Здравствуйте, уважаемые друзья! Продолжаем наши похождения по переулкам Москвы! Напомню, от Арбата мы прошли по Денежному переулку, заглянув по пути в Глазовский, до Большого Левшинского переулка (если не читали предыдущую статью, но интересно, переходите по этой ссылке). На углу Денежного и Большого Левшинского переулков я и начинаю свой следующий рассказ.
Нансен, девочка и хлеб
Посмотрев на большое угловое здание, построенное в начале нашего века на месте бывшего доходного дома, и которое попытались изобразить то ли в стиле модерн, то ли в стиле неоклассицизм, мы поворачиваем налево и идем по Большому Левшинскому переулку к его началу. Пройдя пару ничем не примечательных домов слева, мы выходим в достаточно просторный двор перед старинной усадьбой, в центре которого в 2002 году установлен интересный памятник.
Но сначала пару слов о самой усадьбе. Она была построена в конце XVIII века, но в XIX веке, неоднократно меняя хозяев, она не раз перестраивалась. А в 1830-х годах здесь жил знаменитый литературный критик и публицист Виссарион Григорьевич Белинский. Теперь к памятнику. Здесь изображен в бронзе мужчина в шляпе, а рядом с ним худенькая девочка, прижимающая к груди каравай хлеба. Мужчина – это знаменитый норвежский путешественник Фритьоф Нансен.
А что означает, находящаяся рядом с ним, девочка с хлебом? Дело в том, что Нансен был не только великим путешественником и океанографом, но еще и активным общественным деятелем. В 1920-1922 годах он был верховным комиссаром Лиги Наций по делам репатриации военнопленных из России, а также создал комитет «Помощь Нансена» для спасения голодающих Поволжья. В 1922 году он стал верховным комиссаром по делам беженцев и учредил Нансеновское паспортное бюро, за все это он был удостоен Нобелевской премии мира. А почему именно в этом месте поставлен памятник? Потому что в этой усадьбе долгие годы размещалось отделение Международного Красного креста, под эгидой которого Нансен и работал в России.
Храм Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах
Идем дальше, а дальше за зданием посольства Мексики расположился сквер, а за ним старинный православный храм. Это храм Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах. Откуда произошло такое название «Могильцы», –историки москвоведы до сих пор спорят, а первые упоминания об этом храме известны с XVI века. С тех пор он не раз перестраивался, а нынешний вид храм получил, когда в конце XVIII века старое обветшавшее здание разобрали, а к 1806 году построили новое в стиле классицизм.
Храм находится в таком своеобразном мини-квартале, потому что с четырех сторон его окружают четыре переулка: Большой Левшинский, по которому мы идем, между сквером и храмом от него отходит Большой Могильцевский, от него за церковью вправо отходит Большой Власьевский, а к нему справа за храмом подходит Пречистенский. Построен этот храм был по проекту французского архитектора, работавшего в конце XVIII века в Москве, Никола Леграна, но достраивали его уже после смерти архитектора. Этот храм является редким образцом композиции православного храма с двумя колокольнями.
Сворачиваем в Пречистенский переулок
Оторвав взгляды от храма, бегло осматриваем дома на углу Большого Левшинского и Пречистенского переулков, начиная с дома причты храма Успения Пресвятой Богородицы, построенного Сергеем Флегонтовичем Воскресенским в 1913 году, но позднее надстроенного двумя этажами. За ним вплотную находится бывший доходный дом, построенный тремя годами раньше архитектором Георгием Константиновичем Олтаржевским. В этом доме жил физик-экспериментатор Петр Николаевич Лебедев, и говорят, что в цокольном этаже этого дома у него была своя лаборатория. А сейчас там располагается Театр города М.
Затем сами переходим на четную сторону переулка к этим двум домам, а взгляды свои переводим на нечетную. Здесь на углу расположилось трехэтажное здание, построенное в 30-е годы XIX века, в одной из квартир которого жил врач Владимир Алексеевич Обух, считающийся одним из организаторов советского здравоохранения, а в гостях у него бывал В.И. Ленин.
Усадьба М.К. Морозовой
Дальше мы видим еще один трехэтажный дом, но, по-моему, это новодел, пристроенный к старинному длинному одноэтажному особняку, известному как усадьба М.К. Морозовой. Дело в том, что в начале XX века этот дом был одним из самых известных литературно-художественных салонов, одним из интеллектуальных центров Москвы, хозяйкой которого была известная московская красавица, вдова крупного московского купца Михаила Абрамовича Морозова Маргарита Кирилловна Морозова (в девичестве Мамонтова).
Ампирный особняк, выстроенный к 1820 году, принадлежал гвардии капитану Н.И. Воейкову, затем он перешел к майору Гурьеву, а у его потомков приобрела особняк Маргарита Кирилловна в 1910 году, после того как продала свой огромный особняк на Смоленском бульваре и подарила Третьяковской галерее 60 полотен из коллекции живописи, собранной мужем. Для обустройства особняка на свой вкус Морозова пригласила молодого архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского. В 1913 году он сделал слева большую пристройку в стиле неоклассицизма для холла и большого зала приемов с выходом через террасу в сад.
В особняке на «морозовские вечера» собирались известные философы, музыканты, ученые, составившие Религиозно-философское общество имени Владимира Соловьева. Труды участников общества выходили в издательстве «Путь», которое было организовано на средства М.К. Морозовой в 1910 году. После революции особняк национализировали, хозяйке отвели комнату в подвале, а в здании разместили отдел Наркомпроса по делам музеев и охране памятников старины, в котором работал Игорь Грабарь. Затем здесь начали размещать дипломатические миссии, сначала Норвегии, потом Югославии, а с 1946 года и по сей день это здание занимает посольство Королевства Дания.
Еще парочка доходных домов в Мертвом переулке
Теперь мы переводим взгляды на четную сторону переулка, где расположилось семиэтажное здание в стиле модерн, кажущееся очень высоким на фоне более низких соседних зданий и от того, что оно само не широкое по фасаду. Архитектор Густав Андреевич Гельрих обильно украсил затейливой лепниной этот доходный дом в 1912 году. А в соседнем четырехэтажном бывшем доходном доме, выкрашенном сейчас в розовый цвет, два года жил автор романа «Как закалялась сталь» Николай Алексеевич Островский. В честь него с 1937 по 1993 годы переулок этот назывался – переулок Н.А. Островского, а до этого переулок был Мертвый. Откуда такое название – не скажу, различных версий очень много.
Особняки Рекка и Валькота
Следующий интересный особняк по этой же стороне переулка принадлежал еще одной женщине из династии Мамонтовых. Мария Федоровна, вышедшая замуж за старшего сына знаменитого купца Василия Ивановича Якунчикова, приходилась племянницей еще более знаменитому купцу, строителю железных дорог и меценату Савве Ивановичу Мамонтову. А приобрела она этот особняк у знаменитого тогда московского застройщика Якова Рекка, который создал для строительства таких особняков Московское торгово-строительное акционерное общество. Он и построил несколько особняков на бывшем участке старой усадьбы князя И.А. Гагарина.
Проектировал этот особняк Вильям Францевич Валькот – русский архитектор, имеющий шотландские корни, который строил в Москве в 1899-1908 годах. Помните, в прошлой статье я рассказывал про особняк Листа, который строил для себя Л.Н. Кекушев в Глазовском переулке, а мозаичные изображения для него выполнил Валькот. Но самое большое его творение – это проект знаменитой гостиницы «Метрополь», правда, там он был одним из группы авторов. В 1908 году он покинул Россию и уехал в Англию. До конца жизни он больше ничего не строил, на родине он работал в основном как гравер, график и чертежник.
Особняк выполнен в скупом стиле английского модерна сплошь из прямоугольных форм, но некоторые детали позаимствованы из франко-бельгийского направления стиля модерн – «арт нуво». В 1907 году архитектор Михаил Федорович Бугровский пристроил к особняку подъезд в том же стиле. А еще он перестроил ограду, она получила новые ворота с женскими головками на пилонах. Правда, издалека кажется, что это девушки в наушниках.
И следующий особняк все по той же стороне переулка был построен тоже по проекту Вильяма Валькота на средства все того же Якова Рекка по той же схеме. А приобрел его в 1903 году Карл Александрович Гутхейль, продолжив дело отца, он владел в Москве музыкально-издательской компанией, издавая произведения русских и западноевропейских композиторов. Мы уже видели один, принадлежавший ему, особняк в Денежном переулке, где часто бывал его друг С.В. Рахманинов.
Несмотря на то, что авторство этих двух особняков принадлежит одному и тому же архитектору, и вроде бы они построены оба в стиле модерн, но этот особняк значительно отличается от предыдущего. Вопреки канонам модерна это здание симметрично, главный вход расположен посередине. Над округлыми окнами и входом помещены лепные панно с изображением младенцев путти - маленьких мальчиков с крыльями. С 1958 года особняк занимает посольство Марокко.
До конца Пречистенского переулка, то есть до улицы Пречистенки, мы еще не дошли, но пока здесь и остановимся, чтобы отсюда в следующий раз продолжить наше очередное путешествие.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!