы до «команды мечты» и зафиксировала, какие действия руководителя будут наиболее эффективными на каждом этапе.

В этой статье я предлагаю поговорить об основных факторах формирования успешных управленческих команд.

Начнем с описания важного типа команды, состоящей только из руководителей

Под термином «управленческая команда» чаще всего понимают 2 типа рабочих групп.

Первый тип управленческой команды – это высшее звено управления в организации, определяющее стратегию развития, цели и методы их достижения, организационную культуру и социально-психологический климат в коллективе. Таким образом, чаще всего такая команда включает в себя представителей высшего менеджмента, профессиональных управленцев, каждый из которых функционально самостоятелен и является руководителем своего подразделения (блока, департамента, дирекции и т.д.).

Второй тип управленческой команды – это звено управления в рамках конкретного подразделения или направления деятельности. В этом случае лидером может выступать управленец высшего или среднего звена, а в его команду войдут руководители, одновременно являющиеся его подчиненными.

Предлагаю остановиться на особенностях второго типа управленческой команды.

Какие особенности есть у такой команды второго типа?

1. Во-первых, это особенности состава сотрудников и их взаимодействие. Когда руководитель управляет руководителями, это накладывает определенные обязательства. С одной стороны, Лидер команды должен удерживать и проявлять свою ведущую управленческую позицию и требовать профессиональных результатов от коллектива. С другой стороны, он должен предоставить возможность сотрудникам проявлять и их управленческие позиции как руководителям другого уровня. Для этого важно осваивать разные стили управления и применять и директивные, и поддерживающие методы в зависимости от ситуации. Главное – помнить, что перед вами команда не простых исполнителей, и их работа также заключается в принятии решений и управлении в своей зоне ответственности.

2. Во-вторых, обычно управленческие команды отличаются относительным постоянством состава; и если обеспечено максимально эффективное взаимодействие внутри такой команды, то задача руководителя - сохранить ее как можно дольше.

За счет чего можно сохранить состав и эффективность команды? Кроме рекомендаций, которые мы рассматривали ранее, обращу внимание на особую значимость повышения доверия и обеспечение конструктивных коммуникаций в коллективе для создания здоровой и позитивной атмосферы взаимодействия.

3. В-третьих, управленческие команды этого типа принимают участие в каскадировании и реализации стратегических целей компании. Это значит, что руководитель должен обеспечить для сотрудников регулярную синхронизацию по единому пониманию смыслов и целей компании и подразделения. И добиваться того, чтобы далее руководители верно и единообразно доносили эти смыслы и цели до своих подчиненных. То есть необходимо обеспечить согласование общих подходов к реализации задач и договориться о единых принципах к оценке результатов по каждому направлению.

4. В-четвертых, обычно у всех участников есть доступ к любой оперативной информации в рамках своей зоны ответственности. Однако, если для достижения общих целей руководителям периодически приходится решать кросс-функциональные задачи, Лидер должен продумать, как обеспечить для всех общее информационное поле. Например, ввести практику общих совещаний для обмена информацией, в том числе и для оказания друг другу поддержки в поиске и получении необходимой информации.

5. Ну и в-пятых, в идеале, в управленческую команду входят руководители, которые в том числе имеют узкую экспертизу и являются профессионалами в определенной сфере. Это очень удобно для команд, которые сталкиваются с разнообразными профессиональными задачами. Одному человеку невозможно ориентироваться во всех сферах бизнеса. Чтобы управление было оперативным, результативным и эффективным, руководитель должен иметь источник авторитетного мнения. Поэтому важно поддерживать и развивать экспертизу в своей команде, в соответствии с вашими приоритетными целями работы.

Но кроме этого обращу ваше внимание на следующее: все ли руководители в ваших командах знают, в чем сильны остальные? Какова экспертиза каждого члена вашей команды? С какими смежными вопросами можно обратиться к коллеге? Подумайте, что вы как Лидер можете сделать для своей команды, чтобы экспертиза каждого могла быть ценностью и ресурсом для всех.

По каким признакам мы можем понять, что наша управленческая команда сейчас эффективна?

Если единственный ответ – это реализация поставленных целей перед подразделением, то на самом деле это еще не все. Наличие нужного результата не всегда объясняет, какой ценой мы его получили, насколько нас устраивают процессы и взаимодействие в коллективе.

В качестве признаков эффективной работы управленческой команды мы можем использовать признаки этапа «слаженная работа» по модели Брюса Такмана. Помните, что там должно присутствовать?

  • все члены команды понимают и разделяют текущие цели и ответственность за результат работы
  • сотрудники могут автономно и эффективно работать на достижение поставленных целей
  • в команде проявляется сплоченность и взаимная поддержка
  • присутствует комфортная атмосфера взаимодействия, которая стимулирует сотрудников на достижение новых профессиональных высот и личное развитие

Что для нас это значит?

Что в эффективной команде ваши сотрудники – управленцы:

  • Работают на общую цель и результаты, ориентированы на поиск лучшего варианта решения в любой ситуации
  • При этом они умеют договариваться между собой и конструктивно решать возникающие конфликты. Напомню, все должны участвовать в открытом обсуждении проблем, никто не должен отсиживаться
  • А вы – как лидер команды умеете быть гибким, при согласовании различных вопросов не доминируете постоянно. Это важно, чтобы ваши сотрудники больше брали ответственности на себя и готовы были выполнять лидерские роли, если это требуется.

Таким образом, если ваша команда управленцев «сработалась», научилась слаженно взаимодействовать ради общих целей, вы получите совсем другие результаты.

В частности, будете не только повышать свою производительность от квартала к кварталу, хотя, безусловно, это очень важно. Все мы хотим регулярно повышать объемы продаж, улучшать продукты, услуги и обслуживание клиентов. Но также важно, какой ценой мы достигаем всего этого. В текущее время особенно важно использовать все возможности для регулярного повышения эффективности своего труда, что может выразиться в сокращении потерь рабочего времени, оптимизации ресурсов и даже в удержании персонала.

Вы можете спросить: а за счет чего можно удержать сотрудников в непростые времена и при этом добиться повышения их эффективности?

Отвечу – за счет грамотного командообразования и комфортного распределения ролей, а также за счет повышения вовлеченности в рабочие процессы. Что такое вовлеченность и как можно распределить роли в команде – расскажу в следующих статьях.

Итак, какие выводы можно сделать о критериях формирования успешных управленческих команд?

1. Во-первых, в числе приоритетных задач любой компании выступают эффективное управление персоналом и управление основными бизнес-процессами. При этом одним из главных источников повышения конкурентоспособности организации на рынке являются навыки, опыт и мотивация сотрудников-управленцев. Именно слаженная высокопроизводительная работа управленческих команд и высокий уровень вовлеченности персонала способны привести компанию к значительному улучшению качественных и количественных показателей деятельности.

2. Ключевыми инструментами повышения эффективности современных управленческих команд в организации могут являться: личный пример и методы влияния Лидера на свой коллектив, а также вклад в развитие, мотивацию и производительность труда членов команды.

Вместе с этим, коллеги, мы понимаем, что поддержание и достижение высокого уровня конкурентоспособности любой компании связано в первую очередь с ее конкурентными преимуществами: будь то уникальная технология производства, собственный целевой рынок, диверсификационный характер деятельности, хорошая репутация на рынке. Однако именно люди внутри организации определяют качество этих составляющих.

Эффективно работающие управленческие команды – важнейшая ценность любой организации, и в конечном счете именно они обеспечивают реализацию всех важных достижений.

В следующей статье я расскажу, что такое вовлеченность, и мы разберёмся, почему эта тема так популярна в последнее время.

Предыдущая статья: https://dzen.ru/a/Z6njOXhq8hZHEKEa