Найти в Дзене

Просто «Мария», которая раньше была Каллас. О фильме с Анджелиной Джоли в главной роли

«Как вас сегодня называть, просто Мария или Ла Каллас?» — спрашивает журналист, который снимает фильм о великой певице. И в зависимости от настроения, стареющая, но прекрасная оперная дива, которая уже сошла со сцены, выбирает для себя то одно, то другое имя. Судя по названию фильма, режиссер Пабло Ларраин остановился на просто «Марии», и решил рассказать о ней. В фильме показаны последние недели жизни певицы в Париже осенью 1977 года перед самым ее уходом. Марии Каллас не стало, когда ей было всего 53 года. Мария (Анджелина Джоли) все еще чувствует себя дивой, но она очень уязвима — она рассовывает по карманам таблетки-антидепрессанты, чтобы в случае чего необходимая горсть была наготове. Она не мыслит своей жизни без сцены, но после смерти Онассиса она заболела и ее дивный голос пропал. Впрочем, Мария не теряет надежды его вернуть, она пытается петь — под шкворчание омлета на сковороде вместо лучших оркестров мира. Когда она берет высокие ноты, ее пудели испуганно взвизгивают. Единст
Оглавление

«Как вас сегодня называть, просто Мария или Ла Каллас?» — спрашивает журналист, который снимает фильм о великой певице. И в зависимости от настроения, стареющая, но прекрасная оперная дива, которая уже сошла со сцены, выбирает для себя то одно, то другое имя.

Мария (Анджелина Джоли). Для этой роли актриса больше полугода изучала оперное пение.
Мария (Анджелина Джоли). Для этой роли актриса больше полугода изучала оперное пение.

Судя по названию фильма, режиссер Пабло Ларраин остановился на просто «Марии», и решил рассказать о ней.

В фильме показаны последние недели жизни певицы в Париже осенью 1977 года перед самым ее уходом. Марии Каллас не стало, когда ей было всего 53 года.

Мария (Анджелина Джоли) все еще чувствует себя дивой, но она очень уязвима — она рассовывает по карманам таблетки-антидепрессанты, чтобы в случае чего необходимая горсть была наготове.

Камердинер (Пьерфранческо Фавино).
Камердинер (Пьерфранческо Фавино).

Она не мыслит своей жизни без сцены, но после смерти Онассиса она заболела и ее дивный голос пропал.

Впрочем, Мария не теряет надежды его вернуть, она пытается петь — под шкворчание омлета на сковороде вместо лучших оркестров мира. Когда она берет высокие ноты, ее пудели испуганно взвизгивают. Единственные ее слушатели — кухарка (Альба Рорвахер) и камердинер (Пьерфранческо Фавино) — смущены, в их глазах застыли грусть и смущение.

Чаще даже не по игре Анджелины Джоли, которая очень сдержанна в рисунке роли, сколько по реакции преданных диве слуг мы понимаем, насколько сложно и спутано ее сознание.

Как и в фильме «Спенсер. Тайна принцессы Дианы», в этой картине чилийца Пабло Ларраина много моментов, когда сложно понять — это воспоминания или галлюцинации? Здесь тоже явь мешается со снами, воспоминаниями и даже бредом воспаленного сознания.

Она явно не здесь и не сейчас.

Мария и Онассис ( в его роли - турецкий актер Халук Бильгинер).
Мария и Онассис ( в его роли - турецкий актер Халук Бильгинер).

Мария то ходит по Парижу, который внезапно превращается в поющий оперный хор, то погружается в воспоминания, и перед нами проходят эпизоды ее детства в оккупированной фашистами Греции, когда мать ради выживания заставляли их с сестрой уединяться в комнатах с немцами, и порой Марию спасал ее голос — пела она божественно, и свидания порой ограничивались этим. Но уже тогда она сделала вывод, что истинная музыка рождается из нищеты и страданий.

Мария ходит по Парижу и дает интервью молодому журналисту (в его роли молодой актер с мистической внешностью — Коди Смит-Макфи). И здесь он тоже словно призрак, то ли юноша, а то ли виденье. Ему ли дает интервью Каллас, или это ее диалог с самой собой?

Единственная ее семья - это ее преданные слуги, которые очень трогательно о ней заботятся.
Единственная ее семья - это ее преданные слуги, которые очень трогательно о ней заботятся.

И минуты триумфа, и лучшие сцены мира, и скандальный роман с миллиардером Онассисом — все это то ли черно-белое кино, то ли видения.

В общем, если вы хотели больше узнать о Марии Каллас, то вряд ли это тот самый фильм, который о ней расскажет максимально полно. Хотя безусловный его плюс — и вмонтированные кадры реальных видеосъемок певицы (которая, скажем честно, смотрится гораздо более живой, манящей и харизматичной, чем тот образ, который создает Анджелина Джоли).

И, разумеется, в фильме звучит божественный голос Марии Каллас.

Операторая работа заслуживает высокой оценки.
Операторая работа заслуживает высокой оценки.

Но в большей степени это грустная история о диве, у которой все в прошлом. Призраки былой славы маячат перед ней постоянно, но вернуть ее Марии уже не под силу.

Фильм не очень динамичный, но определенная магия в нем есть. Его создают красивый визуал, костюмы, музыка и операторская работа.

Смотрели, будете?

Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.

О другом фильме Пабло Ларраина можно почитать здесь:

Еще больше обзоров — в подборках «Кино круглый год» и «Наше кино»