Найти в Дзене

Литературный фестиваль Рунета: обзор зимних игр 2024-2025. Часть первая

Здравствуйте, друзья! Заканчивается сезон зимних игр 2024-2025 года на Литературном фестивале Рунета. Это действо происходит каждые три месяца. Как говорится, спасибо организаторам и маме, за то, что меня родила. В рамках этого фестиваля можно наблюдать направления развития современной поэзии. Это голоса современности, стихи «неонового века». Я ознакомилась с лонг-листом конкурса и составила собственное субъективное мнение. На истину в последней инстанции не претендую. Чем богаты. Всего в лонг-лист игр вошло сорок два стихотворения, я разбила их на десятки (по десять-одиннадцать в каждой статье), ибо сразу невозможно переварить, не выплюнув, все аспекты поэтического процесса. Итак, мое скромное мнение по первым одиннадцати конкурсантам. Номера присвоены в порядке очередности. 01. Владимир Ворожба, «самолётики» Серебристые самолётики
разрезают небо на части.
К счастью,
я не вижу ни единого облака
и решаю беспечно,
что новое небо я соберу легко.
И лишь на краю горизонта
поднимает

Здравствуйте, друзья!

Заканчивается сезон зимних игр 2024-2025 года на Литературном фестивале Рунета. Это действо происходит каждые три месяца. Как говорится, спасибо организаторам и маме, за то, что меня родила. В рамках этого фестиваля можно наблюдать направления развития современной поэзии. Это голоса современности, стихи «неонового века».

Я ознакомилась с лонг-листом конкурса и составила собственное субъективное мнение. На истину в последней инстанции не претендую. Чем богаты. Всего в лонг-лист игр вошло сорок два стихотворения, я разбила их на десятки (по десять-одиннадцать в каждой статье), ибо сразу невозможно переварить, не выплюнув, все аспекты поэтического процесса.

Итак, мое скромное мнение по первым одиннадцати конкурсантам. Номера присвоены в порядке очередности.

01. Владимир Ворожба, «самолётики»

Серебристые самолётики
разрезают небо на части.
К счастью,
я не вижу ни единого облака
и решаю беспечно,
что новое небо я соберу легко.
И лишь на краю горизонта
поднимается лёгкая дымка.
Что, впрочем, не страшно -
она ещё далеко.

А пока - я собираю пазл
из фрагментов и подбираю рифму
к слову обворожительна.
Не замечая меня,
ты заполняешь дом осенними астрами.
И я гадаю -
что закончится раньше:
вазы или моя нерешительность?

Интересное и симпатичное стихотворение (это верлибр), будто сотканное из двух разных частей. Будто бы автор безмятежно наблюдает небо… одним глазом, а второй глаз у него сильно косит в другую сторону – на любимую женщину. Третий глаз (тоже косой) у него пока не открылся, поэтому он не может решить математическую задачу – посчитать вазы и астры. Нерешительность его необъяснима: кто же откажет такому разностороннему человеку?

02. Дмитрий Мальянц, «Давай уедем в Простоквашино»

Из шумного бедлама нашего,
Где в сердце входит пустота,
Давай уедем в Простоквашино,
К чертям собачьим и котам.
Там белый домик, речка синяя,
В ней пескари играют в го,
А в медной лампе керосиновой
Живёт загадочный огонь.
Сквозь тишину дорога млечная
Петляет в облаках, не спит
И дядя Фёдор вместе с Печкиным
Глотают ночь и чистый спирт.
Леса с куницами да лисами,
Чай с карамелькой и тоской,
Там с чердака глазеет линзами
Большой трёхлапый телескоп.
Забор в сливовый цвет покрашенный,
Покой и радость в мелочах,
Давай уедем в Простоквашино,
А то я здесь совсем зачах.
Затянет полночь разговорами,
Кому - деревня, мне - ковчег
И пусть сидит божком фарфоровым
Галчонок на моём плече.

Прекрасное стихотворение. Очень мне нравится – это мой фаворит. С большой натяжкой можно придраться к тому, что стихотворение два раза зафиналено, т. е. на фразе «А то я здесь совсем зачах.» можно было остановиться и стихотворение имело бы кольцевую композицию (кольцевую – потому что там второй раз упоминается фраза «Давай уедем в Простоквашино», уже примененное в начале произведения). Но автор решил, что имеет право еще что-то сказать и добавил забавную деталь про галчонка.

03. Иван Грозный «Запоздавшая весна»

Окно выходит на широкий сквер,
Дорогу с трамвайной линией.
Деревья отряхнулись, потянули вверх
Тонкие руки с пальцами длинными.
Наконец-то явилось и к нам тепло,
Растопило то, что мёрзло до времени,
Зажурчало, запело, водой стекло,
Ворвалось в жизнь, потеряв терпение.
И ты решила заглянуть опять,
Зашла мимоходом, как будто случайно.
Собрались, вышли, пошли гулять
По забористым городским окраинам.

Ждущие губы, с прищуром глаза,
А выше – небо весеннее чистое.
Голубизна такая, что не сказать,
Лишь выдохнуть
и снова пристально
Глядеть на то, как вступает весна
В права – верховодить, властвовать.
Вот и ко мне пришла она,
Девчонку привела вихрастую.
На улицы, забывая зимние сны,
Молодёжь выходит, красивая, стильная.
А я стараюсь,
и не могу объяснить,
Почему весна запоздала так сильно.

Симпатичное стихотворение, но имеются некоторые огрехи. В самом начале мы встречаем очень распространенное в русском языке слово «отрЯхнулись» (ударение по ритму стиха выходит на букву «я»). Очевидно, что тут имеются в виду ряхи деревьев, просто автор слишком деликатно донес до нас этот факт.

Далее Иван не настолько деликатен. Фразой « Голубизна такая, что не сказать, лишь выдохнуть» автор ставит себя в один ряд с гомофобом Захаром Прилепиным. Нехорошо это автор!

04. Сергей Смирнов-Ямбург «Die ewige Weiblichkeit»

Играет на поляне девочка,
кружится с марлевым сачком,
сквозь разнотравье мчит на цыпочках
то напрямик, а то бочком.

Цветы срывает, словно фантики,
гордится дьявольски при том
своей косой с атласным бантиком
и платьем с розовым принтом.

Ах, эта летняя блаженственность,
и ewige, и Weiblichkeit –
инстинкт охотничий и жертвенность,
восход и полдень, и закат.

Она дитя, жена и бабушка
здесь, на поляне у реки…
А в животе порхают бабочки
и спят ночные мотыльки.

Симпатичное стихотворение, но теперь от «голубизны» мы плавно перешли к педофилии. Ну сами посудите… «Синенькая юбочка, ленточка в косе, кто не знает Любочку? Любу знают все!», т. е. имеется в виду достаточно маленькая девочка. При этом образ «бабочек в животе» является в стихотворчестве распространенным штампом о половом влечении. Хорошо еще, что ночные мотыльки спят, а то я вообще не знаю, что бы было...

05. Евгения Костюкова «рахиль»

не пытайся убить в себе девяностые,
где отец – лихой "есаул на роздыхе",
приспособиться не сумевший к кооперативам,
на диване, что на поляне, лежит красиво.
там, где мама за крохи билась на грани срыва,
в тёмном храме "часы" читала негорделиво,
иногда вопрошала "боже, что хочешь ты?"
за него отвечала худышка "купи еды".
но, не едой единой, как говорится,
аванс и получка – битва аустерлица,
где узурпатор пьяненько ликовал,
утром светил финал, но читай – фингал.
страх – старичок дышащий в твой затылок,
страх – батальон полных солдат-бутылок
или пустых, что хуже. страх, как пила.
детство закончилось – бабушка умерла.
петь – это значит дышать. ты и пела, пела.
как-то душа не смогла уместиться в тело,
вышла, гуляла где-то, потом вернулась,
стала почти по размеру, нырнула в юность.
этот тоннель и стал для тебя связным –
между мирами бродила, путая явь и сны.
болелюбовь твой завязала жгут,
жгла семь столетий, читай – минут.
странен был каждый непарный шаг,
но оборвался пинками детёныша.
море нахлынуло, стало вторым домом,
лечит, ворчит ласково-невесомо,
словно по новой лепит, не слушая лепет твой,
мол, плавниками крути в тональности си-бемоль,
мол, подождут сети, акулы найдут других,
рыбка моя серебряная рахиль.

Шутить про это стихотворение не хочется, оно откровенно страшное и, при этом, для меня с малопонятным некрасивым финалом.

Почему стихотворение страшное, я думаю, что всем понятно и не надо тратить буквы и время. Кроме того, это стихотворение по композиции – проза. Знаете, некоторые говорят, что якобы верлибры – это проза. Но верлибр может быть полноценным стихотворением. А здесь рифмованное стихотворение – по композиции является прозой: с завязкой, перепетиями, кульминацией и развязкой.

Малопонятный, некрасивый финал заключается в том, что здесь непонятно зачем приплетена Библейская Рахиль. Вроде бы финал вполне пристойный, но Рахиль мало того, что была младшей женой Иакова, так еще и умерла родами. И ее упоминание только оставляет еще большее послевкусие беды и тревоги. Хотя финал задуман как положительный.

Как-то так.

06. Виктория Михайлова «Хорошо»

Когда убегаешь – не думаешь о привале.

Очень хотелось, чтобы по мне скучали,
чтобы нашли и обняли – сжимается так
в ладони земной потерявшаяся звезда.

Отряхивал лес росу, будто воду кони,
стада облаков просвечивали сквозь кроны.
Солнце вставало бессильное за рекой,
ещё не согретое чьей-то рукой.
Кто знает, что на уме у осин и елей?
Теснились плечом к плечу, будто завтра в пекло.
Спиленный дуб лежал в их густых тенях,
сердце его смотрело внутрь меня.

Я умер (уснул) на время –
так спит между стёкол оконных муха,
пока покрывает зима всё в округе пухом.

Под вечер пришла собака, мохнатой лапой
царапала щёки, я ожил и плакал,
сильней прижимаясь к ней, как щенок родной.
Тропинка стелилась каштановой бородой.
Домой мы шагали молча, мечтая о всяком –
что я отращу себе бороду, а собака
усыновит меня.
Было идти хорошо.
Я ведь хотел, чтобы кто-то меня нашёл.

Стихотворение очень хорошее, искреннее и тоже – мой фаворит. Хотя не могу не придраться по мелочам. По моему мнению фраза «сжимается так в ладони земной потерявшаяся звезда» портит стихотворение, потому что этот образ не читаемый. Это откровенная красивость.

07. Валерий Поланд «Листья клёна»

Падают листья с ясеня,
я покорюсь судьбе,
всё подарю по классике
людям, а не себе.

Тем, кто порой печалится, -
радость и теплоту,
каждому, кто отчаялся,
выбранную мечту.

Время - мерило истины
слов, подаривших свет,
кто-то когда-то пристально
мне поглядит вослед.

Падают листья с ясеня,
следую за судьбой...
И ничего по классике
не заберу с собой.

Симпатичное стихотворение в духе бардовских песен Юрия Визбора. Хочется петь его под гитару где-нибудь в палаточном городке, зажаривая на костре убитого мамонта. Но смысл стихотворения достаточно прост и очевиден: никто никогда еще ничего не забрал с собой. Перед могилой все равны, голы и беспомощны.

08. Вера Дорди «Лишь бы»

Всего-то и было - две комнаты смежных,
а большего в жизни она не видала.
Сейчас бы ходила по саду неспешно,
вздыхая устало.

Смотрела, как в озере давят на жалость
нахальные серые дикие утки,
и вместе с черёмухой там отражалась.
Ну, хоть на минутку.

А если бы я загрустила напрасно,
она бы погладила: "Ладно, чего ты."
О, как же теперь я была бы согласна
побыть потерпевшей от этой заботы

и редких советов, когда-то несносных.
Да лишь бы гуляла по нашей аллее
и, не исчезая, смотрела, как сосны
под вечер в закатных лучах розовеют.

А после дремала на тёплом крылечке
и, слыша, как пело вокруг и шуршало,
она бы сказала: "Здесь дышится легче."
Чтоб только дышала.

Хорошее стихотворение с горьковатой грустинкой. Если я правильно все поняла, то речь идет об усопшей матери. Жаль, что в тексте нет этого уточнения. Стихотворение обречено на популярность.

09. Елена Наильевна «Это в чашке малина»

это в чашке малина и в бочке вода
этот столик складной этот зной
это я босиком по траве никуда
и котёнок вприпрыжку за мной

на часок приютила жука простыня
над домами шныряют стрижи
ну и где же ты видишь любовь у меня
покажи покажи покажи

в огороде чеснок выпускает стрелу
что-то радио там ту-ру-ру
это лейка ржавея скучает в углу
это я без тебя не умру

это тихая заводь казачий покос
жадно дышат в тазу караси
нет не я беззаветно люблю а Христос
да и Он где-то на небеси

Страшно комментировать Елену Наильевну, потом могут потребоваться нюхательные соли для критика. Но хотелось бы увидеть антитезу: «это я беззаветно люблю как Христос» и последнюю фразу подшаманить.

10. Надежда Новицкая «закончить прозу»

закончить прозу и задвинуть быт,
отбыть туда, где вечные июли,
снять угол в центре и на всё забить,
забыться в суете случайных улиц.

гулять хоть до зари, сверяя ритм,
и не бояться ноты перепутать,
где по бульварам гулят сизари,
и волны пенят скальные уступы,

где под шатром платанов вековых
фонтаны рвут струну нетерпеливо.
в объятьях свежескошенной травы
скосить тридцатку лет себе счастливой,

растормошить покой кастильских крыш,
пахучим кофе празднуя рассветы.
дивиться сверху, как дворы пестры,
движенья подбирать под кастаньеты.

подняться соло под прицел высот,
наполниться ветрами, солью, солнцем,
тогда, быть может, слово прорастёт,
а повезёт — и музыка пробьётся.

Ну вот! Ни один отбор не обходится без стихов о самом насущном – о том, как трудно нам писать стихи. Оттирая пот ото лба, я считаю, нам надо потребовать не Кастилию, а молоко, потому что трудимся мы аки в урановых шахтах.

На самом деле, читаешь такой достаточно длинный стих и не очень понимаешь о чем он: то ли это пейзажная лирика? А он вот о чем оказывается! О трудовых буднях поэта!

11. Серж Пименов «С цепи сорвавшийся борей...»

С цепи сорвавшийся борей
Гуляет в роще.
Я знаю, надо быть добрей,
Добрей и проще.

Мне улыбнуться даже вам,
Увы, не просто.
Я так стараюсь, что по швам
Трещит короста.

Вот в гости к другу загляну,
В карман залезу,
Слова найти, как будто гну
В руках железо.

Бывает гость — что в горле кость,
На то и проза,
И за окном, как ржавый гвоздь,
Торчит береза.

В этом вполне себе стройном и складном стихе есть стилистическая ошибка и… оно плохо зафиналено.

Стилистическая ошибка заключается в том, что применено слишком выспреннее слово «борей» при рассказе про человека достаточно приземленного, у которого короста, и который в карман залезет. Слово примененное в начале стиха настраивает на лирический лад и дальнейшее повествование уже вызывает недоумение.

А береза? Ну при чем тут береза? Ради рифмы? Это не финал!

Продолжение следует.

Остальные части: