Найти в Дзене
Галс-Девелопмент

Фонтан с духами и другая реклама первого парфюмера в Москве

Оглавление

Фабрика «Новая Заря» – легенда в мире парфюмерии. Предприятию удалось пережить все перипетии истории 20 века. Несмотря на то, что бренд прочно ассоциируется с советской эпохой, его основал потомственный французский парфюмер Анри Брокар еще до революции. В 1864 году в Москве, в конюшне Теплого переулка (ныне улица Тимура Фрунзе), он открыл крошечное предприятие. Здесь он варил мыло, которое назвал «Народным», и продавал за копейку. На деревенских ярмарках оно стало самым популярным товаром «на подарки».

Грамотный пиар

После первого успеха Брокар расширил ассортимент – стал производить еще и «народные» помаду и пудру. Возросшие доходы позволили Брокару в 1869 году приобрести усадьбу на пересечении Арсеньевского переулка (сейчас — улица Павла Андреева) и Мытной.

Однако для дальнейшего роста и, как бы сейчас сказали, выхода в премиум-сегмент, нужно было нечто большее. Брокар решил действовать нестандартно.

В 1873 году Москву посетила дочь Александра II Мария. Француз преподнес ей букет искусственных цветов, надушенных парфюмом. Сувенир произвел впечатление на великую княгиню, и фирма стала производить духи для императорской семьи.

Вход на фабрику товарищества парфюмерного производства «Брокар и К»
Вход на фабрику товарищества парфюмерного производства «Брокар и К»

Кроме того, Брокара можно считать создателем первого «бьюти-бокса» в России. С подачи жены он начал продавать наборы за рубль — в них входили духи, мыло, одеколон, пудра и помада. Спрос был настолько бешеным, что в магазины иногда вызывали полицию, чтобы усмирить покупателей.

Еще один рекламный ход Брокара стал легендой. На Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1882 году фирма установила фонтан, где вместо воды подавался одеколон «Цветочный». Аромат прославился в минуту.

Иллюстрация из книги «Золотой юбилей парфюмерного производства товарищества Брокар и К° в Москве. 1864–1914», 1915 год
Иллюстрация из книги «Золотой юбилей парфюмерного производства товарищества Брокар и К° в Москве. 1864–1914», 1915 год

Упаковщица спасает фабрику

После революции 1917 года фабрика приостановила выпуск духов и вернулась к изготовлению мыла – нужно было снабжать фронт гражданской войны. Сырья для производства катастрофически не хватало, и здание фабрики даже хотели передать Монетному двору.

Дело спасла Евдокия Уварова. Женщина работала на предприятии с 1913 года упаковщицей, а после Февральской революции стала членом Московского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Она чудом убедила Ленина, что предприятие надо сохранить. В 1922 году фабрика, ставшая уже «Новой Зарей» под руководством директора Уваровой, вошла в трест с неблагозвучным названием «Жиркость».

Запах советской роскоши

После смерти Брокара в 1900 году главным парфюмером фабрики стал другой француз Август Мишель. Он не покинул страну после революции и остался работать на национализированной фабрике.

Анри Мишель
Анри Мишель

Именно Мишель создал духи, которые прославили «Новую Зарю» на всю страну – аромат «Красная Москва». За основу он взял формулу тех самых духов, которые Брокар преподнес княгине Марии Александровне. В композиции переплетались ноты фиалки и красной розы, подчеркнутые бергамотом, гвоздикой и иланг-илангом.

Духи «Красная Москва» стали атрибутом обеспеченной советской женщины: сначала флаконы получали по распределению только жены высоких чиновников и знаменитости. Например, именно этот аромат был у актрисы Любови Орловой. Позже «Красная Москва» вошла в обычную торговую линейку «Новой Зари» и стала предметом мечтаний большинства советских женщин. В 1940 году флакон духов стоил 28 рублей 50 копеек, тогда как рядовой рабочий получал 330 рублей.

Флакон духов «Красная Москва»
Флакон духов «Красная Москва»

Поддерживать образ атрибута дорогой и желанной жизни «Новой Москве» помогали и съемки в кино. Например, в картине «Девчата» флакон с крышкой в виде красного купола можно разглядеть на туалетном столике Анфисы.

Кадр из фильма «Девчата»
Кадр из фильма «Девчата»

Парфюм упомянут и в «Покровских воротах» 1982 года. Главному герою Костику Рюмину возлюбленная Рита перед встречей с ее родителями говорит: «Эти духи ты подаришь маме. Она обожает “Красную Москву”».

Запахи тесно связаны с нашими воспоминаниями. Они создают настроение и вызывают эмоции. Именно поэтому люди веками использовали парфюмы как для тела, так для и дома. Сегодня традиция окружать ароматом жизненное пространство обрела новое звучание – в моде естественность и природные мотивы. Например, для офиса продаж элитного жилого комплекса «Монблан» «Галс-Девелопмент» разработал во Франции собственный аромат. Свежий, цитрусовый, древесно-пряный парфюм звучит как глоток свежего горного воздуха.

Этот аромат стал метафорой архитектурного облика проекта, созданного бюро СПИЧ. Главная точка внимания в композиции – 99-метровая башня со скульптурным силуэтом и фасадом, который благодаря светопрозрачным пластинам напоминает льды альпийской вершины. Ансамбль дополняют неоклассические корпуса с фасадами из натурального известняка. Такая эклектичность задает фешенебельный тон камерной Шлюзовой набережной.