Недавно Сидор и Устинья побывали на замечательной выставке в тверской Галерее пейзажа им. Ефрема Зверькова. До 2 марта здесь показывают работы Александра Грицая (1950 – 1988). «С любовью к русскому Северу» - это более 30 пейзажей, портретов, жанровых сцен, наполненных «уходящей натурой» (теперь, возможно, уже почти ушедшей). Может быть, символ всей экспозиции – камерное полотно «Старики». Вместо старика со старухой здесь изображены старая железная печурка и старый чугунный утюг на стуле – приметы другой жизни и другого времени.
Александр Грицай – сын выдающегося русского пейзажиста Алексея Грицая. Если отец был прежде всего лириком, то Грицай-младший даже в небольших работах стремился к эпическим обобщениям, будь это полевые работы («Дожинки»), обычные сельские будни («В конце ноября») или даже просто камерный пейзаж («Старые ивы») напоминают не столько деревья, сколько обломки старинной архитектуры».
Словно чувствуя, что жить ему недолго, Александр Алексеевич торопился работать. На своем «уазике» он путешествовал по северным деревням, встречался с жителями, набирался впечатлений и писал. Одна из таких поездок закончилась трагично – художник получил радиационное облучение, возможно, он зашел на территорию захоронения ядерных отходов. Вскоре он умер в 38 лет, у него остались жена и сын.
Грицай говорил, что время «толкает его в спину». Так было с Федором Васильевым, Павлом Федотовым, Исааком Левитаном и многими другими классиками живописи, умершими до обидного рано. Нам осталось их искусство.