Найти в Дзене
AlisArtTorre

Анализ композиции

Летом я работала над одним интересным заказом. Надо было изобразить сцену из оперы Р. Вагнера «Зигфрид».

И так вышло, что итоговую работу пришлось переделывать. Не потому что заказчик не принял, а потому что я решила немного изменить композицию.

Поэтому хочу рассказать, как незначительные, казалось бы, моменты полностью меняют смысл, заложенный в рисунке.

Изначально, в моих комментариях к утвержденному эскизу было пояснение: «герой небольшой, фон доминирует». 

Потому что на самом деле по моему замыслу самый главный герой иллюстрации - это момент, ощущение.

Напряженные минуты, когда лирический герой идет в неизвестность, впереди его ждёт опасность. Над героем нависла угроза. Не смотря на то, что Зигфрид смел и отважен, сам момент сцены должен быть тревожным. Как передать все эти чувства? Конечно же окружением и позой героя. 

Слайд из презентации к работе. Разработка композиции и персонажей
Слайд из презентации к работе. Разработка композиции и персонажей

Соотвественно, надо изобразить таинственный зловещий лес + намек на страшное чудовище-змея. А как показать напряженного героя, если он всего лишь 6 см, а ты рисуешь угольной палочкой? 😅 Для этой сюжетной работы был выбран небольшой формат и разгуляться там особо негде. Да и уголь в моей технике не располагает к точнейшим изображениям лиц.

Значит, максимум, что я могу сделать - это правильно выбрать позу, ритм и размер всех элементов композиции.

И что же мы видим в первой работе? 

Наш герой явно подрос и в логово змея он идет какой-то слишком уверенной и расслабленной походкой.

Вариант 1
Вариант 1

Вариант 2. Итоговый
Вариант 2. Итоговый

Обратите внимание на ритмы работ:

- В первом вариант как будто чудище и правая сторона леса уже пятится от героя. Зигфрид уже пришел.

- Во втором же варианте Зигфрид находится дальше от логова, он еще идет. И посмотрите на наклон фигуры героя и деревьев: они идут на столкновение. Встреча вот-вот должна произойти. Здесь еще момент «до», тот самый, напряженный и таинственный! А в первом варианте как будто уже начальный страх и напряжение прошли, дальше будет бой и все предрешено.

Ритм в рисунке
Ритм в рисунке

Из-за ритма элементов композиции можно увидеть, как в итоговой работе (вариант 2) лес справа собран в замкнутое пространство - это логово, первый план.

И место, откуда идет Зигфрид с гномом, тоже собрано воедино - это уже другая локация, второй план.

В первой же иллюстрации создается впечатление «открытого» леса. Герой большой, стоит прямо, располагается на первом плане. Часть с логовом тоже расположена на первом плане и композиционно открыта. И создается ощущение, что герой уже «зашел» в ту часть композиции, где изображен антагонист.

К сожалению, в порыве вдохновения и работы я все это увидела перед самым завершением первой иллюстрации. 

И поняла, что та самая главная фишка, которую я использую в рисовании углем, пропала.

Моя туманная «нуарная» работа стала больше походить на четкую графическую миниатюру. Обратите внимание на деревья справа с логовом змея в варианте 1. Деревья графичны, резки. В то время, как во втором варианте всё в угольной «дымке», деревья растушеваны.

Собственно, вот и весь сказ, то есть анализ работ:) Возможно, кому-то придется по нраву и первый вариант. Мне он, кстати, тоже нравится. Но я придерживалась своей первоначальной задумки и хотела изобразить именно те чувства, о которых и написала выше такую простынь текста 😁

Спасибо, что дочитали до конца 🖤