Зарождение велоспорта в Туле
В 1890 г. в Туле произошло знаковое событие - был зарегистрирован первый кружок тульских велосипедистов. В то время это был элитный способ передвижения на транспортном средстве, который могли себе позволить только очень состоятельные люди, в основном сыновья купцов и дворян.
По «Уставу общества велосипедистов» 1896 года его членами не могли стать женщины, несовершеннолетние, нижние воинские чины, юнкера, судимые. Финансовые средства на свою деятельность общество получало за счет:
- взносов его членов;
- пожертвований;
- проводимых обществом мероприятий: публичных чтений, спектаклей, праздников, музыкальных и танцевальных вечеров.
Первое официальное соревнование по велосипедному спорту состоялось в Москве 24 июля 1883 года. Велосипеды на иностранный манер ещё именовались бициклами.
Первые велогонщики (ездоки) соревновались в скорости не только друг с другом, но и с жокеями. Случалось, и обгоняли.
Эти развлечения пришли и в Тулу. На ипподроме Василия Романовича Фёдорова, располагавшемся на месте, входящем сейчас в Белоусовский парк, позже служившим ещё и аэродромом, экзотические гонки ездоков и наездников чередовались с обычными лошадиными бегами.
Конный спорт в России был спортом №1, а лошадиные бега всегда собирали полные стадионы.
Тульское общество велосипедистов, обратилось в марте 1896 года в городскую Думу с ходатайством «об отводе в пользу Общества на десять-двенадцать лет участка земли, находящегося по левую сторону Киевского шоссе после водонапорной башни... в количестве двух десятин для устройства циклодрома».
В том же 1896 году велогонщики обрели свой дом. Это была быстровозводимая конструкция, состоявшая из земляных виражей, на прямых участках были уложены обычные доски. Циклодром был сооружен аналогично Санкт-Петербургскому. Собрать и разобрать его можно было очень быстро.
Открытие тульского трека. Первые годы.
Итак, торжественное открытие Тульского трека состоялось 1 сентября 1896 года. В тот день был отслужен молебен, после которого священник окропил полотно трека святой водой. Как положено во все времена, открытие почтили своим присутствием "отцы города" во главе с губернатором, который и перерезал символическую ленточку. Для развлечения почтеннейшей публики был приглашён оркестр 12-го Великолукского пехотного полка.
В 16 часов состоялись первые гонки с участием велосипедистов Тулы, Калуги и Орла. Туляк А. Лехельт (сын владельца продовольственного магазина) выиграл заезд на три версты со временем 6 минут 22 секунды. На побитие его рекорда пошёл ещё один туляк - Мендлер и показал великолепный результат - 5 минут 51 секунду. Не остался в стороне и Эдуард Тейле (представитель семьи тульских самоварщиков Тейле, одних из инвесторов строительства тульского трека).
Соревнования закончились поздно. Для освещения трека использовались керосиновые лампы, на которых вместо стекол установили металлические сетки, которые раскаляясь добела, создавая мягкий матовый свет.
14 июля 1897 года циклодром посетил граф Л.Н. Толстой, и даже проехал на велосипеде один круг.
21 июля 1897 года начались работы по улучшению стадиона. «Тульские губернские ведомости» писали «Трек решено устраивать по образцу цементного трека в Москве в Сокольниках».
В перерывах между гонками публику развлекала «пехтура» – молодые спортсмены, соревновавшиеся преимущественно в беге. В центре трека делали настил, стелили маты, и проводили соревнования по французской борьбе.
Если в 1901 году в Туле 181 человек имел велосипеды, то потом число владельцев заветной машины стремительно росло. Хотя стоил он дорого – около 150 рублей (при средней зарплате рабочего 30-40 рублей). Однако заветную машину можно было купить в рассрочку.
Среди туляков было немало спортсменов, оставивших след в истории велоспорта в России.
Александр Павлович Каменев
В 1898 году на Тульском треке было разыграно первенство трёх губерний – Тульской, Орловской и Курской, где туляк Александр Каменев взял второй приз.
Известный тульский парикмахер Александр Павлович Каменев, «гонщик» из «цеховых», смог в 1900 году в Москве на чемпионате России стать третьим в гонке на 7,5 версты.
Родился он в семье парикмахера, женившегося на дворовой девушке из имения помещика Тулубьева. Отец умер рано и Александр продолжил его дело.
Известно, что жил он на улице Киевской (проспект Ленина) в доме М.М. Белобородова (Ливенцева), исходя из журнала регистрации велосипедистов 1904 года, возможно, там же находилась и его парикмахерская.
На дошедших до нас фотографиях видно, что наградные велосипедные значки Александра являлись предметом его гордости.
Всю жизнь активно занимался спортом, среди его увлечений был не только велосипед, но и коньки и скачки. Умер от инфаркта в 1924 году.
Развитие велоспорта в Туле до революции
Велосипед в жизни Л.Н. Толстого.
К 1901 году велосипед входит в повседневную жизнь туляков, так среди велосипедистов начинают появляться представители разных сословий: преподаватели, медики, канцелярские служащие, ремесленники.
«В воскресенье, 31 августа, на циклодроме тульского кружка велосипедистов будет разыгран чемпионат г. Тулы (спортивные соревнования на лучшего ездока и всех местных гонщиков). Предполагается первый бег «пехтуров» с участием лучшего болгарского бегуна г. Симова. Состязание мотористов г.г. Золотарёва и французского гонщика О. О. Гюга».
«Тульская молва» 27 августа 1908 года.
Однако, Тульское общество велосипедистов не смогло вовремя заплатить аренду за выделенный участок земли и 2 марта 1901 года различные строения на циклодроме по распоряжению Тульского окружного суда были выставлены на аукцион. Их приобрел на снос тульский купец Иван Грибанов. Тот решил оставить помещения, но управа потребовала в двухнедельный срок выполнить обязательства и снести все постройки или заключить новый договор на аренду по 25 копеек за сажень.
В 1902-м циклодром приобретает Тульское общество содействия физическому развитию. В управу г. Тулы поступило прошение о сложении обязательства уплачивать аренду за пользование земельным участком.
«Те же редкие дни, когда циклодром отдается под гонки, дают в общей сложности сумму, слишком недостаточную для содержания циклодрома. Вообще средства общества составляются лишь из случайных доходов, на которые нельзя рассчитывать. Что же касается пользы, которую приносит учащейся молодежи пользование циклодромом, то таковую едва ли можно отрицать».
Первую западную трибуну, называвшуюся тогда павильон, построили двухъярусной. Там подавали кофе и десерты. Первое сохранившееся его техническое описание датировано 1925 годом. В нём говорилось, что "на треке имелись павильон деревянный с железной крышей размером 56 х 15 аршин с электрической проводкой внутри павильона и снаружи по второму этажу, сторожка деревянная, с железной крышей размером 5 х 5 аршин, сарай деревянный, крытый железом, размером 5 х 8 аршин, трековая бетонная дорожка, 406 х 59 саженей", вокруг которой была сделана ограда, за исключением одного виража.
Напротив павильона и рядом с ним располагались места для сидения, вмещавшие до 500 человек и 34 ложи по 4 места, внутри были устроены ещё до 250 мест. Внутри трека также находилась гаревая беговая дорожка длиной 306 метров и шириной 4 метра.
В 1907 году на тульском циклодроме был проведён первый чемпионат Центральной России, а в 1909-м – Всероссийский чемпионат. Тот год принёс заслуженный успех Фёдору Фёдорову.
Он занял второе место в спринте и первое место в гонке за лидером (туляком М. Золотарёвым) на 50 вёрст. А в 1910 году ещё раз повторил этот успех.
В 1910 году хозяином циклодрома стал тульский купец Василий Федоров, отец нашего спортсмена и страстный любитель не только конного, но и велосипедного спорта.
Новый хозяин отремонтировал трек, уложив покрытие из цементных плит трехметровой ширины. Кроме того, Федоровым была построена деревянная трибуна (западная сторона трека) со скамейками и буфетом.
Перед выходными и праздниками в Туле расклеивались красочные афиши, приглашавшие туляков на состязания. Любимцами публики тех времен были Николай Колесников, Сергей Конышев, Николай Белобородов, Иван Марков, Константин Рощин, Александр Тарновский.
К 1917 году были зарегистрированы в качестве велосипедистов дети рыбопромышленника Константина Игнатьевича Платонова – Владимир, Александр и Константин, 40-летняя жена фабриканта-самоварщика Дмитрия Ивановича Шемарина Анфиса Ивановна с 17-летним сыном Игорем. В 1918 году были зарегистрированы шесть велосипедов, принадлежащих Тульскому Советскому Полку, и один мотоцикл, принадлежащий Штабу Красной Гвардии.
Велоспорт в Туле в первые послереволюционные годы.
После Октябрьской революции (1917г.) Тульский трек оставался единственным в стране действующим велотреком в России (до тех пор пока в 1924 году не был построен земляной трек в Москве).
В 1918 г. Тульский губернский олимпийский комитет совместно с Московским кружком велосипедистов организовал в Туле розыгрыш первого чемпионата Советской России.
В 1922 г. при большом стечении публики на тульском треке прошёл чемпионат России по велоспорту.
Этим было положено начало развития велосипедного спорта в РСФСР. В 1932 году на тульском треке состоялась международная встреча "Англия - Тула".
Героем этой встречи стал тульский гонщик Дмитрий Соловьев, спортивная карьера которого началась еще в 1916 году и продолжалась 33 года. Одним из эффектных тактических приемов Д. Соловьева было следование за группой лидеров справа, и неожиданный рывок на последнем кругу с виража.
На треке проводились велогонки с представителями велоклубов из многих городов России.
Так в 1920-х годах на треке, носившем название стадион Строителей состоялись соревнования с участием спортсменов из Москвы, Одессы и Тулы.
Ведущие тульские спортсмены ездили по разным городам с ответным визитом. Очень представительный турнир состоялся в Одессе.
"Обязательное постановление о езде на велосипедах и других автоматических экипажах"
«Несмотря на существующие правила, которыми воспрещается езда по тротуарам на велосипедах, тульские «рыцари пятки» нарушают эти правила, и довольно бесцеремонно. Не дальше как во вторник в половине восьмого вечера нам лично пришлось видеть такого «рыцаря» №363, который ехал на своей машине по тротуару».
«Тульская молва» 26 июля 1912 года.
В 1912-1914 годах во многих городах губернии утверждается "Обязательное постановление о езде на велосипедах и других автоматических экипажах", где систематизировались требования к лицам, управляющим велосипедом:
"1. Каждый желающий иметь право езды на велосипеде обязан получить номерной знак от городской управы, без какового езда на велосипедах по городу воспрещается; за знак взимается его стоимость.
2. Знак этот прикрепляется к велосипеду позади седла.
3. При велосипеде необходимо иметь звонок, которым предупреждать встречных, едущих впереди и пересекающих дорогу лиц. Злоупотреблять звонком воспрещается.
4. С наступлением сумерек зажигать фонарь с номером. Каждый велосипедист обязан при езде иметь настоящее обязательное постановление.
5. Быстрая езда и езда вперегонку по городу воспрещается.
6. В случае беспокойства лошадей от появления едущего на велосипеде последний обязан остановиться, сойти с велосипеда и по возможности скрыть велосипед от испуганной лошади.
7. В тесных местах скопления публики и экипажей велосипедисты обязаны сходить с велосипеда. При совместной езде следовать один за другим в расстоянии не менее сажени."
С каждым годом количество велосипедов в личном пользовании становилось всё больше. А на тульском треке были выращены чемпионы мира, Олимпийских игр, ставшие Гордостью Земли Тульской.
Василий Сталин и Тульский трек.
Об одном событии из жизни тульского велоспорта хочется сказать особо.
В 1949 году Василий Сталин прилетел в Тулу на матч велосипедистов СССР – Франция, еще раз он приедет в Тулу в 1950-м – на чемпионат Вооруженных сил. В первый свой приезд Сталин остановился в маленьком домике своего однополчанина - велогонщика Вячеслава Ростовцева, хотя для него была освобождена целая гостиница, в которой оставили только французскую делегацию. В первый день прошли соревнования на треке, во второй -шоссейная гонка, за которой Василий Сталин наблюдал из окна учебного самолета У-2. К его великому сожалению победили французы. В результате поездки появилась идея создания ещё одного спортивного клуба - ЦСК ВВС (Центральный Спортивный Клуб Военно-Воздушных Сил) по словам нашего прославленного конькобежца Евгения Гришина, также выступавшего за этот клуб.
Как следствие, Тула лишилась замечательных спортсменов - велогонщиков, ставших основой новой команды: в Москву уехали Дьяконова, Пушкин, Ростовцев, Усов, наша чемпионка Любовь Кочетова, блиставшая тогда в Ленинграде. Уехав в Тулу в 1952 году, она выиграла первую для СССР золотую медаль чемпионата мира у женщин в 1958 г. в Париже в индивидуальной трековой гонке преследования.
Подписывайтесь на канал "О Туле с любовью" чтобы быть в курсе о выходе наших новых публикаций о славном Городе-Герое.