Здравствуйте, уважаемые друзья! Продолжаем наши прогулки по Москве! Напомню, мы идем по переулкам от Арбата к улице Пречистенке и остановились в прошлый раз в Пречистенском переулке (если не читали – переходите по ссылке). Осмотрев в конце того отрезка пути пару старинных особняков на четной стороне, созданных по проекту Вильяма Валькота, переводим свои взгляды на нечетную. Здесь в 1912 году появился очередной доходный дом в стиле модерн по проекту архитектора Густава Андреевича Гельриха. А дальше снова особняк, но не старинный, а построенный в 90-е годы XX века.
Особняки Н.И. Миндовского и Гандуриных на углу со Староконюшенным
Теперь мы снова смотрим на четную сторону переулка, где на углу с отходящим от него Староконюшенным переулком расположился в начале XX века интересный особняк. Это еще одно детище, как и два предыдущих по той же стороне, крупнейшего московского застройщика начала века Московского торгово-строительного акционерного общества Якова Андреевича Рекка. Но этот особняк разительно отличается от двух предыдущих по своему стилю. Автором проекта был Никита Герасимович Лазарев – потомок известного старинного армянского рода.
Историки архитектуры считают этот дом самым необычным памятником раннего московского неоклассицизма. Здание с двумя портиками, выходящими в два переулка, чьи колонны расширяются к низу, расположено на угловом участке неправильной формы, а угол здания закругляется эффектной ротондой. После постройки, в 1906 году, этот особняк приобрел Николай Иванович Миндовский, представлявший четвертое поколение видных российских промышленников. С 1927 года здесь размещалось посольство Австрии, в 1939 году в особняке останавливался Риббентроп, а в 1944 году – Черчилль. С 1955 года и по сей день это снова посольство Австрии.
От усадьбы с ротондой переведем взгляды на противоположный угол двух переулков. Здесь от Пречистенского переулка уходят вглубь Староконюшенного три дома, входящие в одну усадьбу. Они были построены после московского пожара 1812 года, но в 1881 году фасады их были перестроены архитектором Константином Ивановичем Андреевым в стиле эклектики. В это время особенно средний – главный дом был обильно украшен лепниной. Затем эту усадьбу приобрели братья Гандурины, объединявшие несколько мануфактурных производств в Ивано-Вознесенской губернии. Один из братьев так и прожил здесь до революции.
В самом начале переулка
Дальше все по той же четной стороне Пречистенского переулка двухэтажное зеленое здание вытянулось до ограды, которая выходит на улицу Пречистенку, а заворачивая на нее, в этой ограде с улицы во двор усадьбы ведут ворота со львами на пилонах. Туда мы заходили в январе 2024 года, и я об этом рассказывал. А дом этот, точнее, комплекс зданий, который с XVIII века строили и много раз перестраивали, сейчас принято называть «Дом ученых».
Но мы еще в переулке и, повернувшись к нечетной его стороне, видим памятник в небольшом сквере. Это памятник знаменитому скульптору Вере Игнатьевне Мухиной. Бронзовая Вера Игнатьевна как будто вырастает из гранитного постамента, такой ее изобразил в 1989 году скульптор Михаил Константинович Аникушин. А немного в глубине этого квартала есть дом, построенный в 1947 году, который спроектировала сама Мухина, а затем жила и работала в нем до своей смерти.
На Пречистенке
Вот мы и подошли к самому началу Пречистенского переулка и выходим на улицу Пречистенку, где напротив справа возвышается колоритный доходный дом с рыцарями, взирающими на всех с высоты дома, а слева расположилась усадьба Лопухиных-Станицкой, в которой сейчас размещается музей Льва Николаевича Толстого, а во дворе установлен ему памятник. И о предыдущем, и об этом доме, в котором на самом деле великий писатель никогда не бывал, я уже рассказывал после того, как мы проходили здесь в январе 2024 года.
На Пречистенке мы поворачиваем направо, о ней я не буду сейчас рассказывать, так как уже рассказывал, остановлюсь лишь на нескольких моментах, прежде чем повернуть с нее в Чистый переулок. Так вот, как раз на углу с Чистым переулком расположилось с XVIII века весьма массивное здание, которое, естественно, позже не раз перестраивалось, но предназначения своего не меняло. Это исторический Главный корпус Московского пожарного депо, а сейчас здесь размещается Главное управление МЧС России по г. Москве, в глубине, за внутренним двором, также размещается пожарная часть, сейчас под номером 88.
Любопытство мое меня пересилило, и я заглянул во двор через прутья ворот к бывшим коллегам. А там я увидел, хоть и издалека, большое мозаичное панно. На мозаике изображены два пожара XIX и XX веков: пожар здания Большого театра, произошедший в 1853 году, и пожар в бывшей гостинице «Россия», которой уже нет, случившийся в 1977 году. Последний, когда меня еще обучали пожарному делу, нам частенько приводили в пример, как один из самых сложных пожаров в советской послевоенной истории.
Заходим в Чистый
Пожарное депо упоминается в «Собачьем сердце» М.А. Булгакова: мимо него бегает замерзший несчастный пес Шарик, принюхиваясь: «как луком пахнет из пожарной пречистенской команды». А вот и тот самый Калабуховский дом, напротив пожарного депо, под номером один в Чистом переулке (бывшем Обуховом), построенный в 1904 году архитектором Семеном Федоровичем Кулагиным, в который Булгаков поселил профессора Преображенского. Дело в том, что в этом доме Михаил Афанасьевич бывал неоднократно в гостях у своих двух дядей: Николая Михайловича Покровского, известного врача-гинеколога, и его брата Михаила Михайловича, тоже врача, только терапевта. Вот Николай Михайлович и послужил прототипом Филиппа Филипповича Преображенского в повести «Собачье сердце».
Усадьба Офросимовых – Патриаршая резиденция
Идем дальше по Чистому переулку и слева в глубине от красной линии мы видим старинную усадьбу с главным домом и двумя флигелями. Это домовладение было основано в XVIII веке капитаном Артемием Алексеевичем Обуховым, по фамилии которого переулок и был назван Обуховским или Обуховым. В конце того же века усадьба стала принадлежать семейству Офросимовых. После смерти обер-кригскомиссара генерал-майора Павла Офросимова усадьба принадлежала его супруге Настасье Дмитриевне Офросимовой, которая стала прототипом нескольких известных персонажей, в том числе Марьи Дмитриевны Ахросимовой в романе «Война и мир» Льва Толстого.
Затем, с середины XIX века и до революции усадьба не раз переходила из рук в руки. В течение всего века она несколько раз перестраивалась и достраивалась. В 1878 году был заново оформлен фасад, тогда он и приобрел нынешний вид, а также была проведена перепланировка внутри здания. В 1897 году построили новую ограду с въездными воротами. С 1922 по 1941 годы это была резиденция германского посла в СССР, последним из которых был граф Вернер Шуленбург, который в ночь на 22 июня 1941 года вручил Вячеславу Молотову ноту об объявлении войны Германией СССР и высказался, что считает решение Гитлера безумием.
5 сентября 1943 года по распоряжению И.В. Сталина здания бывшей усадьбы были переданы Московской патриархии вместе с мебелью, убранством и хозяйственной утварью. В настоящее время здесь размещаются рабочая резиденция Патриарха Московского и всея Руси, канцелярия и управление делами Московской патриархии.
Усадьба Волконской – фон Мекка
Переводим свои взгляды на противоположную сторону переулка и здесь мы видим одноэтажный каменный дом в стиле ампир с деревянным мезонином, возведенный в 1821 году для бригадирши и княгини Софьи Григорьевны Волконской, сестры будущего декабриста Сергея Григорьевича Волконского, той самой, которая находилась в Таганроге при последних днях Александра I, поручившего перед смертью свою супругу чете Волконских, и у которой Александр Сергеевич Пушкин снимал квартиру в Петербурге на Мойке в конце своей жизни, в которой и скончался после дуэли.
В ноябре 1896 года усадьбу приобрела семья железнодорожных магнатов фон Мекк. Кроме того, что эта семья к концу XIX века благодаря железнодорожному буму стала одной из самых богатых в России, хочется отметить Надежду Филаретовну фон Мекк (в девичестве Фроловскую), которая много лет покровительствовала Петру Ильичу Чайковскому. Именно ей композитор посвятил Четвертую симфонию и Первую сюиту, а также подарил рукопись оперы «Евгений Онегин».
Есть еще версия, что Михаил Афанасьевич Булгаков поселил в подвале этого особняка героя своего самого знаменитого романа «Мастер и Маргарита».
Ряд доходных домов и кое-что еще
По той же стороне вплотную друг за другом выстроились в начале XX века три доходных дома. Первый из них под номером 6 был построен в 1913 году архитектором Адольфом Норбертовичем Зелигсоном по заказу Александра Карловича – сына той самой Надежды Филаретовны и ее мужа Карла Федоровича фон Мекк. Александр Карлович, кроме того, что он продолжил вместе с братьями дело отца, был еще одним из первых альпинистов в России и учредил Русское горное общество.
Следующий доходный дом был построен примерно в то же время, что и предыдущий, но уже по проекту архитектора Николая Ивановича Жерихова, одного из самых востребованных московских архитекторов, построившего 46 доходных домов в престижных районах города. В этом доме жили многие известные люди, в том числе автор «Колымских рассказов» Варлам Тихонович Шаламов и драматург Михаил Михайлович Рощин.
Все три дома построены в стиле модерн, но самым ярким из них мне показался следующий дом под номером 10 с элементами готики. Он был построен раньше предыдущих двух. Авторами проекта этого дома числятся Николай Иванович Якунин и Виталий Семенович Масленников, причем, Якунин, скорее всего, построил этот дом в 1901 году, а в 1908 году Масленников его перестроил.
Еще, на что в этом переулке я обратил внимание, это двухэтажный дом XIX века напротив ряда доходных домов, который вплотную примыкает к такому же похожему дому. Здесь в 1866-1889 годах жил пианист и композитор Сергей Иванович Танеев, а с 1870 по 1919 годы его старший брат, философ и адвокат Владимир Иванович Танеев. Об этом нам сообщает соответствующая мемориальная доска на фасаде дома, в котором сейчас размещается музыкальная школа имени С.И. Танеева.
На этом мы пока и остановимся, но впереди нас ждет еще не мало интересного!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!