Поставить рекорд. Наверное, каждый хочет прославиться своим рекордом? А как вам такое — упасть с высоты 10 160 метров? Вряд ли есть тот, кто хотел бы поставить его добровольно. Я вот, например, точно не хочу рискнуть повторить. Весна Вулович тоже не хотела, ее не спрашивали, тут вмешался господин Случай. Быть единственной выжившей — это удача или трагедия?
Как всё началось
Весна Вулович родилась в 1950 году в Белграде, Югославия. Она мечтала путешествовать, обожала The Beatles и даже учила английский в Великобритании, пока родители не настояли на её возвращении домой. Однажды её подруга, ставшая стюардессой, похвасталась униформой и рассказала о полётах в Лондон. Вулович загорелась этой идеей. Была лишь одна проблема — её низкое давление, которое могло стать причиной провала медицинской комиссии. Решение? Перед осмотром она выпила столько кофе, что её давление оказалось в норме. Так она получила работу мечты.
Полёт, которого не должно было быть
В январе 1972 года она оказалась на борту рейса JAT Flight 367. Хотя изначально она не должна была лететь этим рейсом — её перепутали с другой стюардессой по имени Весна. В результате она оказалась на борту McDonnell Douglas DC-9, следовавшего из Стокгольма в Белград с остановками в Копенгагене и Загребе.
Самолёт вылетел из Копенгагена с 28 людьми на борту. Через 45 минут после взлёта над территорией Чехословакии прогремел взрыв. Самолёт разорвало на части, пассажиры и экипаж устремились вниз в ледяной воздух. Почти никто не успел понять, что произошло.
Чудесное спасение
Но Вулович не выпала из самолёта. Она оказалась зажата тележкой с едой в хвостовой части лайнера. Обломки рухнули на заснеженную местность у небольшой деревни. Первый, кто оказался на месте катастрофы, — местный житель по имени Бруно Хонке. Он услышал крики и бросился на помощь. К счастью, в молодости он был медиком во время Второй мировой войны и сумел оказать первую помощь единственной выжившей.
Когда спасатели прибыли, Вулович находилась в критическом состоянии. У неё были переломы черепа, позвоночника, ног, таза и рёбер. Она впала в кому, а когда пришла в сознание — обнаружила, что парализована ниже пояса. Однако врачи сделали невозможное: спустя несколько месяцев реабилитации она смогла снова ходить, хотя и с небольшой хромотой.
Почему она выжила?
Чудесное спасение объясняли сразу несколькими факторами:
- Её зажало внутри части фюзеляжа, что защитило от разгерметизации и падения в открытом воздухе.
- Самолёт упал на заснеженный склон и в густой лес, что частично смягчило удар.
- Её низкое давление могло сыграть решающую роль — потеряв сознание из-за разгерметизации, она избежала разрыва сердца при ударе.
Официальная версия взрыва — взрывное устройство в багаже. Однако расследование так и не привело к арестам.
Национальная героиня
После выздоровления Вулович хотела вернуться к работе стюардессой. Но авиакомпания JAT поняла, что пассажиры вряд ли захотят видеть на борту человека, пережившего одну из самых невероятных авиакатастроф. Поэтому её перевели на работу в офис, занимавшийся грузовыми перевозками.
Она стала национальной знаменитостью, её имя попало в Книгу рекордов Гиннесса как человека, пережившего самое высокое падение без парашюта. Награду ей вручил никто иной, как Пол Маккартни — человек, с чьих песен началась её мечта о путешествиях.
После катастрофы
Несмотря на пережитое, Вулович не боялась летать. Она часто путешествовала и даже радовалась, когда пассажиры просили посадить их рядом с ней. Видимо, они верили, что с таким человеком шансы на катастрофу равны нулю.
В 90-х она потеряла работу из-за участия в протестах против правительства Слободана Милошевича. Тогда её решили не арестовывать — никто не хотел бросать в тюрьму национальную героиню. Она продолжала бороться за демократию в Сербии, выступала за вступление страны в ЕС.
В последние годы жизни Вулович жила одна. Она избегала прессы, считая, что катастрофа разрушила её жизнь: из-за травм она не могла иметь детей, её семья испытывала финансовые трудности, а чувство вины перед погибшими не отпускало её до конца дней.
В декабре 2016 года её друзья забеспокоились: она долго не выходила на связь. Вскрыв квартиру, они нашли её тело. Она умерла в возрасте 66 лет.
Так удачлива ли она?
История Вулович остаётся одной из самых необычных в авиации. Но если спросить: была ли она везучей, ответ будет не таким однозначным. Конечно, она выжила там, где шансов не было. Но за это ей пришлось заплатить огромную цену.
Вопрос остаётся открытым: что считать настоящей удачей? Избежать катастрофы вовсе? Или пережить её, но потом всю жизнь носить её последствия? Возможно, главный урок этой истории — жизнь невероятно непредсказуема. И если уж судьбе было угодно спасти Вулович, то у неё, наверное, был какой-то особый замысел.
А вы как думаете? Это история невероятного везения или трагедии? Поделитесь своим мнением в комментариях!