Советский автопром не ассоциируется с гоночными машинами, но попытки сделать что-то выдающееся были. Причём не просто быстрые машины, а полноценные спорткары с аэродинамикой, мощными моторами и амбициями на мировом уровне. Перед вами четыре модели, которые могли бы дать СССР место в истории автоспорта, но так и остались экспериментами.
ЗИС-101А-Спорт – первый советский спорткар, который никто не увидел
Когда говорят о первых советских спорткарах, редко вспоминают ЗИС-101А-Спорт. А он вообще-то был! В 1939 году его построили в единственном экземпляре, причём не просто для красоты – машина реально могла ехать быстро.
✔ Двигатель: 8-цилиндровый, 6060 см³
✔ Мощность: 141 л.с.
✔ Максимальная скорость: 164,7 км/ч (по паспорту – 180)
Для конца 30-х – весьма достойные цифры. Особенно если учесть, что подвеска была независимой (а в то время это вообще роскошь). Но массового производства не случилось: война, смена приоритетов, да и зачем стране спорткары? Итог – единственный экземпляр где-то затерялся, и ЗИС-101А-Спорт остался только в истории.
ЗИС-112 – «Циклоп» с тремя жизнями
Если кто-то и пытался делать спорткары в СССР, так это ЗИС. В 1951 году инженеры собрали ЗИС-112 – большую, тяжёлую, но при этом очень быструю машину. Правда, первое, что в ней бросалось в глаза – это огромная центральная фара. Поэтому её и прозвали «Циклоп».
✔ Двигатель: V8, 6,0 литра
✔ Мощность: сначала 182 л.с., потом 196 л.с.
✔ Максимальная скорость: 200-210 км/ч
Машина прошла три итерации: первую версию раскритиковали за огромный вес (2,5 тонны), вторую переделали, добавили аэродинамики, но всё равно не смогли нормально использовать. А третья стала уже совсем другим автомобилем. В итоге спорткар так и остался лишь интересным экспериментом.
ГАЗ-СГ1 «Победа-Спорт» – гоночная версия «Победы», которая реально побеждала
ГАЗ тоже не сидел без дела. В 1951 году завод представил ГАЗ-СГ1 «Победа-Спорт» – машину, которая могла бы стать настоящей гоночной звездой. И, что удивительно, она действительно участвовала в гонках и выигрывала!
✔ Двигатель: 2487 см³, с нагнетателем
✔ Мощность: 105 л.с.
✔ Максимальная скорость: 191 км/ч
Спорткар был лёгким, обтекаемым и реально быстрым. Он даже ставил рекорды на дистанциях 50, 100 и 300 км. Но дальше небольшого количества экземпляров дело не пошло – не хватало финансирования, да и массовому автопрому это было не нужно.
ГАЗ ТР «Стрела» – реактивная ракета на колёсах
А вот теперь – настоящий трэш! В 1954 году инженеры ГАЗа решили, что обычные двигатели – это скучно. Поэтому они взяли реактивный двигатель от МиГ-17, воткнули его в машину и назвали это ГАЗ ТР «Стрела».
✔ Двигатель: турбореактивный, мощность около 1000 л.с.
✔ Максимальная скорость: по расчётам – до 800 км/ч
Скорость, конечно, впечатляющая. Но вот где найти шины, которые выдержат такие нагрузки? Их просто не было. В итоге испытания закончились аварией, и проект закрыли.
Почему не получили развития?
Все эти проекты – это энтузиазм инженеров, но не стратегия государства. В СССР просто не было спроса на спорткары:
- Автомобили выпускались не для частных покупателей, а для предприятий и чиновников.
- Гонки не развивались как в Европе, а значит, и гоночные машины были не нужны.
- Спортивные автомобили требовали других технологий, а автопром СССР был заточен на массовость.