- У татар наследием далекой старины была традиция «кражи/умыкания» невесты. Этот обряд, имеющий очень древние корни, является одним из реликтов родо-племенных отношений. Этнологи зафиксировали наличие схожих обрядов у многих народов. Похищение невест из чужого племени являлось у них необходимым условием расширения влияния своего объединения, сохранения экзогамии, увеличения численности народонаселения.
- Женский сговор и кинжал
- Как отец пытался защитить дочь
У татар наследием далекой старины была традиция «кражи/умыкания» невесты. Этот обряд, имеющий очень древние корни, является одним из реликтов родо-племенных отношений. Этнологи зафиксировали наличие схожих обрядов у многих народов. Похищение невест из чужого племени являлось у них необходимым условием расширения влияния своего объединения, сохранения экзогамии, увеличения численности народонаселения.
Предки татар при совершении этих действий, по всей видимости, руководствовались теми же мотивами, традиция сохранялась в некоторых местностях и в начале ХХ века. Однако уже тогда появились первые попытки сопротивления этой практике. В этой публикации хотим Вам рассказать немного об истории семейно-брачных отношений татар Симбирского уезда и привести любопытный случай «умыкание невесты» в д. Старое Шаймурзино, зафиксированный в документальных источниках.
Известный историк и этнограф начала ХХ в. Г.Н. Ахмеров в числе трех распространенных видов бракосочетания у татар называет обряд умыкания невесты. По его данным, к похищению невесты прибегали в том случае, когда у жениха не оставалось надежды склонить девушку и ее родителей на брак. Похищали исключительно девушек, а вдову, как бы она ни была молода и красива, не воровали.
Похитителями всегда были молодые парни, пожилые и вдовцы никогда не пользовались таким средством. Похищали, как правило, знакомую девушку, но не из своей родни. Совершенно незнакомую никогда не крали. Если похищение совершалось в самом селении, то непременно ночью. Умыкание невесты происходило и по обоюдному согласию молодых, как правило по причине бедности жениха вследствие чего он не мог заплатить калым за невесту.
Вплоть до 1920-х гг. «воровские свадьбы» отмечались и среди татар Предволжья. Один такой случай, получивший широкую огласку и дошедший до судебных органов нашел отражение в делах Симбирского окружного суда.
Женский сговор и кинжал
Зимним вечером, 16 февраля 1908 года, жительница деревне Старое Шаймурзино Буинского уезда (совр. Дрожжановский район РТ), молодая татарская девушка, 22-летняя Адыльниса Латыфова пошла на "аулак өй" к своей подружке. Ожидалось, что это будет обычная девичья посиделка с рукоделием и песнями, пока хозяйка дома Миника Халитова будет гостить в доме Шайдуллы Умерова.
Но вечер получился совсем не радостным. Оказалось, что в доме Халитовых готовили для неё "ловушку". В 8 часов вечера в дом ворвалась компания молодых людей. Среди них был известный в деревне своим буйным характером Кашафетдин Камалетдинов и его друзья Мухарям Сагдетдинов и Закир Насянов-Вахитов (так в документе). Напуганная Адыльниса ничего не смогла сделать - ей начали угрожать кинжалом, схватили и увезли в неизвестном направлении.
Позже уже выяснится, что все было спланировано заранее. А хозяйка дома, мать подружки Адыльнисы, Миника гостила не у кого-нибудь, а у близкого родственника того самого похитителя - Кашафетдина Камалетдинова. Шайдулла Умеров приходился ему зятем.
20 февраля 1908 г. Абдул-Нафий Латыфов обратился к симбирскому прокурору с прошением, в котором заявил о насильственном похищении его 22-летней дочери Адыльнисы.
Как отец пытался защитить дочь
Уже спустя четыре дня, 20 февраля 1908 г. на столе прокурора Симбирской губернии оказалось прошение от крестьянин д. Старое Шаймурзино Больше-Цильнинской волости Симбирского уезда. Это было уже не первое его заявление.
Сразу после совершения преступления, несчастный отец решил обратиться в органы власти. Он был в расстроенных чувствах и считал, что Кашафетдин отличается буйным нравом и явно не пара его любимой дочери. Поэтому пострадавший был уверен, что нужно вернуть Адыльнису домой при помощи местной полиции и арестовать преступников. Но местный уездный урядник не спешил ему помочь.
Опытный полицейский, хорошо знавший татарские традиции предложил Латыфову «не выносить ссор из избы» и отказался принять его заявление. Решив идти до конца, разгневанный отец обратился в высшие судебные инстанции. Так началось судебное расследование.
Странное судебное дело
16 марта 1908 г. к судебному следователю симбирского окружного суда были вызваны основные фигуранты этого происшествия.
Но во время допроса отец пострадавшей Адыльнисы А-Н. Латыфов кардинально изменил свою позицию, заявив, что никакого похищение не было вовсе, все было сделано по взаимному согласию «во избежания оплаты калыма». Своего новоявленного зятя А-Н. Латыфов уже характеризовал как «очень хорошего человека», а вышедшее «недоразумение» объяснял следованием татарским обычаям и традициям. Вторила словам отца и несчастная (или счастливая) невеста.
Что же заставило Латыфова изменить свою позицию?
Ответ на этот вопрос можно найти в работе Г.Н. Ахмерова: «так как бесчестие девушки считается величайшим позором для нее и лишает невесту всякой ценности, то похищенная и ее родители поневоле должны согласиться на брак с похитителем».
Руководствуясь татарской пословицей «кем белэн каралган, шунын белэн агарсын» (с кем почернела с тем отбелится) А-Н. Латыфов был вынужден примириться с К. Камалетдиновым и согласится на брак. В связи с этим обстоятельством судебное следствие было прекращено, а в д. Старое Шаймурзино образовалась новая татарская семья.
Читайте также о других эпизодах из истории деревни Старое Шаймурзино: