В конце 1914 года известный в то время патриот Российской Империи Виктор Иванович Меркульев изъявил желание на собственные средства забронировать и передать армии несколько бронеавтомобилей. Для этого он даже готов был предоставить несколько автомобилей из своей коллекции. Его порыв так и остался бы незамеченным, если бы не штабс-капитан Владимир Авельевич Мгебров.
Что это за люди?
Вполне резонный вопрос, который может задать мне читатель. И будет абсолютно прав – имя штабс-капитана Мгеброва знакомо в наши дни только энтузиастам и историкам. А ведь именно он в Российской Империи был первым, кто предложил использовать рациональные углы наклона бронелистов в промышленных масштабах! То есть, использовать их по возможности там, где только возможно, дабы повысить защиту экипажа без роста массы боевой машины. Но обо всём по порядку.
Пожалуй, сейчас стоит рассказать читателю о том, кем был штабс-капитан Мгебров. Родом из потомственной семьи военнослужащих, уже в 1911 году выполнял ответственные задания за пределами Российской Империи, чем вызывал уважение командования и даже придумывал всякого рода полезные штуковины для автомобилей подразделения, в котором служил. К началу Первой Мировой Войны он проходил службу в Учебной автомобильной роте, которую вскоре переименовали в Военную автошколу. В дальнейшем его назначили на один из руководящих постов в Первой запасной автомобильной роте.
Проходя службу в Первой запасной роте, он разработал основные принципы использования рациональных углов наклона брони, а также разработал несколько проектов весьма удачных бронеавтомобилей. В дополнение к этому, он разработал ружейные гранаты, которые предлагал применять против бронетехники, а также делал попытки создания первых триплексов, которые позже пойдут в широкое применение. 21 августа 1915 года во время фронтовых испытаний новых ружейных гранат собственной конструкции, штабс-капитан Мгебров повёл бойцов в контратаку, в ходе которой был смертельно ранен.
Бронеавтомобили штабс-капитана Мгеброва
Как я уже говорил выше, началом работ по созданию бронеавтомобилей по проектам штабс-капитана Мгеброва, стало желание мецената и патриота Меркульева. Он соблаговолил пожертвовать несколько автомобилей из своей коллекции, в том числе два гоночных автомобиля Mercedes-Benz Grand Prix образца 1908 года с мощностью двигателей в 100 и 150 «лошадок». Глядя на это, руководство империи тоже решило поучаствовать в проекте и выделило ещё один гоночный автомобиль. Но начнём по порядку.
Pierce-Arrow
Когда шасси от гоночного автомобиля Mercedes-Benz признали негодным для использования в качестве базы бронеавтомобиля, Мгеброву было указано заняться созданием бронированного кузова для гоночного автомобиля Pierce Great Arrow 40/45. Его шасси было прочнее, а сам двигатель – надежнее. Повинуясь изначальному решению военного руководства, полученному в ходе консультаций с Меркульевым, штабс-капитан Мгебров разрабатывал бронирование новых машин с учётом предназначения бронеавтомобилей – рекогносцировка и ведение диверсионных операций.
Внезапно частичное бронирование (которое изначально было согласно техническому заданию) отменили, а уже построенный образец бронеавтомобиля отправили на Ижорский завод для добронирования. Причём потребовали дооснастить бронёй до уровня защиты от стрелкового оружия и осколков снарядов по всему корпусу.
Получившийся бронеавтомобиль уже больше отвечал требованиям военных – 7 мм по кругу, 5 мм по днищу и крыше. Вооружался Пирс-Арроу двумя пулемётами Максим образца 1910 года, расположенными в башне-рубке сложной формы. Каждый из пулемётов «покрывал» 180 градусов пространства перед собой, так что в теории бронеавтомобиль мог двигаться, сея вокруг себя свинцовый дождь. Двигался бронеавтомобиль при помощи 120-сильного двигателя, «родного» для используемого шасси. Коробка передач – механическая, трёхступенчатая. Подвеска – листовая, рессорная, полуэллиптической формы, зависимая. Привод бронеавтомобиля – задний, колёса односкатные со стальными колпаками. Вместо пневматических шин на колёса крепили литые резиновые бандажи, которые отрицательно сказывались на проходимости.
Renault
Ещё одним бронеавтомобилем, разработанным штабс-капитаном Мгебровым, был довольно интересный экземпляр, построенный на шасси от легкового автомобиля Renault type EI. В этом бронеавтомобиле широко применялось расположение бронелистов под максимально возможными углами, что повышало вероятность рикошета, а также усиливало защиту экипажа. Характерной особенностью всех этих машин было расположение броневых листов под большими углами наклона, что повышало эффективность бронезащиты. Второй «фирменной» чертой являлась трехместная башня оригинальной конструкции, вооружённая пулемётами. Поворот башни производился командиром машины с помощью специального механизма. Таким образом, осуществлялось целеуказание двум пулеметчикам, которые вели огонь через большие амбразуры, прикрытые подвижными броневыми заслонками.
Всё вооружение бронеавтомобиля было представлено двумя пулемётами Максим образца 1910 года, расположенными в башне сложной (и в то же время оригинальной) формы. На этом бронеавтомобиле башня уже могла вращаться – для этого в ней размещался третий член экипажа (как правило, командир машины), который вращал специальный вертлюг, отвечавший за поворот.
В движение бронеавтомобиль приводился двигателем Renault мощностью в 75 лошадиных сил. Коробка передач – механическая, трёхступенчатая. Подвеска – листовая, рессорная, полуэллиптической формы, зависимая. Привод бронеавтомобиля – задний, колёса односкатные со стальными колпаками. Вместо пневматических шин на колёса крепили литые резиновые бандажи, которые отрицательно сказывались на проходимости. Причём колёса располагались открыто, не прикрытые ничем и в случае попадания по ним, могли выйти из строя, обездвиживая машину.
White
Третьим автомобилем в серии бронемашин за авторством штабс-капитана Мгеброва, стал бронеавтомобиль, построенный на базе американского двухосного 1,5-тонного грузовика от White Motor Company. Сам грузовик был также пожертвован Русской Императорской Армии патриотом Меркульевым, а вооружением и бронированием занимался уже Мгебров. Этот бронеавтомобиль, в отличие от предыдущих моделей, уже нёс пулемётно-пушечное вооружение, имел чуть лучшее бронирование, созданное по образу и подобию бронеавтомобиля Renault, о котором рассказано выше. Также он оснащался бронированной «фирменной» башней Мгеброва, в которой и размещалось смешанное вооружение.
Всё вооружение было представлено 37-мм полуавтоматической пушкой Гочкисс, расположенной в кормовой части бронеавтомобиля, а также двумя пулемётами Максим образца 1910 года, расположенными в спонсонах «фирменной» башни Мгеброва. Точные данные по боекомплекту этих бронеавтомобилей мне найти не удалось, но известно, что в боекомплект к орудию входили бронебойные «болванки», осколочные гранаты и картечные снаряды. Рискну предположить, что в боекомплект входило около 60-70 снарядов, а к пулемётам – около шести тысяч патронов в лентах по 250 штук.
Силовая установка, как водится, осталась без изменений – на бронеавтомобиле устанавливался «родной» двигатель от шасси донорского грузовика, рядный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, мощностью в 35 лошадиных сил. Мощности двигателя хватало, чтобы двигать машину по ровному грунту со скоростью до 40-45 км/ч, по рокаде автомобиль мог двигаться со скоростью до 20 км/ч. Подвеска зависимая, на листовых рессорах полуэллиптической формы. Привод задний, оба моста – односкатные. Колёса выполнялись из стали, для амортизации и сцепления с поверхностью оснащались резиновыми бандажами.
Isotta-Fraschini
И последним бронеавтомобилем, который разработал штабс-капитан Мгебров, стала боевая машина на базе итальянского грузовика Isotta-Fraschini. Этот четырёхтонный двухосный грузовик был закуплен военной комиссией полковника Секретева в 1914 году. Бронирование по проекту штабс-капитана полностью произведено рабочими Ижорского завода, но не обошлось без проволочек – договор о проводимых работах по конкретному броневику был заключён лишь 15 сентября 1915 года. Корпус, разработанный Мгебровым, как водится, производился с максимально возможным количеством бронеплит, размещённых под рациональными углами наклона. В целом, конструкция, за исключением обводов корпуса и используемого шасси, мало чем отличалась от остальных моделей.
Всё вооружение бронеавтомобиля состояло из двух пулемётов Максим образца 1910 года, с боекомплектом в восемь тысяч патронов, снаряжённых в ленты по 250 штук. Несколько странный выбор вооружения, учитывая возможности грузового шасси – по логике вещей, можно было и какую-никакую пушчонку поставить. Но судить конструктора мы не будем, благо что некоторые товарищи именно эту модель бронеавтомобиля называют самой удачной из всех моделей Мгеброва по соотношению бронирования, вооружения и маневренности.
Силовая установка здесь была помощнее, чем в предыдущей модели – 120-сильный двигатель разгонял пятитонный бронеавтомобиль до 65 километров в час по ровному грунту, и до 30 по пересечённой местности. Причём по пересечённой местности Изотта-Фраскини двигалась довольно резво, преодолевая различные препятствия без каких-либо затруднений. Подвеска также была зависимой, основанной на листовых рессорах. Колёсная формула – 4х2, с задним приводом, приводной мост двускатный.
Боевое применение
Почти все машины, созданные по проекту штабс-капитана Мгеброва, были направлены на Юг – Кавказский фронт, воевавший с турецкими войсками, а также Юго-Западный фронт. При этом более-менее высоких оценок заслужили лишь бронеавтомобили Renault, бывшие самыми многочисленными машинами по проекту штабс-капитана, а также Изотта-Фраскини, обладавшая лучшими вездеходными качествами. Практически все бронеавтомобили пережили Первую Мировую Войну и использовались на фронтах Гражданской войны обеими сторонами с переменным успехом. Однако после победы Страны Советов, все оставшиеся хоть на каком-то ходу бронеавтомобили штабс-капитана Мгеброва были уничтожены.
Заключение
К сожалению, Владимир Авельевич не смог сделать свои бронеавтомобили серийными – он сам погиб 21 августа 1915 года, во время контратаки на немецкие войска. Не сказать, что его секреты были унесены в могилу, но дальнейшие доработки бронеавтомобилей были невозможными в силу отсутствия интереса к ним. Тем более, что военное руководство Российской Империи сделало акцент на закуп иностранных образцов, которые по их мнению, были лучше.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!