Приветствую Вас, друзья мои! Сегодня я Вам расскажу о заключительном отрезке в наших похождениях по переулкам между Арбатом и Пречистенкой. В прошлый раз мы остановились, пройдя от Пречистенки Чистый переулок, если не читали – переходите по этой ссылке. Теперь мы снова в Большом Левшинском переулке, но сейчас мы идем по нему в сторону Смоленского бульвара.
Пройдя перекресток, где справа начинается Денежный переулок, а слева заканчивается Малый Левшинский, я вновь обращаю внимание на большой угловой дом напротив Дома Дворцового ведомства, построенный в начале нашего века непонятно в каком стиле на месте бывшего доходного дома, украсив его фасад вот такими серьезными бородатыми мужчинами, то ли это фрагменты атлантов, то ли своеобразные маскароны.
Усадьба Е.Н. Богданова – Е.В. Белоусовой – В.И. Сучковой
Сразу за тем домом по той же стороне приютился небольшой, но симпатичный одноэтажный дом с мезонином, входящий когда-то в комплекс старинной московской усадьбы. Все здания этой усадьбы, расположившейся на углу Большого Левшинского и Штатного (ныне Кропоткинского) переулков, были заново отстроены после пожара 1812 года. Не исключение и этот жилой дом, выходящий фасадом в Большой Левшинский переулок, перестроенный в том веке еще пару раз. Нынешний вид он приобрел после перестройки архитектором Иваном Павловичем Машковым в 1891 году.
А следующий дом уже на самом углу двух переулков являлся главным домом этой усадьбы, которую принято называть городской усадьбой Е.Н. Богданова – Е.В. Белоусовой – В.И. Сучковой, хотя, владельцев усадьбы за всю ее историю было гораздо больше. Еще в начале XVIII века здесь было три двора, два из которых принадлежали подьячим, а третье – карлику Петра I Якову Иововичу Волкову. Затем, в начале XIX века, их объединили, и главный дом, жилой и нежилой флигели и хозяйственная пристройка – стали собственностью капитана Б.В. Хвощинского.
Конечно, такой массивный шестиколонный портик, выходящий в Кропоткинский переулок, появился здесь уже после пожара 1812 года и сохранился, несмотря на все последующие перестройки. Помимо различных людей, живших в этой усадьбе, здесь жил композитор, который некоторые свои произведения подписывал псевдонимом С. Бродинский, а на самом деле это был Сергей Львович Толстой – сын Льва Николаевича, а затем здесь жил и его сын и внук великого писателя – Сергей Сергеевич.
И следующий дом, немного в глубине Кропоткинского переулка, с похожим шестиколонным портиком, только выкрашенный не в такой яркий цвет, тоже когда-то входил в эту же усадьбу. А знаменит этот дом тем, что в нем родился в 1842 году человек, в честь которого и назван этот переулок – Петр Алексеевич Кропоткин, князь из древнего рода от Рюриковичей в 30-м поколении, а также географ, историк, философ и публицист, и один из самых влиятельных теоретиков анархизма.
Но вернемся к дому Кропоткина, построили его, как и два предыдущих дома, после московского пожара, но этот для бабушки Петра Алексеевича княгини Прасковьи Алексеевны Гагариной. Мама Петра Алексеевича Екатерина Николаевна (урожденная Сулима) умерла, когда мальчику было три с половиной года. Отец Алексей Петрович не смог оставаться в старом доме и продал особняк. Несколько десятилетий дом переходил от одного хозяина к другому. А сейчас в нем размещается посольство Палестины.
На Смоленском бульваре: особняк Морозовой
Дальше, вернувшись в Большой Левшинский переулок, мы как-то быстро его прошли до конца и вышли на Смоленский бульвар, а по бульвару зашагали в сторону высотки МИД. Но, не доходя до нее, перед примыкающим к бульвару Глазовским переулком я обратил внимание на еще один интересный усадебный дом. На него просто нельзя не обратить внимание, этот особняк, своей формой напоминающий большую подкову, образует полукруглый парадный двор, в центре которого оборудован фонтан, накрытый в зимнее время защитным куполом, напоминающим юрту. В центральной части особняка находится полуротонда, над которой устроен балкон, а за ним мезонин.
Этот особняк был построен на месте старой усадьбы Глазовой в 1879 году по проекту Александра Ивановича Резанова для торговца чаем, построившего первые чайные плантации на Кавказе, Константина Семеновича Попова. В 1894 году для нового владельца – фабриканта, коллекционера, литератора и общественного деятеля Михаила Абрамовича Морозова особняк вновь перестроили по проекту архитектора Виктора Александровича Мазырина.
Частый гость в этом доме художник Валентин Александрович Серов здесь и написал известный портрет хозяина дома. После смерти мужа в 1903 году хозяйкой особняка становится Маргарита Кирилловна Морозова (в девичестве Мамонтова). В этом особняке бывали многие знаменитые люди, как и в особняке в Пречистенском переулке, про который я рассказывал, куда она переехала в 1910 году, продав этот особняк фабрикантам Ушковым. Но в истории архитектуры он так и остался «особняк Маргариты Морозовой».
Рукавишниковский приют
Идем дальше и перед знаменитой высоткой мы видим еще один старинный усадебный дом. Усадьба на этом месте известна еще с середины XVIII века, а в 1794 году обширную усадьбу приобретает княгиня Анастасия Ивановна Несвицкая. Примерно на рубеже веков она ее перестраивает, некоторые приписывают авторство проекта Матвею Федоровичу Казакову, ссылаясь лишь на чертежи, имеющиеся в его знаменитых альбомах, но известно, что он заносил в свои альбомы не только свои работы, поэтому по авторству остается вопрос. Тогда-то, скорее всего, усадьба приобрела классический облик и появился портик с четырьмя парами колонн.
Пожар 1812 года не пощадил и эту усадьбу, но после главный усадебный дом восстановили. В том же веке хозяева усадьбы менялись еще пару раз, пока здесь не поселили первый в Москве приют для малолетних правонарушителей, директором которого был Николай Васильевич Рукавишников. После простуды, которую он получил, сопровождая своих воспитанников на прогулку на Воробьевы горы, он скончался, не дожив и до тридцати лет. Но еще при его жизни приют стал называться Рукавишниковским, который просуществовал до 1920 года.
В 1879 году усадьбу-приют по проекту архитектора Александра Лаврентьевича Обера существенно перестроили. К зданию приюта пристроили домовую церковь и освятили во имя Николая Чудотворца. Позже со стороны Смоленского бульвара на части парадного двора построили новый корпус, заслонивший часть главного дома старинной усадьбы.
Площадь, высотка, памятник
Мой сегодняшний рассказ и все наше путешествие, которое состоялось 7 декабря 2024 года, подходит к своему завершению. Ну а напоследок мы выходим на Смоленскую-Сенную площадь, откуда перед нами во всей красе предстает высотка Министерства иностранных дел. У меня, если честно, по отношению к этим «семи сестрам» – семи московским высоткам какое-то неоднозначное отношение. С одной стороны – они, несомненно, привлекают к себе внимание своим величием и помпезностью, и увидев их, какое-то время не отводишь от них глаз, стараясь разглядеть получше, но, одновременно, своей громадностью они и отталкивают, и начинаешь искать глазами поблизости что-то более изящное, особенно, когда находишься вблизи. Но это лично мое мнение!
А пройдя чуть дальше по Смоленской-Сенной площади, я замечаю памятник. Это памятник Евгению Максимовичу Примакову, установленный здесь, напротив здания того самого министерства, которое он возглавлял с 1996 по 1998 годы. Вот здесь мы с Вами пока и расстанемся, но ненадолго, скоро я начну рассказывать о нашем следующем, и тоже московском, путешествии, которое состоялось 25 января 2025 года.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!