Найти в Дзене
Культурный код

«Детство Петра I»: от жизни при царе Алексее до бытности при царе Фёдоре

Оглавление

Глубоко задумался вот о чём: когда очередная открытая статья рассказывает о том, как Пётр Алексеевич становился тактиком и стратегом в своих юных играх с «потешными полками», меня поражает стремление авторов подсветить только эту сторону обширной и многогранной темы. Между тем, как известно из психологии, характер человека закладывается в детстве. И для того, чтобы лучше понять личность Петра I, нам нужно учитывать и то, как он жил при дворе своего отца – Алексея Михайловича, и при дворе своего сводного брата – Фёдора Алексеевича (короткий период правления Ивана Алексеевича я не считаю), и тот фактор, что первый император России и царём-то стать, по большому счёту, имел очень мало шансов.

Изображение юного Петра Алексеевича.
Изображение юного Петра Алексеевича.

Между тем, жизнь царской семьи в XVII веке - это не только политика, войны и реформы, но и быт, традиции, личные радости, амбиции и трагедии. И может быть благодаря особой конфигурации личности, царь Алексей Михайлович, прозванный «Тишайшим», оставил после себя не только мощное государство, но и очень прочную и обширную семью, которая стала настоящим отражением эпохи и символом грядущих перемен.

Сергей Кириллов "Морским судам быть"! 1985 год.
Сергей Кириллов "Морским судам быть"! 1985 год.

Сегодня я предлагаю вам на время забыть о потешных полках и полностью погрузиться в жизнь царского двора при двух царях. И потому довольно подробно узнать, как жил Алексей Михайлович, его дети и как правление его сына Федора предвосхитило реформы Петра I.

Жизнь Романовых в это время

Царский дворец на Кремлёвском холме, который в народе коротко называли «Верхом», был центром жизни семьи Алексея Михайловича. Здесь всё подчинялось старинным обычаям и традициям. Царь начинал свой день с молитвы, затем шёл в баню, совещался с боярами, навещал царицу в её половине жилых палат и, если позволяло время, как вполне обычный отец играл со своими многочисленными детьми.

Алексей Михайлович Тишайший.
Алексей Михайлович Тишайший.

Кстати, особое место в жизни Алексея Михайловича занимал любимый кот, изображение которого дошло до наших дней. Это был не просто питомец, а символ домашнего уюта, который так ценил государь. И этот факт очень «очеловечивает» известную государственную фигуру прошлого.

Летом царская семья переезжала в подмосковные дворцы, в прохладу и поближе к природе. Дворцы располагались в селе Преображенское, Измайловское и самая любимая резиденция Романовых – в селе Коломенское.

Григорий Седов. «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», 1882 год.
Григорий Седов. «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», 1882 год.

Деревянный Коломенский дворец, причудливо украшенный и яркий, стоял на холме у излучины Москвы-реки. Отсюда открывался прекрасный вид на далёкую столицу, а вокруг царила природа, которая давала царю и его семье покой и вдохновение.

Семейное счастье Алексея Михайловича

Алексей Михайлович был счастлив в браке с царицей Марией Ильиничной Милославской. Она была старше царя на три года, но отличалась юной, почти девической красотой, непоколебимым спокойствием и завидным благочестием. Мария, как честная супруга, полностью исполнила свой долг и родила царю 13 детей - 5 мальчиков и 8 девочек. Её набожность проявлялась в частых паломничествах по святым местам Подмосковья, которые она совершала даже в непогоду.

Портрет Алексея Михайловича 1657 года.
Портрет Алексея Михайловича 1657 года.

Однако семейное счастье длилось не вечно. И Мария скончалась от болезни 3 марта 1669 года, оставив царя вдовцом.

В царских родах состояние вдовца продолжалось редко. Брак – это очень серьёзный инструмент укрепления своего положения и силы государства. А потому через два года Алексей Михайлович женился во второй раз - на 20-летней Наталье Нарышкиной. Их брак был коротким, но счастливым. В мае 1672 года Наталья родила сына Петра - будущего великого реформатора России.

адьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Гравюра XVII века.
адьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Гравюра XVII века.

К сожалению, Алексей Михайлович недолго наслаждался семейным счастьем - он умер в 47 лет, оставив после себя наследников и множество нереализованных планов.

Правление Фёдора Алексеевича: предвестник реформ

После смерти Алексея Михайловича престол унаследовал его третий сын, 15-летний Фёдор Алексеевич. Он не отличался крепким здоровьем - даже на коронацию его несли на носилках. Однако Фёдор был умным и образованным юношей. Его учителем был сам Симеон Полоцкий - выдающийся просветитель, который привил царю любовь к чтению, музыке и наукам.

Палаты (дворец) Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре.
Палаты (дворец) Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре.

Новый Романов на престоле правил гуманно и мудро. Ему удалось обуздать аппетиты родственников по материнской линии - Милославских, и привлечь к управлению государством достойных людей, таких как бояре Языков, Лихачев и князь Василий Голицын. При Фёдоре усилилась власть воевод на местах, а в 1678–1679 годах была проведена подворная перепись, которая изменила систему налогообложения.

Фёдор Алексеевич, портрет неизвестного автора.
Фёдор Алексеевич, портрет неизвестного автора.

Одним из важнейших достижений Федора стала отмена местничества в 1681 году. Эта система, при которой должности распределялись по знатности рода, вызывала постоянные распри и мешала эффективному управлению. А потому новый государь приказал сжечь местнические книги, а продвижение по службе стало зависеть от личных способностей и выслуги лет.

Культура и образование при Фёдоре Алексеевиче

Правление Федора Алексеевича стало временем расцвета культуры и образования.

Книги, которые раньше были доступны только при дворе, стали появляться и в народной среде. Особой популярностью пользовался «Букварь» Кариона Истомина, по которому учились несколько поколений русских людей. В моду вошли переводные издания - басни Эзопа, поучительные рассказы и стихотворные сборники.


Подробнее
Портрет царя 1676 г. кисти Адриана Схоонебека и Питера Пикарта.
Подробнее Портрет царя 1676 г. кисти Адриана Схоонебека и Питера Пикарта.

При дворе всё больше ощущалось влияние западной культуры. Члены царской семьи знали польский язык, одевались в европейские одежды, а в их домах всё чаще и чаще появлялись иностранные вещи - обои из тиснёной кожи, мебель, посуда и украшения.

Русские художники начали писать портреты с натуры, что стало новым явлением в искусстве и подарило нам, современникам, множество натуральных изображений представителей царской семьи и дворянства того времени.

Москва при Фёдоре: город перемен

Москва времён Федора Алексеевича зажила новой жизнью. В городе всё чаще и чаще появлялись люди без традиционных бород, одетые в польское платье. Во дворце и домах знати можно было увидеть иностранные диковинки. Причём не только какие-нибудь вещи, но и вычурные блюда, такие как кальмары, которые вызывали удивление и даже страх у простых людей.

Картина "Боярская Дума" XVII век. В центре - Алексей Михайлович.
Действия с картинкой
Картина "Боярская Дума" XVII век. В центре - Алексей Михайлович. Действия с картинкой

Особое влияние на русскую культуру оказывали выходцы с западных окраин разрастающегося государства - писатели, церковники и учителя, которые принесли с собой элементы польской культуры барокко. Это влияние проявилось в архитектуре, например, в стиле «нарышкинского барокко», который стал символом новой эпохи.

Заключение: наследие Алексея Михайловича и Федора

Жизнь царской семьи при Алексее Михайловиче и правление Федора Алексеевича стали важным этапом в истории России. Алексей Михайлович создал крепкую семью, которая стала опорой государства, а Фёдор заложил основы для будущих реформ Петра I, который всем своим существом впитывал все окружающие его перемены. Эпоха этих государей - это время начавшихся решительных изменений в высшем обществе, когда Россия начала открываться миру, перенимать новое, но при этом сохранять свои традиции и устои.

Портрет юного Петра I. Неизвестный художник.
Портрет юного Петра I. Неизвестный художник.

Царский быт, семейные радости и трагедии, реформы и культурные изменения - всё это часть истории, которая помогает нам лучше понять, как жили наши предки и то, как формировалась современная Россия. А личность и реформаторский нрав Петра Алексеевича как раз в этом и скрывался – в активной деятельности отца и брата, которые повлияли на него лучше всего.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другой наш проект - «Серьёзная история». В этом проекте будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.