Рассказ о немецком легком танке Pz.Kpf.II, одной из новинок Музея Техники Вадима Задорожного
Так часто бывает, что желания и возможности не совпадают, особенно что касается наличия вооружения и военной техники. В полной мере это касалось пожеланий насчет бронетанковой техники в 30-е годы. У ряда стран амбиции были куда больше, чем их бронетанковый парк. Причем это касалось далеко не только стран с ограниченными возможностями с точки зрения промышленности. Проблемы имелись и у крупных танкостроительных держав. Посему они ступали во Вторую мировую войну ограниченно готовыми, с совсем иным, нежели хотелось, парком бронетанковой техники.
Именно такая ситуация образовалась с немецкой армией на начало Второй мировой войны. Основой парка бронетанковой техники предполагались средние танки, прежде всего Pz.Kpfw.III. Но по факту главным немецким танком того периода стал Pz.Kpfw.II, появившийся как временная мера. Ныне эти танки являются большой редкостью, поэтому появление каждого из них - большое событие. В этом смысле появление в коллекции Музея Техники Вадима Задорожного танка Pz.Kfw.II Auf.B - новость весьма примечательная.
Сама по себе история появления Pz.Kpfw.II заслуживает особого внимания. Этого танка изначально в системе вооружения немецкой армии не предполагалось. Единственная причина, по которой стартовали работы по La.S.100 - это весьма сомнительный результат работ по La.S., он же Pz.Kpfw.I. Вместо 3-местного танка с 20-мм автоматической пушкой получился 2-местный танк со спаркой пулеметов. Да еще и боевая масса превзошла проектную в 1,5 раза. Поэтому было решено рестартовать работы по легкому танку, теперь с отметкой в 6 тонн. То есть вместо танка-разведчика получался танк сопровождения, аналогичный Vickers Mk.E.
В то время поиск оптимального танка сопровождения еще продолжался, поэтому получившийся у MAN La.S.100 не должен удивлять. Одноместная башня была далеко не у одних французов, причем немцы от такой концепции отказываться не собирались и после начала Второй мировой войны. Как и от вооружения в виде 20-мм автоматической пушки на базе 2 cm Flak 30. Они считали, что для борьбы с танками, имеющими противопульную броню, этого вполне достаточно. А вот радист, как отдельный член экипажа, был нужен.
Ранние La.S.100 получили подвеску, во многом навязанную 6-м отделом Департамента Вооружений. Она имела прямое отношение к подвеске танков-разведчиков Vickers-Carden-Loyd, с которых немца много чего подрезали, включая компоновочные решения. Разница в том, что у танков Vickers-Carden-Loyd были опорные катки относительно большого диаметра, которые легко выдерживали высокую скорость. Немцы же решили, что они умнее других. Поэтому поставили катки малого диаметра, что, в сочетании с перегрузом на 1,5 тонны, дало ожидаемый результат.
Поначалу Pz.Kpfw.II страдал от больших проблем с надежностью ходовой части. Ситуация изменилась с появлением Pz.Kpfw.II Ausf.c. Этот танк существенно отличался от исходных танков, на нем установили новую, индивидуальную подвеску на листовых четверть-эллиптических рессорах. Опорные катки, которых стало по 5 на борт, увеличили в диаметре. Делали их, кстати, из алюминия, дабы снизить общую массу танка. Данная система оказалась куда более удачной, в результате данный вариант подвески стал финальным, как и общая конфигурация танка.
Pz.Kpfw.II Ausf.c стал последним танком семейства La.S.100, который MAN строил в одиночку. Вскоре начался выпуск Pz.Kpfw.II Ausf.A, более массовой машины, выпущенной тиражом 210 штук. Их строил не только MAN, но и Henschel. Не то, чтобы немецкие военные хотели себе очень большое количество таких танков, но иных вариантов у них не имелось. Z.W.(Pz.Kpfw.III), который предполагался как наиболее массовый немецкий танк, всё никак не получался, а производство надо было наращивать. Так что выпуск "двушек" наращивался.
Появившийся следом Pz.Kpfw.II Ausf.B (танки 5-й и 6-й серии, или 5.Serie/La.S.100 и 6.Serie/La.S.100) выпускались уже тремя заводами. К MAN и Henschel присоединился Alkett (Altmärkische Kettenwerk GmbH), танкостроительное подразделение Rheinmetall Borsig. Надо сказать, что устроился оружейный концерн неплохо. Да, он проиграл борьбу за создание танков, но при этом смог отхватить большие объемы производства. Из 384 Pz.Kpfw.II Ausf.B на его долю пришлось 90 танков.
Надо сказать, что каких-то существенных отличий между Pz.Kpfw.II Ausf.A и Pz.Kpfw.II Ausf.B не имелось. Один танк стал просто допечаткой другого. Единственным отличием первых Ausf.B от последних Ausf.A стало появление пулеотбойников на бортах подбашенной коробки. Они приваривались перед смотровыми лючками. Опять же, часть машин получила балки-усилители в кормовой части корпуса. Наконец, с середины февраля 1938 года отменили зенитный вертлюг на правом борту подбашенной коробки. Как показала эксплуатация в войсках, вертлюг был бесполезным.
К моменту, когда началось производство Pz.Kpfw.II Ausf.B, появились первые результаты применения танков в Испании. И они отнюдь не выглядели оптимистичными. С одной стороны, выяснилось, что пулеметное вооружение мало эффективно против брони толщиной 15 мм, поэтому 20-мм автоматическая пушка стала правильным выбором. С другой стороны, 45-мм пушка танка Т-26 оказалась куда более эффективным орудием. А главное, Испания показала, что броню надо утолщать. Немцы это сделали, увеличив толщину лба La.S.138 (Pz.Kpfw.II Ausf.D) до 30 мм. Но и этого оказалось недостаточно.
Озарение пришло только в Польше, где выяснилось, что главным противником танков являются противотанковые пушки. Кроме того, идея о том, что Pz.Kpfw.II является хорошим средством поддержки, оказалась далекой от истины. Немецкая пехота в условиях реальных боёв ругала "двушку", она давала минимальную поддержку. Лучшим танком признали Pz.Kpfw.IV. Другой вопрос, что желания и возможности часто различаются. На начало Второй мировой войны Pz.Kpfw.IV было около 200 штук, а Pz.Kpfw.II - около 1150 штук. Воевать приходилось тем, что есть.
Новинка Музея Техники Вадима Задорожного является типичным примером того, как развивались немецкие танки в первые годы войны. Данная машина собрана из кусков, но как минимум подбашенная коробка и надмоторная плита вполне определяются. На подбашенной коробке были знаки 2-й танковой дивизии, в нынешней конфигурации танк воевал минимум с весны 1940 года. А по факту он успел повоевать и в Польше. А еще он успел повоевать под Москвой. Это живой участник того самого боя у разъезда Дубосеково.
Какова судьба этого танка, неизвестно. Подбашенная коробка и надмоторная плита были найдены отдельно, причем они не сорваны, а аккуратно отсоединены и выкинуты. Вполне возможно, что данный танк в 1942-43 годах стал одним из тех, которые переделывали в истребители танков Marder II. Точную судьбу уже не выяснить, но то, что детали были демонтированы с "ванны", дает основания для различных теорий.
Какая была точно конфигурация у данного танка, уже не скажет никто, но то, что получилось, вполне имеет право на существование. И это даже интереснее, чем полный список улучшений, поскольку в таком виде Pz.Kpfw.II Ausf.B вполне мог быть. В первую очередь было решено улучшать ситуацию с броневой защитой. Поскольку танк и так же имел весьма приличную боевую массу (почти 9 тонн), усиливать можно было только лобовую часть корпуса и башни. Что и было сделано.
На лобовых листах подбашенной коробки ставились экраны толщиной 20 мм, причем смотровой прибор перенесли на экран. Крепились экраны на болтах с пулестойкими головками. Немцы считали, что так будет лучше, но вообще идея не очень. При попадании чего-то крупного экран мог выдержать, а вот болты срывались, работая как поражающие элементы. Аналогично защищался лоб башни. Более интересно выглядела защита лба корпуса, которая работала как разнесенная броня. Заодно она довольно заметно меняла внешний вид танка.
Первые комплекты экранов стали ставить на Pz.Kpfw.II с февраля 1940 года, так что к маю часть машин уже имела усиленную броневую защиту. Вторым этапом модернизации становилась установка командирской башенки, тем самым была решена существенная проблема с обзорностью. Такую модернизацию прошло большинство имевшихся Ausf.A-C. Но не все. И в 1941 году хватало танков, которые всё еще имели старый люк и весьма посредственную обзорность. Именно в такой конфигурации восстановили данный экземпляр.
Немаловажный плюс новинки Музея Техники Вадима Задорожного заключается в том, что танк восстановлен до ходового состояния. С точки зрения машины, восстановленной из кусков, это явный плюс. Да, есть мелочи, которые можно было бы сделать чуть лучше, но общую картину они не портят. Главное, что одной "двушкой", еще и ездящей, стало больше. Наверняка еще увидим танк в кино. Ну а пока новинка заняла место в основной танковой аллее между корпусами музея.
Другие статьи по немецким легким танкам семейства Pz.Kpfw.II и машинам на его базе:
История немецкого легкого танка Pz.Kpw.II Ausf.a, он же La.S.100
История легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.b, первой более-менее крупносерийной версии танка
История немецкого легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.c, на который MAN поставила нормальную ходовую часть
История Schwimm-Pz.Kpfw.II, плавающей версии Pz.Kpfw.II, которая оснащалась специальными понтонами
История Brückenleger II, мостоукладчика на базе легкого танка Pz.Kpfw.II
История Pz.Kpfw. mit Abwurfvorrichtung, специальной инженерной модификации Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II
История немецких легких танков Pz.Kpfw.II Ausf.D
История огнеметного танка Pz.Kpfw.II(F), который периодически называют Flammpanzer II, либо Flamingo
Рассказ о реставрации немецкого легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.F из парка "Патриот"
История легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.G, второй по счету попытки сменить "классический" Pz.Kpfw.II
История легкого штурмового танка Pz.Kpfw.II Ausf.J
Танки-штурмовики для генерала фон Браухича
История Pz.Sp.Wg.II Ausf.MAN Luchs, специализированного немецкого танка-разведчика
История Pz.Kpfw.II, самого массового немецкого танка на начало Второй мировой войны
Поучительная история о том, как немецкая армия заказывала легкие танки-разведчики