О центральной телефонной станции в Милютинском переулке, в двух шагах от Мясницкой улицы, я уже рассказывал. Необычные барельефы, что расположены у главного входа и изображают классическую «барышню»-телефонистку и рассерженного плохой связью клиента, забыть невозможно.
А в этой небольшой заметке я покажу первую автоматическую телефонную станцию Москвы, что разместилась между Большой и Малой Ордынками. И у нее также имеются свои запоминающиеся украшения. А если точнее, то памятные – о чем я расскажу ниже.
Это здание в стиле конструктивизма заложили в 1926 году и закончили строительство в 1927-м, приурочив окончание работ к десятилетию Октября. Его спроектировал архитектор по фамилии Патек, к слову сказать, автор целых трех АТС – еще две были построены на Бакунинской улице и на Арбате.
Правда, еще три года понадобилось на монтаж и наладку оборудования, так что сама станция заработала только в 1930-м.
Число АТС росло, время «телефонных барышень» уходило, а на смену мастерам-иностранцам, что станции обслуживали, активно приходили отечественные специалисты. Это было и дешевле (иностранцы требовали больше денег), и теперь было кому поручить прослушку. Все ради безопасности государства.
(2 фото)
Вообще о телефонизации молодой Страны Советов можно рассказывать долго и много, тем более что знаменита фраза вождя мирового пролетариата:
«В первую голову необходимо захватить телефон, телеграф, вокзалы и мосты»
Но эта заметка будет совсем короткой, и в ней я обращу внимание на другое. А именно, на…
…Двенадцать медальонов на фасадах здания
Само оно совсем недавно являлось памятником советскому конструктивизму. Но вот настало новое время. Союз нерушимый канул в лету вслед за телефонистками. А в 1990-х к историческому зданию Телефонной станции добавили новую пристройку.
(5 фото)
И три ее фасада, по четыре на каждом, украсили мозаичные медальоны с изображением православных храмов. Но не каких-то абстрактных или произвольно выбранных. Дело в том, что все эти двенадцать картин – памятники двенадцати снесенным храмам Замоскворечья.
На самом деле Замоскворечье потеряло за годы советской власти 21 церковь. Девять из них были домовыми при училищах, приютах и благотворительных организациях. Двенадцать же приходских храмов заслуженный художник-монументалист Михаил Матвеевич Дубцов увековечил на этих панно.
К слову, это тот самый художник, чьей руке принадлежит монументальное панно «Немецкая слобода, 16 век» рядом со станцией метро Бауманская.
Вот эти храмы. К сожалению, некоторые панно закрыты деревьями, и видно их не очень, но я старался.
(12 фото)
Вот так памятник конструктивизма, выстроенный к юбилею революции, сделался памятником разрушенным церквям.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца. Буду рад вашим комментариям, лайкам и репостах статей в ваших любимых соцсетях.
Если вы хотите финансово поддержать развитие канала, это можно сделать, оформив Премиум-подписку, пройдя по ссылке: https://dzen.ru/secret_photograph?tab=premium
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!