В конце января в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) завершился масштабный цикл исследований модели SJ-100 с двигателями ПД-8. Эти исследования проводились в интересах ПАО «Яковлев», компании-разработчика самолёта.
Финальным этапом стали испытания в трансзвуковой аэродинамической трубе Т-106. Иван Чернышёв, заместитель начальника отделения аэродинамики самолётов ФАУ «ЦАГИ», кандидат технических наук, прокомментировал завершение цикла исследований, подчеркнув, что полученные данные будут использованы конструкторским бюро для подготовки к лётным испытаниям самолёта с новым двигателем.
Эксперименты в до- и трансзвуковых трубах ЦАГИ продолжались в течение года, что завершило обширный цикл работ по изучению аэродинамических характеристик SJ-100 с новым двигателем.
Аэродинамическая труба замкнутого типа Т-106 была построена в 1938 году, а в конце декабря 1942 года официально введена в эксплуатацию. С момента своего создания она стала важнейшей частью экспериментальной инфраструктуры ЦАГИ. Одним из первых испытанных в ней летательных аппаратов был истребитель Як-3.
Эта труба предназначена для изучения аэродинамических свойств моделей самолётов и их компонентов при дозвуковых и трансзвуковых скоростях. Воздушный поток в трубе генерируется компрессором с электроприводом мощностью 32 МВт.
В ходе эксперимента модель SJ-100 была проанализирована на различных скоростях полёта, включая взлётно-посадочные режимы. Рабочая часть трубы имеет сферическую форму с перфорированными стенками.
Она оборудована электромеханическими весами и набором тензометрических весов для измерения аэродинамических сил и моментов, а также различными устройствами поддержки: ленточной подвеской, хвостовой державкой и подфюзеляжной стойкой. Аппарат Т-106 оснащён комплексом для автоматизации измерений, контроля и обработки данных в процессе выполнения экспериментов.
Эксперты из ЦАГИ провели исследование воздействия сочленения крыла, пилона и мотогондолы на аэродинамические характеристики самолёта. В результате экспериментов с применением метода мини-шелковинок было обнаружено, что влияние негативных факторов в зоне установки мотогондолы ПД-8 отсутствует.
В процессе работы также изучались аэродинамические особенности модели самолёта с модифицированными закрылками и предкрылком, сравнивая их эффективность с базовой конфигурацией. Полученные данные позволили уточнить банк аэродинамических характеристик самолёта на этапах взлета и посадки с новым отечественным двигателем ПД-8.
В Комсомольске-на-Амуре состоялось важное совещание по проекту SJ-100, где российские поставщики ознакомились с ходом инвестиционной программы ПАО «Яковлев». По информации пресс-службы ОАК, программа направлена на увеличение производственных мощностей, включая переоборудование цеха под прямоточную линию, а также строительство логистического центра и ангара для двух воздушных судов. Эти шаги позволят обеспечить непрерывное серийное производство самолётов после завершения сертификации.
Андрей Сойнов, директор Производственного центра ПАО «Яковлев», представил текущее состояние работ на опытных и серийных образцах SJ-100. Он обратил внимание на проблемные зоны, требующие усиленного контроля со стороны кооперации, чтобы избежать задержек поставок.
Согласно информации ОАК, опытный самолёт 95157 готовится к наземным испытаниям двигателя ПД-8, а первый серийный самолёт 97004 уже находится под током. Всего было собрано 11 серийных планеров, которые будут дооснащены отечественными системами и агрегатами после прохождения сертификации.
В Комсомольске-на-Амуре компания ПАО «Яковлев» планирует построить логистический центр площадью около 10 тысяч квадратных метров. Этот центр будет использоваться для складирования и подготовки двигателей ПД-8, которые будут устанавливаться на самолёты SJ-100. Для строительства этого объекта будет вложено 2,3 миллиарда рублей.