Здравствуйте, уважаемые читатели!
Хочу продолжить тему прекрасного гениального ленинградского фотохудожника Бориса Смелова.
Для тех, кто пропустил предыдущую статью, коротко рассказываю
Борис Иванович Смелов
(1951 - 1998)
Советский и российский фотограф, художник. Мастер пейзажа, натюрморта, портрета, певец городской петербургской романтики.
Один из основоположников неофициальной советской фотографии 1970-х - 1980-х годов. Оказывал значительное влияние на своих современников - представителей неофициального советского искусства - художественного андерграунда. Имеет массу последователей в современной отечественной фотографии, но ни одного ученика. Единственная ученица - Мария Снигиревская, его приёмная дочь - воспитывалась как фотограф под влиянием его творчества.
В прошлой статье я рассказал о его судьбе и привел немало его работ в жанре петербургского пейзажа. Эта статья вот здесь 👇
Сейчас хочу ознакомить вас с его работами в других жанрах. Сначала я вам покажу его фирменные натюрморты, потом его автопортреты. Кроме этого, Смелов превосходно работал в жанре портрета, но, скрепя сердце, я решил в этой статье его портретных работ не публиковать, потому что количество фото, которые могут быть в статье, ограничено дзеном до сотни и кроме того на его портретах в основном персонажи ленинградского андеграунда 70х - 90х годов, которые вряд ли известны широкой читательской аудитории. Хотя портреты, конечно, хороши и мне стоило немалых душевных усилий отказаться от них. Ну что поделаешь, всегда приходится себя в чём-то ограничивать. Но зато я решил в этой статье дать жанровые городские работы, в которых люди будут обрамлены моим любимым городом. И эти работы я представлю не только авторства Смелова, но и других представителей ленинградского андеграундного фото, некоторые из которых были по мастерству вровень со Смеловым (например, Богданов и Китаев), а другие были его творческими последователями (например, Мария Снигиревская). По - моему, так будет справедливо. Ко всему прочему, все мои статьи так или иначе посвящены именно Петербургу, так что пусть лучше будут люди в обрамлении Петербурга, чем просто портреты людей. Вряд ли я посвящу отдельные статьи Богданову, Китаеву и прочим, хотя как знать... мои желания и мысли вообще трудно прогнозировать, но на всякий случай дам читателям прямо в этой статье возможность хотя бы бегло ознакомиться с творчеством других персон ленинградского фотоандеграунда из смеловского окружения.
Смеловский натюрморт
Наряду со смеловским Петербургом знаковым явлением питерской фотографии стал и смеловский натюрморт.
Натюрморт и в живописи, и в фотографии — обособленный жанр. Если французский язык (Nature morte) и вслед за ним русский определяют его как «мертвая натура», то немецкий (Stilleben) и английский (Still life) настаивают на том, что это — «тихая жизнь». Борис Смелов в своих работах изображал именно жизнь предметов; это для него разумелось само собой.
Как я уже писал в предыдущей статье, Борис уже с самых ранних школьных лет начал ходить вместе с матерью в Эрмитаж. И если посмотреть на его работы в жанре натюрморта, то в них абсолютно отчётливо чувствуется влияние эрмитажных малых голландцев. Я прежде чем готовить эту статью сходил в Эрмитаж, прошёлся по этим залам и своими глазами в этом ещё раз убедился.
Как Смелов отбирал предметы для натюрморта, было загадкой для всех, да наверное, и для него самого. Была лишь одна общая закономерность: предметы отбирались не по причинно-следственным связям, не по принципу общности утилитарного назначения. Большинство своих натюрмортов Борис снимал дома, ставил их не спеша и с любовью. Самые известные сняты в уютном эркере дома Жилиной на Восемнадцатой линии Васильевского острова. Эти натюрморты, можно сказать, хранят тепло рук мастера, и у зрителя возникает впечатление почти домашнего общения с ним.
Борис всегда восхищался малыми голландцами, и в первую очередь натюрмортами Кальфа, Класса, особенно теми, где срезанная кожура лимонов свисает с края стола прихотливой спиралью. Разумеется, Пти никоим образом не пытался делать фоторемейки малых голландцев, но оглядка на них постоянно чувствуется в его натюрмортах.
Посмотрите на смеловские натюрморты и вы сами увидите, как он, подобно великим голландцам, исследовал свет, тени, композиции, формы, фактуру предметов и текстуры материалов.
Смеловские автопортреты
У художников могут быть разные позиции относительно самого себя как объекта творчества. Для некоторых ты сам вообще не объект, а только глаза наблюдателя. Для многих художников странно, а может быть даже и неприятно, если их видят другие люди. А бывают художники, которые осознанно включают себя в исследование окружающего мира. Таким как раз был Борис Смелов. Для Бориса автопортрет не имел ничего общего с самолюбованием. Это был объект исследования, который всегда рядом.
Вообще, для чего художники пишут автопортреты, вопрос, конечно, интересный. А то, что огромное количество великих художников писало большое количество автопортретов - это несомненно. Думаю, они таким образом изучают большой мир и себя, именно, как часть этого большого мира, наблюдая за развитием этой части мира на протяжении многих лет. Ко всему прочему, Борис Смелов каждую серию своих работ как бы запечатывал собственным автопортретом, фиксируя собственное физическое и духовное состояние на момент создания этих работ. Это был как бы его фирменный знак, равносильный подписи художника на живописном произведении.
Натюрморт с зеркалом, бликами и отражениями, висящими фотопленками мог быть композиционно завершен изображением самого Бориса. Автопортрет мог включить себя в выверенный строй бутылочек и ракушек, любовно припорошенных пылью. Тем более, что очки и борода отлично подходили для проверки новых объективов и камер.
________
Вот его автопортреты, начиная с конца шестидесятых годов и заканчивая последним, 1998 годом его жизни
Ленинградский фотоандеграунд - Петербургская достоевщина и щемящее чувствование мира
Пока официальная фотография эксплуатировала образ помпезного и лирического города, андеграундная не сковывала себя идеологической избирательностью и подмечала жизнь в её «непричёсанности», сумрачные подворотни, убелённые первым снегом крыши, истинную «достоевщину».
У ленинградского фотоандерграунда есть своя судьбоносная календарная координата – 26 октября 1974 года. В тот день поэт Константин Кузьминский распахнул свою квартиру, приняв первую выставку неофициальной фотографии в Ленинграде.
Каждый фотограф ленинградского андеграунда разрабатывал авторский стиль, даже если речь шла о таких традиционных жанрах, как городской пейзаж, портрет или натюрморт. Сергея Подгоркова увлекла социальная документалистика. Начиная с 1970-х, он снимал скверы, вывески, курящих школьников, интерьеры и подворотни магазинов, городских юродивых, пивные ларьки и бесконечные очереди. Свои неидеологические сюжеты Подгорков преподносил без тени порицания. Просто как есть.
Неповторимый образ города создал и гениальный Александр Китаев.
«Петербург для меня вне времени, – говорит фотограф. – И я стараюсь передать неизменную духовную сердцевину этого города как Личности. Она противоречива, эта Личность».
Непарадность и убогость города снимал Борис Кудряков. В его снимках дома с облупленной штукатуркой, грязные дворы, разбитые тротуары, граждане с озабоченными лицами – истинная ленинградская «достоевщина».
Борис Смелов, Александр Китаев и Леонид Богданов прослыли наиболее яркими представителями классического направления.
Смелов полагал, что его работы были бы беднее без его любви к философии Достоевского, живописи Ван Гога и музыке Моцарта.
«Я считаю себя представителем эмоциональной, интуитивной фотографии и, снимая, больше доверяю своим чувствам, чем предварительным замыслам. Но вместе с тем, не сочтите это за мистику, многие фотографии мне снились, и потом, порой спустя годы, я вдруг видел их воочию. И счастье, если в такие моменты камера и плёнка были со мной».
В перестроечное и постсоветское время его традиции нашли продолжение в работах следующего поколения фотографов, среди которых Мария Снигиревская.
Порой город у них обретает призрачные очертания, сцены кажутся почти мистическими, а границы реальности размытыми. Но чаще всего кадры исполнены в контрастных чёрно-белых тонах, с пронизывающим город сумраком и щемящим чувствованием мира.
_________
_______________
Спасибо за внимание и терпение
Рад, если вам было интересно
Удачи!
Пока!
_______________
(** все фотографии в статье - Бориса Смелова и других мастеров ленинградского фотоавангарда)