Найти в Дзене

Вы русская? Я сразу догадался, сказал испанец. Реальная история

Исключительно русская решится не только сп..ть два куска каменной соли, но ещё с ними сфотографироваться
Исключительно русская решится не только сп..ть два куска каменной соли, но ещё с ними сфотографироваться

- Я сразу же понял, что вы русская.

- По акценту?

- Нет. По тому, что вы сказали. Многие думают так же, но предпочитают не говорить об этом вслух. А ещё по фразе "Искусство принадлежит народу". Мой дед - коммунист, и он всякий раз произносит её, когда приходит сюда. Говорит, что её написал в письме к Кларе Цеткен ваш революционный вождь Владимир Ленин.

- Надо же, какие подробности вы знаете.

- Я же говорил, мой дед - коммунист.

Лето 2019 года. Испания. О ковиде ещё никто не слышал, никто не мог и подумать, что буквально через несколько месяцев в нашей налаженной жизни изменится буквально всё, поэтому поездка воспринимается как обычное, ничем не примечательное событие. Просто июль, просто две недели отпуска, во время которых я смотрю испанские города и проверяю свой уровень языка, который учила до этого целый год. Среди основных целей - Толедо, одно огромное хранилище работ знаменитого Доменикоса Теотокопулоса, известного всему миру как Эль Греко.

В назначенное время подходит машина с экскурсоводом, я в очередной раз хвалю себя за предусмотрительность, потому как именно в этот день железнодорожники Испании решили встать на забастовку, так что не позаботься я о транспорте заранее, никакого бы мне Толедо, никакого Эль Греко.

Дальше всё как обычно. Путевая информация в дороге, осмотр достопримечательностей, фотография на смотровой площадке с видом на знаменитый Алькасар (помните" Алькасар никогда не сдастся!"), прогулка по узким улицам города с посещением церквей и конвентов, где находится большинство работ знаменитого художника. Плюс мастерские с толедской сталью, исторические дома и подвалы (об этом как-нибудь отдельно напишу). Всякий раз мой экскурсовод шумно восклицает: вы только посмотрите, какие прелестные улицы, какой дух истории, какие дома, как замечательно они построены. Удивительно! Восхитительно! Великолепно! Как здесь было замечательно во времена великого Эль Греко. Я просто уверен, вы хотели бы здесь оказаться.

Ходить по такой улице во времена Эль Греко. Нет уж, нет уж, спасибо
Ходить по такой улице во времена Эль Греко. Нет уж, нет уж, спасибо

Я? Здесь? Оказаться? Жить во времена Эль Греко? Карабкаться по этим узким улицам, где подъёмы перемежаются с такими же крутыми спусками, а по краям льются нечистоты, потому как ни водопровода, ни тем паче канализации в помине не было? Где из-за каждого угла могут подглядывать и подслушивать соглядатаи инквизиции, а единственное развлечение - выход в церковь? Как-то не вдохновляют меня подобные перспективы, уж извините. Так об этом и заявляю.

Неужели, мадам, нет того, что в этом городе вас впечатляет? Ну, почему нет? Конечно же, есть. Что меня здесь действительно впечатляет, так это то, что город явно подготовился к встрече туристов. Похоже, здесь всё подчинено одной святой цели, которую очень неплохо сформулировал известный литературный герой, а городские власти Толедо взяли на вооружение - созданию новых способов честного отъёма денег у населения. В данном случае - туристов. Буквально каждый шаг сопровождается одним и тем же: donation box (коробка для пожертвований) - наше всё.

Так, беседуя о насущном, мы наконец доходим до церкви Святого Фомы, где находится знаменитая картина "Погребение графа Оргаса". Когда-то церковь заказала эту работу мастеру, чтобы отдать дань уважения всем тем, кто долгие годы был жертвователями этой церкви (и прежде всего главному герою, конечно), и по первоначальному замыслу должна была находиться в часовне, прямо над захоронением графа Оргаса, чтобы самим своим присутствием напоминать прихожанам о важности достойного поведения на пути к вечной жизни через жизнь земную. И чтобы каждый мог прийти помолиться и посмотреть, какой торжественностью, каким почётом и вниманием окружено таинство погребения праведника. Часовня буквально в тот же год стала одним из самых посещаемых мест Испании.

Ну, что ж, судьба работы как нельзя лучше показывает, насколько же всё изменилось. Современные церковные деятели на гребне интереса к творчеству великого испанца никуда не вынесли картину, но сделали вход в часовню исключительно ... платным. Кактх-то семь евро - и 20 минут рядом с шедевром ваши. Причём, пройти туда можно только с экскурсоводом в составе многочисленной группы и только на резко ограниченное время, потому как следующая группа уже комплектуется, а помещение маленькое, и вообще цигель-цигель (остальное сами знаете). Съёмка категорически запрещена, но вы можете приобрести изображения картины хоть в полном объёме, хоть по частям практически на всём, от книжных закладок до футболок и кепок.

Ну, как говорится, без вариантов. Мне везёт, и у следующей группы язык английский, ждать буквально несколько минут, так что жду, иду, мой спутник предпочитает остаться сидеть в тенёчке - скидок для экскурсоводов не предусмотрено. Какой-то церковный фонд, определяющий ценовую политику, неумолим. Я же, как бывший мэр, быстренько прикидываю в уме: допустим, 40 человек группа (в нашей было примерно столько), по 7 евро, три группы в час. А неплохо получается, однако. С этими мыслями я переступаю порог часовни.

Картина и впрямь производит невероятное впечатление
Картина и впрямь производит невероятное впечатление

Сразу скажу, экскурсия - просто высший пилотаж. Испанец (молодой кудрявый брюнет) с прекрасным английским вдохновенно рассказывает и о том, что эта картина - одна из самых больших в истории Испании (480 на 360 сантиметров), что Эль Греко здесь изобразил легенду о чуде, произошедшем в 1312 г. на похоронах графа Оргаса, когда чтобы предать его тело земле, с неба снизошли Святой Стефан и Святой Августин. Отдельно останавливается на том факте, что на картине, считающейся вершиной композиционной уравновешенности, изображены все горожане, принимавшие участие в погребении, и чьи потомки до сих пор проживают в Толедо (вот лучше бы этого он не говорил), а также сам художник и его сын Хорхе Мануэль. Не обходится стороной тот факт, что картина, созданная гением за 9 месяцев (ну, и жёсткие же тогда были договора с художниками), производила с самого начала такое ошеломляющее впечатление, что посмотреть на неё приезжали выдающиеся деятели искусства со всего мира, и даже сам Сальвадор Дали, увидев "Погребение" впервые, от обилия нахлынувших чувств, упал в обморок.

Мои многочисленные спутники слушают, смотрят, но если честно, заметно, что скучают. Я уверена, что картина воспринималась бы ими совершенно по-другому, если бы рядом с ней можно было делать селфи или видео. А тут, вроде как, и шедевр налицо, а фото "я и Эль Греко" никому не покажешь. Желая как-то растормошить публику, молодой испанец предпринимает отчаянную попытку переломить ситуацию: может, у кого-то есть вопросы? Все как-то вяло реагируют, переглядываясь друг с другом. какие вопросы, тут всё всем понятно. Но я же не все...

- Простите, у меня вопрос.

- О, конечно, мадам, пожалуйста. Что вас интересует?

- Вы сказали, что многие потомки изображённых здесь исторических личностей до сих пор проживают в Толедо?

- Не только в Толедо, но во всей Испании и даже за границей.

- А у них есть доступ к картине?

- Конечно, конечно, ведь здесь же изображены их родственники.

- На общих основаниях? (При этих словах ранее молчавшая группа начинает оживляться) или как все мы? (По рядам присутствующих проносится гул любопытства, граничащего с одобрением).

Парень быстро реагирует (вот просто браво!)

- Ну, что вы, мадам, их все знают, потому, конечно же, с них денег никто не берёт. (Немного мнётся и продолжает) Вы же понимаете, не мы определяем эту политику.

- Ну, что ж, хоть кому-то повезло и на них распространяется принцип "Искусство принадлежит народу".

Вот тут и прозвучал тот самый вопрос, с которого я начала рассказ об этом эпизоде в своей жизни.

- Вы русская? Я сразу это понял...

Потом мы все вместе выпили кофе (у него был небольшой перерыв), а он всё порывался заплатить, говоря о том, что мы гости Толедо. Когда его пятнадцать минут отдыха подходили к концу, он заметил:

- Спасибо вам, мадам. Вы настоящая русская - вы высказали то, о чём мы все здесь постоянно думаем. Я обязательно расскажу о вашем вопросе церковному руководству, ведь, по большому счёту, вы правы: Эль Греко создал своё великое творение (вот они, экскурсоводческие привычки, не отпускающие даже в обычной жизни) не для того, чтобы один взгляд на него приносил кому-то выгоду. Может, быть они задумаются над этим... А теперь прошу меня извинить, меня ждёт следующая группа.

P.S. Изменилось ли что-то с тех пор в церкви Святого Фомы, я не знаю. С тех пор попасть в Испанию мне не удавалось.

Ещё о моих приключениях в Испании: