Найти в Дзене
Mash Room

Эпилог книгопечатания: что с индустрией?

Оглавление

Складывается мрачная картина: книжному производству в России капут. Дефицит расходников, типографских машин, рост цен на продукцию и даже — остановка работы предприятий.

Книгопроизводству не хватает материалов и кадров. Возникли сложности с закупкой и ремонтом оборудования. Цены растут, а качество снижается. Издательства всё чаще выпускают минимальный тираж в России, а остальное допечатывают в Китае.

Что происходит с книжным рынком в России и как подростки и молодёжь помогают его сохранить — разбираемся.

Книжная отрасль умирает?

После начала СВО издатели столкнулись с рядом проблем: потеряли контракты на импортную бумагу, упаковку и оборудование. Всё это оказалось в пятом пакете санкций Евросоюза от 8 апреля 2022 года. Также с рынка ушли многие европейские и американские писатели. Когда у нас запретили пропаганду ЛГБТ, издательствам снова пришлось потратиться — убирали запрещёнку с полок и перепечатывали версии с цензурой.

Не спас даже параллельный импорт. Часто комплектующие для печатных машин уникальны. Производитель видел, откуда поступал запрос на детали, и… перекрывал поставку.

А импортозаместить?

Главное в книге — бумага, из которой она сделана. Для её производства используют древесную целлюлозу из хвойных и лиственных пород.

Бумага бывает офсетной, мелованной и газетной. Почти две трети изданных книг напечатаны на офсетной — с ней у нас проблем нет и не было. Реже используют мелованную — на ней удобно печатать иллюстрации, она более дорогая и качественная. Раньше её завозили из Финляндии, Германии и Швеции. Летом 2023-го российские книгоиздатели объявили, что на 95% перешли на отечественную мелованную бумагу. Наконец, газетную бумагу используют для мелких брошюр или чтобы удешевить производство книги. С ней тоже всё ок.

А вот "дизайнерские" сорта на местном рынке пока предложить не могут. Диапазон плотностей бумаги ограничен.

А что не импортозаместить?

В сентябре 2023-го на Московской ежегодной международной книжной ярмарке поставщики рассказали, что в России не удалось наладить производство офсетных красок. Закупают их в Китае и Южной Корее. Отечественные лаки также делают на импортном сырье. Выручили турецкие поставщики.

Другой важный расходник — нитки для переплёта. Их тоже закупают за границей. Нитки российского производства сильно тянутся. Из-за абразивности они портят печатные машины. Невысокое качество и у проволоки для сшивания брошюр. Со временем она ржавеет. Поставить на поток производство клея тоже не вышло.

Особенные сложности вызвало производство интерактивных элементов в книге: липучек, 3D-фигур, подвижных деталей.

Что по ценам?

Цена книги складывается из:

  • отечественных расходников;
  • импортных расходников;
  • курса валют;
  • авторских прав и гонораров;
  • расходов на транспортировку и хранение;
  • налогов и сборов;
  • комиссии на маркетплейсах;
  • комиссии в офлайн-книжных;
  • расходов на рекламу;
  • дефицита кадров в отрасли.

И если большая часть расходов росла постепенно вместе с инфляцией, то переход с европейских расходников на азиатские увеличил стоимость сразу на 15–20%. Тут и сложности с логистикой, и увеличение сроков поставок, и хитрость азиатов — ведь они знают, что вариантов у нас особо нет.

Не всё потеряно!

Балансировать спрос и предложение удаётся за счёт сокращения тиражей, а большую часть издержек типографии принимают на себя.

Хорошая новость заключается в том, что дефициты полиграфии для печати и отделки книг вызваны… ростом спроса на литературу! Причём завсегдатаями книжных стала именно молодёжь. Скупают книжки в жанре романтики, фантастики и фэнтези, young adult и new adult. А ещё — русскую классику. Последняя стала популярна благодаря красочным обложкам. Повышенный спрос стимулирует издательства внедрять новые форматы печати и оформления.

Дизайнерские сорта используют для "особых" запросов, например, коллекционных изданий. Их выпуск действительно пришлось сократить. В остальном же обыватель не может увидеть разницу в качестве книг, напечатанных на европейской и российской бумаге.