Страниц: 400
Цикл: «Том Рипли», №1
Оценка: 8/10
Первое издание: 1955 г.
Увлекательность: 7/10
Прописанность героев: 8/10
Сюжет: 7/10
Глубина: 8/10
Эмоции: 7/10
Идея: 8/10
Интересно, что эта книга смогла меня обмануть и долго выдавать себя за кого-то другого. Я не догадывалась, что это не современное произведение, и вдобавок принимала его за обычный триллер. А оказалось всё намного интереснее. Сразу скажу, что, если вы не читали и не смотрели экранизацию, лучше пропустить этот текст. О нём сложно говорить, не основываясь на фактах из сюжета, но при этом лучше подступать к произведению, не зная его сюжета.
Наш главный герой — плут Том Рипли. Он беден, но изворотлив, и, когда один богатей просит Тома помочь с его сыном, полагая, что они хорошие приятели, Том не думает и быстро соглашается. Так Рипли, снабжённый деньгами и напутствиями, плывёт из США в Италию, чтобы там уговорить Дикки Гринлифа вернуться домой под крыло отца.
Однако вместо выполнения задачи Том вкушает роскошество жизни богатых отпрысков в Италии, совершенно не хочет возвращаться, но начинает завидовать жизни Дикки Гринлифа. У того есть всё: богатые родители и возможность не работать, хорошее образование, яхта, девушка, но он всё это не ценит.
В порыве зависти Том убивает Ричарда, чем запускает череду событий. Он примеряет на себя личину Гринлифа, и ему это нравится. Он скрывает убийство, притворяясь Дикки.
Особенность этого произведения состоит в том, что оно отходит от привычной нам концепции положительного главного героя, который может быть и не свят, но мы будем его понимать и ему сопереживать. А здесь мы понимаем, зачем Том делает то, что делает, но сопереживать никак не можем.
Мне почему-то на ум пришло «Преступление и наказание», где герой тоже злится из-за несправедливости жизни и собственной нищеты, что побуждает его и пойти на преступление. Ну, по крайней мере, насколько я помню, страшно представить, сколько лет прошло с тех пор, как я читала эту книгу.
Помимо этого писательница показывает ленную и даже деградирующую жизнь богатых детишек, которые благодаря родителям-магнатам могут ничем не заниматься, а лишь живут в своё удовольствие. При этом делает она это аккуратно, не говорит прямым текстом, что, мол, вот такие они плохие, а нас потихоньку затягивает в эту атмосферу безделья, когда каждый день похож на предыдущий, и начинаешь ждать, когда уже что-то произойдет.
При этом в конце Патриция идёт ещё дальше и — спойлер — не даёт нам насладиться торжеством справедливости. Томасу сходит с рук всё, что он делал во благо своему эгоизму и в попытках скрыть первое преступление.