Найти в Дзене

"Новые татары" или из истории чувашей-мусульман

Предволжье является контактной зоной, где на протяжении многих веков мирно жили и активно взаимодействовали представители разных народов и конфессий. В связи с особенностями хозяйственно-экономического освоения предволжской лесостепной зоны в XVII – XVIII в. здесь образовались населенные пункты со сложным этническим, религиозным и социальным (сословным) составом. Среди них д. Старое Шаймурзино Симбирского уезда Симбирской губернии (совр. Дрожжановский р-н РТ). В середине XIX в. здесь проживали представители татарского (татары-мишари) и чувашского (степные чуваши-хирти) народов, в конфессиональном отношении являвшиеся мусульманами (татары-мусульмане), православными христианами (крещеные чуваши) и последователями народных верований (чуваши-язычники), входившие в состав государственных (бывшие служилые татары и лашманы) и удельных (бывшие ясачные чуваши и татары) крестьян. Существенные изменения в этноконфессиональном ландшафте данного селения отмечаются в конце 1850-х гг. Вследствие о
Оглавление

В 1868 году группа чуваш из Симбирского уезда во главе с Бикбовым Ислиминовыми, он же Исай Григорьев, пишут прошение царю: разрешите перейти в ислам. Фактически исламские обряды давно уже были в их жизни. Но в царской России все было устроено гораздо сложнее и не так просто было жить по велению сердца. Знакомим вас с историей жителей деревни Старое Шаймурзино.

Предволжье является контактной зоной, где на протяжении многих веков мирно жили и активно взаимодействовали представители разных народов и конфессий. В связи с особенностями хозяйственно-экономического освоения предволжской лесостепной зоны в XVII – XVIII в. здесь образовались населенные пункты со сложным этническим, религиозным и социальным (сословным) составом. Среди них д. Старое Шаймурзино Симбирского уезда Симбирской губернии (совр. Дрожжановский р-н РТ).

В середине XIX в. здесь проживали представители татарского (татары-мишари) и чувашского (степные чуваши-хирти) народов, в конфессиональном отношении являвшиеся мусульманами (татары-мусульмане), православными христианами (крещеные чуваши) и последователями народных верований (чуваши-язычники), входившие в состав государственных (бывшие служилые татары и лашманы) и удельных (бывшие ясачные чуваши и татары) крестьян.

Чувашенки. Худ. Е.М. Корнеев. Начало XIX в.
Чувашенки. Худ. Е.М. Корнеев. Начало XIX в.

"Непременно окрестить всех язычников"

Существенные изменения в этноконфессиональном ландшафте данного селения отмечаются в конце 1850-х гг. Вследствие особого «усердия» управляющего симбирской удельной конторой С.П. Глинки в 1857 г. более тысячи чувашей-язычников Симбирской губернии были обращены в православие, в том числе 23 жителя д. Старое Шаймурзино.

Это было связано с тем, что получив выговор от начальства, недовольного большим количеством последователей традиционных религиозных ценностей в его ведомстве, ретивый чиновник предписал уездным правлениям «непременно окрестить всех язычников».

Местные чиновники, с характерной для российской бюрократии ревностью к приказам вышестоящих органов, преступили к реализации этого предписания, собирали чувашей «в сараи, или просто на двор насильственно и под угрозой, заставляли их принимать крещение, после которой предлагали будто новокрещеным вина». Естественно, данными действиями власти лишь отдалили крестившихся от православной церкви.

Как старошаймурзинцы-чуваши выбрали ислам

Понимая, что в новых реалиях им будет сложно сохранение прежнего традиционного религиозного состояния, старошаймурзинцы-чуваши решаются перейти в ислам.

Быстрому религиозному сближению чувашей с татарами-мусульманами в немалой степени способствовало многовековое совместное проживание, наличие общего исторического прошлого, отсутствие языкового барьера, тесные культурные контакты, уходившие корнями во времена Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

Важную роль в социокультурном выборе бывших «язычников» сыграл местный имам-хатыб Фатхулла Бярхиев. Прослужив более 30 лет духовным руководителем старошаймурзинской мусульманской общины Ф. Бярхиев пользовался уважением и непререкаемым авторитетом как среди татар так и чувашей. К нему обращались за советом и наставлением, часто он выступал в роли лекаря и учителя.

Отсутствие в исламе разделения между духовными и светскими компонентами жизни позволяло местным жителями воспринимать хазрята как представителя «своей» социальной группы, близкого им по духу, понимавшего их насущные проблемы. Несмотря на угрозу уголовного наказания в 1857 г. Ф. Бярхиев соглашается на обращение в ислам жителей 8 чувашских дворов (30 чел.), разрешает им тайно посещать мечеть, совершает среди них необходимые религиозные обряды – имянаречения, никах, похороны и проч.

В связи с тем, что в этот период конфессиональная принадлежность была тесно переплетена с этнической идентичностью, а исламская религия ассоциировалась в первую очередь с татарами, перешедшие в ислам чуваши были склоны называть себя «новыми татарами».

Несмотря на то, что они осознано сделали выбор в пользу ислама, соблюдали все предписания мусульманского вероучения, официально они продолжали считаться православными христианами (действующее имперское законодательство вообще не предусматривало перехода из православия в ислам, за эти действия можно было подвергнуться административному и судебному преследованию). Это создавало существенные сложности для чувашей-мусульман, вынуждало их скрывать свои религиозные предпочтения.

Обряд жертвоприношения чувашей. Художник П. Меркурьев.
Обряд жертвоприношения чувашей. Художник П. Меркурьев.

Для того, чтобы легализовать свой действительный конфессиональный статус в 1868 г. они обращаются с прошением к императору Александру II с просьбой разрешить им официальный переход в ислам.

В это время отмечается массовое возвращение в ислам крещеных татар Казанской, Уфимской, Симбирской и Вятской губерний. Старошаймурзинцы решаются воспользоваться этим шансом и присоединяются к данному движению. Наряду с чувашами-мусульманами д. Старая Шаймурзино в это время прошения о переходе в ислам подают жители соседних чувашских селений Буинского, Симбирского и Тетюшского уездов: Средние Алгаши (чуваши-шаймурзинцы были выходцами из этой деревни), Дувановка, Три избы Шемурши, Трех-Болтаево, Новоиркеево, Чепкас Ильметьево, Новое Дуваново, Буинка, Саушево, Чекильдым.

Случаи перехода в мусульманство отмечаются среди чувашей деревень: Кукушма, Белая Волошка и Утеева. Лидером движения за переход чувашей в ислам был житель д. Старое Шаймурзино Бикбов Ислиминов (Исай Григорьев). Б. Ислиминов был инициатором подготовки коллективного прошения и сбора на это денег. Он ездил в столицу Российской империи – Санкт Петербург, где намеревался собственноручно вручить прошение царю, но был задержан полицией на дворцовой площади. По этому факту в 1871 г. было возбуждено уголовное делопроизводство. В результате Б. Ислиминов и престарелый мулла Ф. Бярхиев (в это время ему было 75 лет) оказались под судом.

Несмотря на жесткие действия властей и официальный отказ в их просьбе чуваши-мусульмане продолжают тайно исповедывать ислам. Лишь в годы Первой русской революции (1905 – 1907 гг.) вследствие объявления в стране «свободы совести» потомки «отпавших» в ислам чувашей получают возможность причислиться к мусульманским приходам д. Старое Шаймурзино и стать «официальными» мусульманами.

Сейчас большинство потомков чувашей-мусульман хотя и помнят о своих корнях считают себя татарами.

Радик Исхаков