Почему именно эти ключевые темы должны волновать владельцев предприятий в наступившем году, рассказал эксперт в области методологий «Дизайн-мышления» и работы с инновационными проектами Константин Холстинин.
В 2025 году руководителям бизнеса стоит сосредоточиться на вопросах использования искусственного интеллекта в своем бизнесе, обеспечения безопасности данных, понимания налоговых изменений и внедрения клиентоцентричного подхода. Так же необходимо уже сейчас начать разбираться в том, что такое «цифровые активы» и «цифровые деньги», чтобы понимать, как это может повлиять на ваш бизнес, и подготовиться к этому.
Именно эти знания станут определяющими для достижения целей компании в условиях быстро меняющегося рынка. Владельцам нужно быть готовыми к экспериментам и постоянному обучению, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Тренд 1. Искусственный интеллект: риск или возможность?
ИИ продолжает развиваться огромными темпами и становится важным инструментом для бизнеса. Внедрение технологий искусственного интеллекта может повысить эффективность компании, но это не панацея от всех проблем, данный процесс требует осознанного подхода.
Понятно, что в медиапространстве сразу появились ИИ-проповедники, которые призывают передать все процессы нейронкам, и ИИ-алармисты, которые пугают людей потерей работы и сомневаются в качестве ответов из нейросети. Хайп никто не отменял.
И в этой ситуации задача руководителей состоит в том, чтобы максимально быстро определить, какие ИИ-сервисы соответствуют целям бизнеса и действительно приносят пользу, а какие могут оказаться избыточными либо наоборот, недостаточными для решения бизнес-задач. Начните собственное расследование. Поощряйте сотрудников проводить эксперименты и быстро внедряйте успешные решения. При этом смело отказывайтесь от решений, которые не оправдали рекламных обещаний. Не все ИИ одинаково полезны.
Тренд 2. Безопасность данных и конфиденциальность
Второй тренд непосредственно связан с первым.
Нужно осознавать тот факт, что каждый раз, когда мы отправляем запрос для обработки в нейросети, мы предоставляем полный доступ к этой информации третьим лицам, которых абсолютно не знаем. Конечно, мы всегда подписываем соглашение, когда регистрируемся в очередном онлайн-сервисе, но в 100 % случаев чаще всего мы подписываем согласие использовать наши данные в достаточно широких целях. По-другому быть не может, потому что именно на большом количестве данных и обучается искусственный интеллект.
При этом нужно помнить, что утечка критически важной для бизнеса информации может произойти не только на стороне онлайн-сервиса. Утечка может произойти и в момент передачи в сеть вашим сотрудником аудиозаписей разговора или каких-то других документов.
Поэтому внедрение ИИ в работу компании сопряжено не только с ускорением и улучшением бизнес-процессов. Оно сопряжено и с внедрением дополнительных процессов и процедур, связанных с передачей, получением и хранением данных, которых раньше в компании не было. Очень важно не пустить эти процессы на самотек.
Тренд 3. Преобразования в налоговом законодательстве
Наверняка вы знаете о том, что в правилах налогообложения произошли изменения, и уже скорректировали свои финансовые стратегии. Если нет, то поторопитесь. Новость из серии «Капитан Очевидность», но не упомянуть об этом нельзя.
Тренд 4. Цифровые валюты
С середины 2025 года ожидается начало массового использования рубля в цифровом формате. Управленцам стоит разобраться, как эти деньги будут использоваться в расчетах между бизнесом и физическими лицами. Как они будут использоваться в расчетах между предприятиями. Какие возникают возможности. Какие возникают риски. Как нужно ко всему подготовиться. Что поменять в бизнес-модели и в самой компании в целом.
Помимо цифрового рубля стоит вообще разобраться с вопросом, что такое цифровые активы. Закон о цифровых активах существует. Крупные компании, в том числе и российские, уже ведут разработки в этом направлении. Задайте себе вопрос: что вы об этом знаете?
Тренд 5. Клиентоцентричный подход в бизнесе
Если мы проанализируем все современные технологии и попытаемся увидеть в них что-то общее, то обнаружим, что все они ориентированы на две цели: первая – лучше понимать клиента в каждом моменте его жизни, вторая – способность произвести для клиента уникальное кастомизированное предложение в виде сервиса, услуги или продукта.
Сочетание этих двух свойств (понимание клиента и способность сделать кастомизированное предложение в моменте) дает компаниям неоспоримое конкурентное преимущество. Естественно, речь идет о компаниях, которые сумели внедрить современные технологии в бизнес (речь идет не только о цифровых сервисах, но и о вполне материальных технологиях, как например, интернет вещей или аддитивное производство).
При этом нужно понимать, что те, кто не планирует (или не может) внедрять современные технологии в бизнес, тоже становятся заложниками ситуации, хотят они этого или нет. Почему? Потому, что у клиента всегда есть выбор.
Клиент привык к гибкости. Гибкость со стороны тех, кто использует технологии, прочно вошла в его жизнь. Клиент начинает ожидать такого подхода от всех компаний на рынке. Поэтому те, кто не внедряет в своей работе клиентоцентричных подходов, постепенно сойдут со сцены, проигрывая в конкурентной борьбе за клиента.
Обратите внимание на то, что клиентоориентированность и клиентоцентричность – это не одно и то же. Клиентоориентированность – это попытка удовлетворить и превзойти ожидания клиента. В то время, как клиентоцентричность – глубокое понимание процессов жизни клиента, умение встроиться в эти процессы с целью ему помочь и в то же время выстраивание бизнес-процессов всей компании вокруг пользовательского пути клиента, не только предоставляя ему великолепный сервис, но и формируя его клиентский опыт.