Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
Лев Николаевич Толстой.
На 67 году жизни Лев Николаевич Толстой впервые опробовал велосипед и записал 5 апреля 1895 г. в дневнике: «Очень странно, зачем меня тянет делать это. Евгений Иванович отговаривал меня и огорчался, что я езжу, а мне не совестно. Напротив, чувствую, что мне всё равно, что думают, да и просто безгрешно, ребячески веселит».
Увлечение стремительно ворвалось в его жизнь, в дневнике 4 мая 1895 года появилась запись: "Ничего не работаю. Велосипед".
Американское научно-популярное издание Scientific American сообщало: «Граф Лев Толстой…теперь катается на велосипеде, приводя в изумление крестьян в своем поместье».
О том, как он сам с юмором рассказывал о своих занятиях велоспортом, можно прочитать в книге «Зарницы памяти», написанной его дочерью Татьяной Толстой: «Со мной происходит смешное явление, — рассказывал он. — Стоит мне представить себе препятствие, как я ощущаю неодолимое к нему влечение и, в конце концов, на него наталкиваюсь. Это особенно относится к той толстой даме, которая, как и я, учится ездить на велосипеде. У нее шляпа с перьями, и стоит мне взглянуть, как они колышутся, я чувствую: мой велосипед неотвратимо направляется к ней. Дама издает пронзительные крики и пытается от меня удрать, но — тщетно. Если я не успеваю соскочить с велосипеда, я неизбежно на нее налетаю и опрокидываю ее. Со мной это случалось несколько раз. Теперь я стараюсь посещать Манеж в те часы, когда, я надеюсь, ее там нет. И я спрашиваю себя, — замечает он, — неизбежен ли этот закон, по которому то, чего мы особенно желаем избежать, более всего притягивает нас?»
Московский кружок велосипедной езды принял классика с распростертыми объятьями, а неизвестный автор написал целую статью «Граф Л.Н. Толстой и его первые уроки езды на велосипеде» с продолжением (журнал «Циклист», 1895, №№ 16, 21, 22, 24, 26, 29).
В журнале отмечалось«На прошлой неделе мы видели его катающимся в манеже в своей традиционной блузе. Искусство владеть велосипедом графу далось очень легко, и теперь он ездит совершенно свободно. Дети Льва Николаевича — тоже велосипедисты».
В марте 1895 года Толстой приобрёл за 210 рублей велосипед фирмы «Старлей» № 97011, но примерно в это же время Московское общество любителей велосипедной езды подарило ему такую же модель, поэтому он вернул покупку обратно.
Велосипед Толстого признавался лучшей моделью 1895 года. Это была продукция The Rover J. K. Starley & Co. Ltd, британской компании, основанной в 1877 году Джоном Старли и Уильямом Саттоном.
Л. И. Веселитская вспоминала, что в мае 1895 года во дворе Хамовнического дома она увидела Толстого, который «делал круги на велосипеде. Он уже лихо летал и с увлечением предавался новому спорту».
В своем дневнике писатель записал такие слова: «Жизнь есть движение... Как поезжу с полчаса или пробегусь до дома, то чувствую такое облегчение, словно с плеч свалилась большая тяжесть, и тогда работается опять легко». Во время работы над романом «Воскресение», если что-то не получалось, он ездил на велосипеде, о чём и написал в дневнике: «Ездил на велосипеде и писал свое «Воскресение».
В середине мая того же года Лев Николаевич писал в дневнике: «Ночью спал всего 4 часа. Вчера устал на велосипеде. Ездил с Страховым. Проходит и велосипедное увлечение». Но оно явно не закончилось, так в дневниковых записях от 4 июля, 29 сентября, 9 октября 1895 года содержится информация о его утомительных поездках в Тулу. В Ясной Поляне было три новых велосипеда, но писатель пользовался старой моделью, по словам близких, он был «довольно тяжёлый и неуклюжий».
Из писем Софьи Толстой сыну Льву: "Теперь он здоров, все на велосипеде ездит и очень меня этим смущает, все говорят, что вредно. Тут доктор ежедневно, следит за папа, но не имеет на него никакого влияния. Насилу-то я могла добиться, чтоб папа принял хинин. Еще было осложнение, он ударился о велосипед ногой, ниже колена, опять на прежнем месте. Папа здоров, пишет усердно свою повесть и много катается на велосипеде. Папа уехал в Тулу на велосипеде".
Он с лёгкостью преодолевал расстояние от своей усадьбы в Ясной Поляне до Тулы, а это более 15 км по дорогам, не рассчитанным для безмятежных велосипедных прогулок.
Василий Маклаков «Из воспоминаний», 1954 год: "Когда в моду вошли велосипеды, Толстой, несмотря на свои годы, любил ездить на них. Я его как-то спросил в Ясной Поляне, зачем он берет велосипед, а не едет верхом? Он мне тогда объяснил, что ему бывает нужен некоторый полный умственный отдых; если он ходит пешком или едет верхом, это думать ему не мешает и его мозг не отдыхает. Если же он едет на велосипеде, то должен следить за дорогой, за камнями, колеями и ямками; тогда он не думает".
Но к лету 1896 года велосипедное увлечение писателя стало проходить. Он записал в дневнике: «Бросил ездить на велосипеде. Удивляюсь, как мог так сильно увлекаться». Дочь записывает в своем дневнике: «Папá совсем отказался от велосипедной езды».
Впрочем, граф продолжал поездки, но уже без прежнего фанатизма. Вместе с ним ездили и его дочери, для которых были переделаны мужские велосипеды.
Софья Андреевна 3 октября сообщала в одном из писем: «Лёвочка здоров, но очень стал худ; он по-старому живёт: утром пишет, потом играет в теннис, сегодня проехался на велосипеде».
В июне 1897 года она записала: «Он всё утро сидит у себя и пишет до обеда, до двух часов. После обеда уезжает на велосипеде или верхом»
14 июля 1897 года открывшийся циклодром в Туле посетил граф Л.Н. Толстой, и даже проехал на велосипеде один круг. "…Разговоры о гонках и о всём, что касается велосипедной езды. Его ещё и это интересует" – писала Софья Андреевна.
Несколько интересных экспонатов из коллекции музея - усадьбы "Ясная Поляна" были представлены в выставочном пространстве «Л. Н. Т.» на экспозиции, посвященной Толстому и Туле. Посетители могли увидеть принадлежавшие писателю велосипедную сумку, ключ и насос.
Подписывайтесь на канал "О Туле с любовью" чтобы быть в курсе о выходе наших новых публикаций о славном Городе-Герое.