С тупой назойливостью они ходят по улицам за понравившейся девушкой, наблюдают издалека за ее окнами, заходят на страничку с разных аккаунтов. Слово «нет» для них - пустое колебание воздуха. Возможно, потому что с детства другие были для них лишь продолжением себя, теми, кто обслуживает и удовлетворяет капризы. Видимо, они не могут представить, что у другого человека есть свои желания и планы. Судя по всему, даже не считают другого человеком, личностью, которой необходимо свое пространство.
В Уголовном кодексе Индии есть хорошая статья 354 (D). Согласно этой норме любой мужчина, который следит за женщиной, контактирует или пытается контактировать с ней для личного взаимодействия неоднократно, несмотря на явное указание на незаинтересованность такой женщины; или следит за женщиной с помощью Интернета, электронной почты или любой другой формы электронной связи, совершает преступление преследования. Наказание за него - до трех лет тюрьмы, штраф, при повторном совершении - до пяти лет.
Уголовный кодекс и Закон об информационных технологиях достаточно хорошо проработаны, защищают от всех видов киберсталкинга. Предусматривают большие штрафы и тюремные сроки.
Однако многие девушки даже не знают, что сталкинг в отношении них уголовно наказуем. Жертвы испытывают сырой холодный страх перед сталкером. Они не выходят в сумерках, скрываются дома. Не сообщают о преступлении. В одном исследовании нашла данные о том, что 72 % всех жертв не обращаются за защитой, около 23% рассказывают только близким подругам. Но даже обращаясь за советом к другим людям, они не получают поддержку, т.к. не считается, что происходит нечто плохое, травмирующее психику.
«Социальная стигма, опасение мести или несерьезная реакция - вот лишь некоторые из причин, по которым женщины или члены их семей не сообщают о преследователях. Они приходят в участок только, когда понимают, что проблема стала для них слишком сложной», - объясняет в одном из интервью офицер полиции.
Поп-культура нормализует этот вид насилия. Фильмы Болливуда романтизируют сталкинг. Навязчивые действия изображаются, как любовный интерес крутого мужика. Сотни кинокартин содержат сцены преследований под красивую музыку. Жертва отводит глаза, сталкер в танце выпригивает из-за деревьев, из каждого переулка.
Киноконвейер штампует фильмы - вариации одной и той же темы: парень влюбляется в девушку, она говорит «нет», а затем он преследует ее, пока она не ответит ему взаимностью. Десятилетия повторяется избитый сюжет: симпатичный и дерзкий флиртует и танцует перед скромной героиней, которая сначала отвергает его, а после покоряется.
«Неважно, говоришь ты да или нет, ты мой лучик», - на всю страну звучат композиции, воспевающие навязчивую любовь.
Фильмы и песни пропагандируют преследование как приемлемый, даже предпочтительный способ ухаживания за женщиной, усиливают идею о том, что преследователи в конечном итоге будут вознаграждены за свою настойчивость. Это опасное послание. Оно предполагает, что когда девушки говорят «нет», они имеют в виду «да».
Идея согласия размывается в сознании. Мужчины, которых в семье воспитывали как маленьких королей, даже не могут представить, что кто-то просто не заинтересован их персоной. Он убеждены, что женщины хотят с ними отношений, просто слишком застенчивы, чтоб сказать прямо. При этом сталкеры считают жертвами себя: ведь столько сделано «во имя любви».
Сами жертвы изначально могут запутаться, повести себя так, что их действия будут неверно истолкованы, потому что никто не выдает инструкций, как вести себя в подобных случаях. Даже если где-то вначале она улыбнулась, ответила или приняла незначительный презент (чаще из страха и полной растерянности), не значит, что согласилась.
Делийская журналистка Каника Гахлаут пишет:
«У мужчин в Индии необычайно высокое чувство права; чувство, что они звезда в отношениях, даже если это чувство неуместно. Они убеждены, что женщина должна заботиться об их умственных, эмоциональных, физических потребностях. В Болливуде правят мужчины, гендерная предвзятость распространяется практически на весь кинематограф и его сюжеты. Отношения между кино и обществом симбиотичны; в какой-то степени высокомерный герой Болливуда, завоевывающий женщину против ее желания, - отражение мужчин нашей страны».
При этом каждые 57 минут в участках разных штатов регистрируют преступления. В новостной статье The Times of India за июль 2022 года рассказывается о девушке, которую сталкер ударил ножом. До этого он преследовал ее два года. В The News Minute рассказан случай 22-летней девушки, чья жизнь оборвалась, когда сталкер толкнул ее под поезд.
Способная студентка по имени Анкита, девушка 23-х лет, стала жертвой преступления. Сталкер Шахрукх Хуссейн преследовал ее несколько месяцев. Накануне трагедии он позвонил и сказал: «Будь моей девушкой, или я убью тебя». Анкита не выдержала, побежала к отцу, тот обещал поговорить с семьей Шахрукха на следующий день. Но следующий день не настал. Ночью Шахрукх с сообщниками проникли в ее комнату через окно, облили ее бензином и бросили зажженные спички.
Зацикленные преследователи не всегда жестоко мстят, но само их присутствие в жизни - большой стресс. Навязчивое нежелательное общение в реальности или через интернет неприятно, оно нарушает личные границы. Оно может выражаться в многократных сообщениях, в хождении по пятам, в бесконечном контроле соцсетей, размещении постов и фото жертвы, дарении подарков после разрыва, нежелательных звонках, сообщений, ожидании у мест учебы, работы, возле дома. У преследователей может быть разная мотивация: от попыток вернуть контроль после расставания, выместить обиду, гнев до поиска эмоциональной близости, ложного убеждения, что жертва их любит, воплощения девиантных фантазий. Иногда преследованиями занимается так называемый «некомпетентный поклонник» - человек, которому не хватает навыков общения, он не знаком с созидательными способами контакта. Вне зависимости от целей и средств любые действия, которые происходят без согласия, вызывают неприятные чувства - это сталкинг.
"Она вышла на темную улицу и не сразу поняла, что зовут ее:
– Эй, Зейнаб, милая, ты забыла меня?
Она вздрогнула. Красавец, чьей рабыней она когда-то была, стоял в компании друзей. Они не снимали солнечные очки, хотя на город свалилась темнота. Нандина заметила, что вместе их шестеро.
– Я искал тебя, Зейнаб, ты заблокировала меня, моя любовь, зачем? Разве мы не были счастливы?
Нандина увидела, как автобус, наполненный светом, проехал мимо остановки и исчез в первозданной бездне, разделяющей внутренние острова Дели.
– Мне нужно идти, рада была повидаться, – сказала она.
Она двинулась на остановку, парни пошли за ней. «Где люди, где люди? – думала она. – Там в магазине много людей». Освобождая руку из пакета, она дернулась позвонить, и столп холода поднялся от живота к сердцу – нет телефона, давным-давно нет, значит, нет и приложений помощи женщинам. Она пошла быстрей, и парни ускорили шаг".
книги:
#эмоциональное насилие #эмоциональный абьюз #сталкинг #преследования #киберсталкинг #психологическое насилие #женщины #женщины азии #нарциссы #нарциссическое расстройство #нрл #токсичные люди #токсичные отношения #нарциссизм #нарциссический абьюз #насилие в отношениях #насилие партнера #токсичный партнер #отношения #мужчины и женщины #абьюз #азия #индия #законодательство против насилия #болливуд #кинематограф мира #кинематограф индии #индийские фильмы #индийские песни #индийские мелодрамы #кинематограф #кино #романтизация абьюза #истории из жизни #женщины индии #права женщин #женщины мира