19 декабря – день рождения Леонида Ильича Брежнева, генерального секретаря ЦК КПСС, руководившего Советским Союзом с 1964 по 1982 год. Его фигура, окутанная ореолом как достижений, так и противоречий, неоднократно становилась объектом пристального внимания кинематографистов. Интересно проследить, как менялось экранное воплощение Брежнева в зависимости от времени и контекста.
После смерти Брежнева его образ на экране создавали многие известные советские актеры. Среди них Борис Сичкин, Андрей Мягков, Александр Белявский, Сергей Шакуров, Владимир Долинский, Богдан Ступка, Валентин Смирнитский, Вячеслав Шалевич.
Каждый из них вносил свою интерпретацию в образ этого неоднозначного политического деятеля, подчеркивая различные грани его личности – от властной решительности до человеческой слабости. Выбор актеров, безусловно, был продиктован не только их профессиональными качествами, но и способностью передать специфическую манеру поведения и внешность Брежнева. Например, некоторые актеры уделяли большое внимание воспроизведению характерных жестов и мимики Брежнева, в то время как другие акцентировали внимание на его внутреннем мире и мотивации.
Однако, уникальным остается случай с Евгением Матвеевым. Ему посчастливилось (или нет?) сыграть Брежнева еще при жизни Генерального секретаря, в фильме Юрия Озерова "Солдаты свободы" (1977). Эта многосерийная киноэпопея, посвященная освобождению Европы от фашизма, представляла собой масштабный исторический проект, в котором были задействованы многие известные актеры. Включить Брежнева в число действующих лиц было логично, учитывая его ключевую роль в послевоенной истории СССР и его участие в международной политике.
В фильме, помимо Матвеева в роли Брежнева, снимались Михаил Ульянов (Жуков), Василий Лановой (Гречко), Яков Трипольский (Сталин), Николай Засухин (Молотов), а также актеры, исполнившие роли лидеров других стран социалистического лагеря: Георгий Димитров, Иосип Броз Тито, Морис Торез, Пальмиро Тольятти, Клемент Готвальд, Тодор Живков, Янош Кадар, Николае Чаушеску. Примечательно, что Живков, Чаушеску и Кадар во время съемок все еще занимали руководящие посты в своих странах.
Выбор Матвеева на роль Брежнева вызвал неоднозначную реакцию. Сам актёр, до съемок, лично встречался с Леонидом Ильичом на торжественном мероприятии в Большом театре, посвященном 8 марта. Его импровизированная речь, произнесенная без заранее заготовленного текста, оказалась настолько трогательной и искренней, что Брежнев оценил её фразой: "Хорошо говорит". Возможно, именно тогда Генеральный секретарь обратил внимание на харизму и артистизм Матвеева.
Однако, после выхода фильма, Матвеев столкнулся с волной критики. Многие восприняли его игру как пародию или нелестное изображение Брежнева. Вопросы, задаваемые актеру: "Как вас угораздило это играть?", говорят о том, насколько остро общественность воспринимала любое изображение высшего руководства страны.
Интересно, что остальные актеры, исполнявшие роли известных исторических личностей, не подверглись столь жесткой критике. Возможно, это связано с тем, что Брежнев был фигурой гораздо более современной и близкой зрителям, чем, например, Сталин или Жуков. Его образ был более "живым" в памяти людей, и любое его экранное воплощение неизбежно вызывало ассоциации и суждения.
Важно отметить, что вопрос о том, насколько точно актеры передали образ Брежнева, является предметом дискуссий до сих пор. Одни считают, что им удалось передать сущность этого сложного политического деятеля, другие видели в их игре исключительно карикатуру. Однако, нельзя не отметить важность этих ролей в истории советского кино.
Они свидетельствуют о попытке создать на экране образ реального исторического персонажа, однако, в условиях строгой цензуры и идеологических ограничений этот образ не всегда был свободен от дополнительного смыслового слоя, навязанного идеологическими установками своего времени. И роль Евгения Матвеева, в этом смысле, особенно показательна.
Она отражает не только трудности и нюансы игры актера, но и сложную политическую атмосферу советской эпохи. Анализ его работы позволяет нам лучше понять как функционировала советская кинематографическая система и как она создавала и манипулировала образами исторических деятелей.