#кино #новинка #обзор
Вышедший в 1922-м году экспрессионистский хоррор В. Ф. Мурнау "Носферату, симфония ужаса" стал не только событием своего времени, но и лег вместе со шведским "Возницей" в основу развития жанра ужастиков. У ленты Мурнау была трудная судьба: изначально великий немецкий режиссер хотел экранизировать "Дракулу" Брэма Стокера, но доживавший в те годы свою жизнь писатель наотрез отказался продавать права на экранизацию, очень скептически относившись к кинематографу в принципе. Мурнау не стал изобретать велосипед, поэтому несколько адаптировал историю, изменив имена, место действия и некоторые события. Так, Дракула превратился в графа Орлока (он же Носферату), который преследовал не жену Джонатана Харкера Мину в Лондоне, а избранницу висборгского риэлтора Томаса Хуттера Луизу. К фильму удалось привлечь большое внимание публики, но после премьеры начались проблемы: выпустившая картину студия обанкротилась, а потомки Стокера подали в суд за плагиат. По решению суда, лента была признана плагиатом и все ее копии подлежали уничтожению, но благодаря востребованности в мире, не до всех копий добрались выполнявшие судебное решение цензоры. Со временем ленту признали шедевром, после чего многие не гнушались попытками заработать на этой волне: наиболее успешным ремейком долгое время считался "Носферату - призрак ночи" авторства Вернера Херцога, видного немецкого режиссера 70-80-х, кроме того, не менее любопытной является лента "Тень вампира", которая рассказывает о съемках легендарного оригинала, затрагивая тему, на что готов пойти художник для достижения максимального реализма. Наконец, новая икона пост-хоррора Роберт Эггерс решил также не пройти мимо легендарной ленты, воспользовавшись ее 100-летним юбилеем. Правда, выпустить фильм в аккурат в год его выхода вековой давности не вышло из-за разных задержек, но с небольшой задержкой в конце 2024 года новый "Носферату" все же вышел в прокат. Посмотрел эту ленту, которая поразила впечатляющим визуалом, хотя к сюжетному наполнению есть несколько вопросов. В общем, сегодня обсудим ремейк этой легендарной ленты, получилось ли у Эггерса переплюнуть оригинал, а у Билла Скарсгарда - образом нового злодея снова вселить страх в зрителей. ПОЕХАЛИ!
К чести Эггерса, он не стал ничего осовременивать или менять место действия. Даже, о, ужас, для активистов - тут нет чОрных королев, мексиканских эльфов и прочих представителей разных "недопредставленных" групп, поэтому действие стартует также, в конце 19-го века в вымышленном немецком Висборге, где молодой риэлтор Томас Хуттер по заданию своего начальника Кнока должен отправиться в Трансильванию. Там он должен подписать сделку с графом-затворником Орлоком. Его невеста Элен живет с рядом трудностей: у нее периодически бывают припадки и постоянно околодепрессивное состояние. Ей кажется, что эта поездка ничего хорошего не сулит, но Томас уверен иначе: он хочет получить большие комиссионные, чтобы купить свой дом и наконец-то сравняться по уровню благополучия со своим другом детства Фридрихом, который счастлив в браке, является не только отцом двух дочерей, но и успешным городским чиновником. Жена Фридриха Анна тоже с раннего детства знает Элен, в том числе о преследующих ее видениях перед припадками, поэтому приглашает ее в свой дом на время командировки Томаса.
Только Томас не подозревает, что владелец агентства Кнок - жесткий оккультист, заключивший сделку с темными силами, в результате которой Томас должен стать жертвой расправы, а Элен будет принесена как дань графу Орлоку. Добраться до замка Орлока оказывается большой проблемой: Томасу встречается цыганская деревня, жители которой чем-то запрещенным торгуют чего-то боятся, его предупреждают, что лучше держаться подальше этого места. Но Томас одержим идеей "заключить сделку", поэтому даже несмотря на жуткие сны накануне, доезжает до проклятого замка. Там его встречает очень похожий... на Тараса Бульбу мужичок с оооочень неухоженными ногтями и обманом заставляет подписать договор совсем другого характера. Томас быстро понимает, где он на самом деле оказался, становясь жертвой нападения графа. Правда, в какой-то момент ему удается сбежать, ведь Томас догадывается, что вся сделка Орлока была направлена лишь для овладения душой Элен и устранения самого Томаса. Он пытается остановить Орлока, но уже поздно: граф отбывает по морю в Висборг, чтобы овладеть Элен и наслать чуму на весь город, уничтожив все его население.
Вообще, если касаться этой ленты, то именно тут появляется понимание абсолютной неоднозначности данной картины. Начнем с плюсов: конечно, Эггерс всегда отличался сильным визуалом, но здесь вместе с оператором Джарином Бласке они превзошли сами себя - в новом "Носферату" потрясающая операторская работа, отличные практические эффекты, которые придают особую атмосферность происходящему. Эггерс не изменяет самому себе, поэтому следы хоррора, основанные на локальных оккультных ритуалах есть и здесь. Пусть и не все моменты в фильме пугают, но фирменная атмосферность режиссера здесь в наличии. В ленте превосходная работа художников и костюмеров: хотя здесь и есть визуальные эффекты, но режиссер больший фокус сделал на натурных съемках и практических эффектах, поэтому лента выглядит как настоящее кино, а не сляпанный в CGI рекламный ролик. Сценарно Эггерс остался верен первоисточнику, хотя несколько расширил мотивацию персонажей и их действий (об этом отдельно).
Говоря о сильных сторонах актерского состава, не могу не выделить Билла Скарсгарда, которому может и не стоит играть культовых персонажей комиксов (новый "Ворон" оказался ужасным), но вот культовые злодеи хорроров ему к лицу. В свою галерею жутких образов Билл внес пополнение, почти замахнувшись на самого Дракулу (ну ладно, на его немецкую производную), но в то же время в этом образе есть и странность: ну не похож он на жуткого трансильванского графа-вампира, скорее это либо Тарас Бульба после дикого запоя, либо кто-то из героев "Теней забытых предков". Конечно, фильм задумывался больше для западного зрителя, поэтому вероятно, что такая трактовка образа для них была бы в новинку, но с другой стороны весь жуткий флер этого злодея быстро испаряется и в какой-то момент над скаргардовским Орлоком хочется посмеяться.
На удивление, Аарон Тейлор-Джонсон достаточно неплохо вжился в образ Фридриха, который очень скептически относится к любым попыткам объяснить мистику происходящего вмешательством темных сил, поражает, как неказистый герой фильма "Пипец" возмужал и оказался вполне в силах тянуть подобные роли. Хотя он еще в "Карениной" достойно сыграл Вронского, но свой потенциал стал раскрывать недавно (это не про "Крейвена-охотника"). Николас Холт в последние годы также старается изо всех сил позиционировать себя как драматического актера, но если в "Присяжном номер два" он вполне убедителен, то в новом "Носферату" он смотрится как актер второго плана, хотя по сути тут главная роль. Все эти ужимки и драматические выражения лица не помогают вывезти образ на нужный уровень, поэтому Томас больше смотрится как затерявшийся статист, хотя и видно, что Холт старался.
Противоречивой получилась Элен и ее исполнительница Лили Роуз-Депп. С одной стороны, дочка великого актера в таком образе очень легко могла бы заменить новую музу Тима Бертона Дженни Ортегу: образ дочки Деппа вполне готический и в определенной нише она легко могла бы занять это место, выступая в подобном амплуа. Но у Роуз-Депп есть проблемы с уровнем актерской игры, поэтому ее напряженный лоб, странные ужимки и игра "состояния транса" (который обычный, а не Кончита Вюрст или Карла Мария Гаскон) смотрятся немного смешно, а не зловеще. И да, без одежды дочке Джека Воробья пока лучше не сниматься. Уиллем Дефо также смотрится здесь слишком стандартно, его роль почти ничем не отличается от "Бедных-несчастных", поэтому доктор фон Франц удивительно похож на доктора Бакстера, будто закрепляя за Дефо амплуа эксцентричных шизиков от науки, способных влезать в разные дела. Конечно, надо отдать должное, что именно его герой постепенно берет в свои руки борьбу с Орлоком, окончательно затмевая неуверенного Холта, но все же роль слишком вторична.
Наконец, несмотря на следование первоисточнику, у фильма есть некоторые проблемы со сценарием: с одной стороны, Орлока пробудил Кнок, заключивший с ним сделку, с другой стороны - это была Элен, которая непонятным образом его пробудила от долгой спячки и теперь герой Скарсгарда ею просто одержим, говоря про свой любимый сорт ге..., напоминая скорее персонажей "Сумерек", из-за чего подобная мотивация не только выглядит странно, но и заставляет засмеяться в особенно патетичных сценах. Да и следует отметить, что пусть Эггерс и старался напугать зрителя некоторыми оккультными ритуалами, в какой-то момент режиссер пускается в откровенное цитирование своих любимых лент 70-х: от бергмановских "Шепота и криков" до "Изгоняющего дьявола". Да, конечно, перед режиссером стояла цель не только снять не хуже оригинала, но и осовременить его, тем более, что пугавшие зрителей вещи сейчас и 100 лет назад кардинально различаются, но такие киноцитаты вроде сцен одержимости Элен смотрятся скорее странно, чем пугающе.
В настоящий момент "Носферату" - это самый успешный фильм Эггерса: лента уже собрала 172 миллиона долларов в мировом прокате (при бюджете в 50 миллионов) и явно не собирается останавливаться. Кроме того, высокие оценки критиков и номинации на "Оскар" определенно прибавят внимание к этой картине. Ленту номинировали за работу оператора, гримера, художника и костюмы, вполне вероятно, что Джарин Бласке наконец-то возьмет свой "Оскар" как лучший оператор.
Стоит ли смотреть? Если знаете оригинал и любите стиль Эггерса, этот фильм точно стоит посмотреть, хотя бы ради впечатляющего визуала. В ином случае лента больше будет казаться калькой с Дракулы, впрочем, это не отменяет ее визуальных достоинств, которые сделаны на отличном уровне. Итоговая оценка 6,5 балла из 10.
Рекомендую к прочтению обзоры на другие новинки:
------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.