Найти тему
Александр Долгих

Почему Москва — это Третий Рим? А где Второй?

Оглавление

Ответ на этот вопрос написан на страницах учебника истории за 6 класс. С Первым Римом всё ясно — это Рим. Тот самый Рим, который сейчас является столицей Италии. Во времена Римской империи его называли caput mundi, с латинского переводится как "центр мира". Затем Рим стал столицей христианства, главным городом христиан.

Когда Западная Римская Империя пала под натиском варваров, статус христианской столицы перешел к Константинополю, столице Византии, которая считала себя ни много ни мало Восточной Римской Империей. Так Константинополь стал Вторым Римом.

Часть иконы "Москва — Третий Рим".
Часть иконы "Москва — Третий Рим".

Но в 1453 году турки-османы взяли Константинополь и Византия перестала существовать как государство. Христианской столицей Константинополь всё ещё оставался, однако стоит рассмотреть этот период чуть-чуть подробнее.

Проблемы между русской православной церковью и греками

Буквально за пять лет до этого события во времена правления Василия II Русская православная церковь отделилась от греческой. Произошло это на московском соборе в 1448 году, когда митрополита выбрали сами русские. До этого "русских митрополитов" всегда спускали сверху, назначали в Константинополе, причем все русские митрополиты, кроме двух, почти пять веков были греками.

Выбрать-выбрали, но его должны были все равно утвердить (признать) греки. А они не утверждали. Не отвечали на письма митрополита и Василия II. В какой-то степени помог польско-литовский король Казимир IV, признав русского митрополита и его покровительство над западными российскими княжествами, которые в то время входили в его королевство.

Первый избранный на Руси метрополит Иона, которого греки так и не признали.
Первый избранный на Руси метрополит Иона, которого греки так и не признали.

Но греки так и не пошли на уступки, ибо оказались под влиянием католиков, а в 1467 году и вовсе отлучили Московско-киевскую метрополию от своей церкви. В ответ русская церковь запретила вести любое церковное общение с Константинополем и западной частью киевской митрополии продолжавшей подчиняться про папскому патриарху контролируемому турками.

Лишь в 1484 году на церковном соборе в Константинополе была осуждена уния с Ватиканом. 45 лет понадобилось, чтобы Константинопольская патриархия наконец избавилась от католиков. Но свой авторитет она потеряла навсегда.

К тому же она сильно притеснялась турками и быстро беднела. А Русь в то же время становилась богаче и сильнее. В 1480 году при правлении Ивана III после стояния на реке Угре Москва сбросила с себя ордынское иго, ширилась и присоединила к себе Тверь, Новгород. Однако провозглашение Московского патриаршества и окончательное отделение произошло лишь в 1589 году (уже при сыне Ивана IV Грозного Фёдоре).

Почему всё-таки Москва стала Третьим Римом?

Вся эта история была важна для понимания того, как же Москва стала Третьим Римом, несмотря на на разногласия с греками.

На роль преемника претендовали и другие города. Сербы считали, что новым Римом должен стать Белград, болгары — Великое Тырново. Однако в XV веке большинство этих территорий так или иначе находилось под властью турок. А единственной независимой православной страной, которая к тому же сбросила с себя татаро-монгольское иго и с каждым годом крепла, была Русь с политическим и церковным центром в Москве.

Границы Османской Империи с начала XIV до конца XVII века.
Границы Османской Империи с начала XIV до конца XVII века.

Плюс ко всему Иван III, зашедший на престол в 1462 году был женат на Софье, которая до принятия православия звалась Зоей Палеолог и была племянницей последнего Византийского императора Константина XI Палеолога. В этом прослеживалась наследственность. К тому же примерно в это время гербом Российского государства стал двуглавый орёл, перекочевавший из Византии (снова намек на преемственность).

Венчание Ивана III и Софьи Палеолог.
Венчание Ивана III и Софьи Палеолог.

Плюс история о шапке Мономаха, будто бы подаренной русскому князю византийским императором. К тому же к концу XV века уже Москва спонсировала греческую церковь.

Таким образом в начале XVI века появилась концепция переноса "центра мира" в столицу русского государства, а её автором традиционно считается монах псковского Елеазарова монастыря Филофей, который в письмах Василию III говорил о роли «Рима земного», которую должна была занять Москва.

Дошедшая до нас версия послания Филофея, звучит так: «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать».
Старец Филофей Псковский.
Старец Филофей Псковский.

Несмотря на абсурдность и безосновательность этого утверждения, его приняли многие. Выгодность статуса "Москва — Третий Рим" для России понятна. Получив от Константинополя титут христианской столицы (пусть и неофициально), Российское государство получало и политическую преемственность от Византии. Тем самым укрепляла свою ролю и значение на мировой арене.

Но статус Третьего Рима накладывал на Москву и ряд обязательств. В частности защиту всех христиан, в том числе находившихся в подданстве Османской империи. Это означало, что русские будут воевать против турков. Это было выгодно уже ряду западных христианских стран, находящихся в зависимости или на грани войны с Османской империей.

В общем, так и получилось, что Москва стала Третьим Римом. После того, как всё свершилось, слова Филофея забылись, пока их вновь не вспомнили славянофилы в середине XIX века, которые описывали ими особый третий путь России, отличный от Западного и Восточного.

А вот ещё несколько интересных статьей: