Найти в Дзене

На санях-волокушах к тайнам сахалинского Чертова моста

Незадолго до путешествия, о котором пойдет речь, мы путешествовали по Мицульскому хребту. О всех злоключениях, случившихся там, я писала в публикации Тоннели Карафуто, снегоходы и дух Такобэя | Библиотека станции Южно-Сахалинск | Дзен

Поэтому, умудренная печальным опытом той поездки, решила не гневить духа Такобэя и первым делом обратилась к нему. В этой произвольной молитве, кроме просьбы позволить вновь нарушить покой в его владениях, были и сочувствие к его несчастной жизни, и глубокое уважение к его тяжелому труду. Хотите верьте – хотите нет, но это сработало.

Наше путешествие к Чертову мосту началось солнечным утром: капризная сахалинская погода смилостивилась над нами, послав в разгар января весеннее тепло.

До Чертова моста в теплое время года можно добраться на современном рельсобусе «Орлане» из Холмска или Чехова. Можно выбрать автомобиль, а часть маршрута пройти пешком.

Итак, минуем город Холмск, железнодорожную станцию Холмск-Сортировочный (Поляково) и поворачиваем по грунтовке в горы.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

Все, дальше проезда автомобилем нет. Нас встречает японская плотина, высотой 18 м, возведенная в 20-е годы прошлого века для обеспечения города и целлюлозно-бумажного комбината водой.

Некоторым вид на плотину напоминает исландские пейзажи. Но это точно не зимой.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

За плотиной находится Тайное (или Поляковское) озеро.

Красивый топоним искусственное озеро получило не по причине секретности, а по айнскому названию матери-реки Тый. «Тыйное» в народе русифицировалось и стало «Тайным». Летом красок озеру придает окружающий его лес: отражаясь, окрашивает водоем в ярко изумрудный цвет.

Фото из интернет-источников.
Фото из интернет-источников.

Интересно, а какой цвет получается осенью?

У плотины встретили немолодую пару, собирающуюся преодолеть неблизкий путь до дачи по укатанной снегоходами колее. Женщина искренне удивилась, что мы собрались на мост зимой, и посоветовала побывать там осенью. Но как же она была неправа.

Дальнейшее наше путешествие предполагало поездку на снегоходе. Учитывая печальный опыт предыдущей поездки, я заняла место в санях-волокушах, наивно полагая, что это будет медленно. Оказалось, что тот еще аттракцион! На самом деле место за водителем снегохода оказалось намного комфортней, и ехать было не так страшно. А потом на смену страху пришли чувство скорости, драйв и непередаваемые эмоции. "Дайте мне зиму и снегоход, а остальное возьмите себе!" Да простит меня знаменитый путешественник Кнуд Расмуссен за перефразирование. У нас в отличие от него нет собачьей упряжки, только снегоход.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

И вот мы уже домчали до остановки туристического поезда.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

А вот и сам Чертов мост.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

В предыдущей статье Тоннели Карафуто, снегоходы и дух Такобэя | Библиотека станции Южно-Сахалинск | Дзен я писала о железнодорожной линии Хошинсэн, связавшей столицу Карафуто с портовым Маоко. Строилась она в течение 7 лет, с 1921 по 1928 годы. Участок, на котором стоит Чертов мост, сдан в эксплуатацию последним. Быть может, поэтому в интернете все как один пишут, что мост построен в 1928 году. Все, кроме известного краеведа, автора книги «Мой Сахалин. «Пилигрим» как судьба» С. Первухина. По его утверждению сооружение возвели до 1926 года. Учитывая, что японцы информацией об этом периоде почти не делятся, оставим этот вопрос открытым.

О происхождении названия тоже точных данных нет. Но в этом вопросе понятней. Мостов Дьявола на территории Европы очень много: один из таких, неприступный Чертов мост в Альпах, взял наш прославленный Суворов. Есть Чертовы мосты и в России. Наши предки считали, что без дьявольской помощи создать такие сложные технические конструкции человеку не по силам.

Вот и сахалинское сооружение – это невероятный спиральный комплекс из моста и двух тоннелей. Первый тоннель длиной 870 метров находится прямо под мостом. Второй – короче, 150 метров. Вместе они создают петлю с набором высоты, и поезд, проделав более чем километровый путь по этим тоннелям, оказывается на полотне моста, над въездом в начальный портал. Вот такая чертовщина. Японцы называли этот мост «Петля Такарадаи» (寶臺 – «драгоценная платформа» или «сокровенный помост). Чертовым окрестили его уже в послевоенное время.

Фото из интернет-источников.
Фото из интернет-источников.

"Чертов мост". Японская открытка.

Высота моста – около 40 метров. Для чего японцы построили мост на такой высоте? Геометрия простая. Вверху хребты гораздо уже, чем у основания. Дальнейший путь прокладывать гораздо легче.

Итак, нам предстоит пройти через тоннели, и подняться на мост. Конечно, мне бы хотелось бодро отрапортовать о том, как мы упрямо карабкались по обледеневшим тоннелям и отважно прокладывали путь по снежной целине между ними. Все это было, но, увы, без меня. Я спасовала. Думаю, это было правильное решение – остаться у моста, потому что наверняка не справилась бы с полуметровыми сугробами между тоннелями, тем самым усложнив поход остальным участникам.

Вход в первый тоннель. Фото из личного архива автора.
Вход в первый тоннель. Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Между тоннелями. Следы людей и зверей пересекаются. Фото из личного архива автора.
Между тоннелями. Следы людей и зверей пересекаются. Фото из личного архива автора.
Вход во второй тоннель. Фото из личного архива автора.
Вход во второй тоннель. Фото из личного архива автора.
Противолавинная галерея, построенная в советское время. Фото из личного архива автора.
Противолавинная галерея, построенная в советское время. Фото из личного архива автора.

Голоса ушедших покорять мост долго слышались из тоннеля. До тех пор, пока позволяла Петля Такарадаи. А я осталась любоваться сопками и наслаждаться тишиной зимнего леса. Хотя тишину иногда нарушали резкие звуки, похожие на лязг железа. Казалось, что источник шума где-то рядом. Уже после поездки наткнулась на информацию о том, что иногда в тоннелях можно увидеть бронепоезд-призрак. А некоторые из путешественников отчетливо слышали звук гудка.

Но и это еще не все. Есть предположение, что погибших строителей железной дороги (а это были в основном подневольные корейцы) сжигали, а пепел их добавляли в бетон для придания ему прочности. Или еще хуже – в качестве жертвоприношения замуровывали заживо. Из такого бетона и возводили опоры мостов и тоннелей. Кроме того, Хито басира (человек-столб) отвечал за связь земли с верхним миром богов. В Японии считают, что в эпоху Карафуто этот жестокий обычай уже не практиковали. Но кому хочется в таком сознаваться? Во всяком случае на соседнем японском острове Хоккайдо такая традиция точно существовала.

Самую интересную историю об этих местах поведал упомянутый мною выше ученый-географ Сергей Первухин. Случай этот произошел с ним в 1996 году в одиночном походе возле Ведьминого моста, рядом с Чертовым. Ночью, в кромешной темноте, он увидел, как мерцают пульсирующим тусклым белым светом опоры моста. «Дыра тоннеля пульсирует в такт, причем в одном ритме с опорами. Из распадка…очень медленно поднимаются голубовато-зеленые шары. Они проскальзывают сквозь ветви, оставляя на них светящиеся зеленые и голубые пятна. В дыре тоннеля видны цепочки блуждающих огней …Что-то шевелилось, и было заметно, как неспешно перемещаются тени…» 20 лет спустя Первухин побывал у Чертова моста вместе с маленьким сыном.

После поездки мальчик нарисовал вот это:

Рисунок Артема. Фото из личного архива С. Первухина.
Рисунок Артема. Фото из личного архива С. Первухина.

Когда отец спросил, что это за мыльные пузыри у моста, сын ответил, что это что-то другое.

— Там их много было, они взлетали вверх из земли и тоннеля и в небе исчезали.

— А почему ты мне их не показал?

— А ты бы мне не поверил, а если бы и поверил, то все равно бы не увидел, зачем тогда говорить?

В одном из интервью С. Первухин сказал, что считает эти таинственные шары душами. В 2020 году этого замечательного человека не стало. Может, теперь «тихий огонек его души» тоже заглядывает в эти места?

Фото из интернет-источников.
Фото из интернет-источников.

Интересно, чьи души, по его мнению, он тогда увидел? Место это знаменито не только периодом Карафуто. В августе 1945 здесь велись кровопролитные бои по освобождению острова от японских милитаристов. Но это уже отдельная история.

Вернемся к нашему походу. К счастью, тогда еще не обремененная мистическими знаниями, я безмятежно ждала появления сопоходников на мосту. Вот они и появились. Самый отважный пытался доползти по прогнившим шпалам, припорошенным снегом, хотя бы до середины моста, да еще и призывал остальных последовать его примеру.

Попытка переползти мост. Фото из личного архива автора.
Попытка переползти мост. Фото из личного архива автора.

Мне же оставалось, задрав голову, громко взывать их к разуму. А потом тихо завидовать тому, как лихо и с каким восторгом скатывались они с высоты. Обратный их путь оказался на редкость быстрым.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

Но и на этом наша группа не остановилась. Забравшись на другую сторону моста по канату, они опробовали новый спуск.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

Вспомнились слова дачницы о бесполезности зимнего похода к Чертову мосту. Не сомневаюсь, что в осеннем убранстве мост великолепен. Но каждый сезон имеет свои изюминки. Или даже изумительные изюмищи.

Поэтому путешествуйте в любой сезон, и даже давно знакомые и изъезженные места предстанут перед вами в новом свете.