"Из всех произведений искусства архитектурные памятники производят наибольшее впечатление и свидетельствуют о развитии науки среди народов, которые ими обладают; поэтому, чтобы сделать известными и указать средства, которые применяются для их создания, никакая реклама их не будет излишне широкой." (Монферран)
"Как древние, так и современные народы всегда изпытывали потребность увековечить память о великих государях, великих людях и великих подвигах с помощью памятников. Действительно, история* запечатляет памятные события и передает их будущим поколениям; но если для небольшого числа учёных она говорит, то для простого человека она немая. Памятники же - это вечно открытая страница, из которой широкая публика может в любой момент почерпнуть знания о событиях прошлого, изпытать справедливую гордость при виде выдающихся примеров, завещанных им их славными предками, и возпылать благородным желанием подражать им." (Монферран гл.2 первого издания, посвящённого созданию монумента)
* - имеется в виду история в изначальном смысле - письменная.
Начало:
Во избежание приступов грамотейства, отправляю для начала сюда
Тема, вообще-то, серьёзная, ибо речь о двух великих памятниках, отмечающих славные вехи истории нашей. Напоминаю, что звание Город-герой - высшая степень отличия. Городу, не сдавшемуся врагу, были вручены орден Ленина (в январе 1945 г.) и медаль Золотая Звезда (8 мая 1965 г.). Потому ещё раз прошу воздержаться от негатива.
Эскизное проектирование
Наверное идея памятника в виде триумфальной колонны, как, впрочем, и обелиска, возникла у Монферрана задолго до объявления конкурса, и он выразил её в дарственном альбоме, преподнесённом Александру I в Париже.
Надпись, что на пьедестале, сделана на латыни. "Gentium omnium paci Alexander primus armis suis subactae consecravit anno domini MDCCCXIV" Гугль переводит: "Александр Первый освятил мир всех народов, завоеванных его оружием в год 1814 от Рождества Христова." На фусте мраморной колонны перечислены названия европейских государств (Moсковия, Пруссия, Австрия, Бавария, Саксония...). В кружке справа (плохо видно), похоже говорится о стоимости отдельных частей: кладки постамента, венчающей фигуры, фуста и двух скульптур у подножия.
В том же альбоме был также проект обелиска. К сожалению, изображение его мне не попалось.
Когда Николай I велел провести конкурс проектов памятника брату, первым вариантом архитектор избрал обелиск. Как выяснилось, после того, как Наполеон отправил в Египет научную экспедицию для изучения тамошнего наследия древних, пирамиды, обелиски и сфинксы стали широко известны в Европе, чему немало способствовали изумительные альбомы с зарисовками и описаниями тамошних чудес. Именно эти три архитектурных формы Древнего Египта стали почитаться как символы безсмертия, когда-то созданные в память об очень давних событиях, пронёсшие её сквозь тысячелетия. И обелиски "зашагали" по городам и весям... В некоторых случаях, можно сказать, чуть ли не буквально, ибо их старательно вывозили (начиная с римлян) и устанавливали в столицах, но гораздо больше их изготавливали и устанавливали на местах чуть ли не по любому мало-мальскому поводу).
В Научно-технической библиотеке СПГУПС среди других архивных документов имеется рисунок Монферрана, подписанный "Обелиск из гранита высотою 111 футов, спроектированный для центра Дворцовой площади". Ниже - краткое пояснение к нему "Ствол этого обелиска будет выполнен из одного блока и будет длиной 84 фута (25.6 м), что превзойдёт самые большие из существующих монолитов.
Сам архитектор во введении альбома 1836 г. пишет о первом варианте следующее:
"Когда я впервые задумался о месте, которое было определено, мне было легко понять, что памятник-скульптура, каковы бы ни были его пропорции, никогда не мог быть помещён в гармонии с огромными зданиями, которые должны были его окружать. Этот мотив и необходимость придать памятнику характер величия, соответствующий его назначению, определили мои представления о проекте обелиска. Вот как я объяснил это в примечании, сопровождавшем мою работу. «Этот памятник будет состоять из гранитного обелиска, цельного куска длиной восемьдесят четыре фута, который, будучи поднятым на своё основание, будет иметь высоту сто одиннадцать футов.
Автор проекта предпочёл обелиск любому другому памятнику по следующим причинам:
Камень из красного гранита, без дефектов, способный получить самую красивую полировку, ни в чем не уступающий красивейшему граниту Востока, найден в каменоломне Питерлакс, недалеко от Фредериксгама, в том самом месте, откуда были добыты сорок восемь монолитных колонн церкви Святого-Исаакия. Опытный подрядчик, тот же самый, что выломал эти колонны, предлагает извлечь обелиск и перевезти его на место, где он будет установлен, не опасаясь, что короне представится какая-либо неблагоприятная возможность. Если к этим соображениям добавить неоценимое преимущество изпользования рабочих, уже обученных работе с монолитом, и, с точки зрения экономии, изпользования лесов, инструментов и всех дорогостоящих машин, которые были применены для работы над сорока восемью колоннами, о которых только что говорилось, то нельзя отрицать, что появилась возможность (взяться за строительство запланированного обелиска).
Чудесный эффект, производимый обелисками, хорошо известен. Эти монументы, столь простые и столь драгоценные в своём изполнении, всегда будут считаться самым совершенным образцом египетской архитектуры. Боссюэ* полон похвал этим памятникам, когда говорит, что римская держава, отчаявшись сравняться с египтянами, посчитала достаточным для своего величия позаимствовать обелиски их царей. Добавим, что энтузиазм римлян в отношении этих памятников можно справедливо оценить по тем огромным разходам, которые они понесли на их транспортировку в Рим, и в этом можно убедиться, если вспомнить, что в течение нескольких лет этой работой была занята целая армия.
* - «Возводить памятники для потомков должен был только Египет. Его обелиски и сегодня, как по красоте, так и по высоте, являются главным украшением Рима; а римская держава, отчаявшись сравняться с египтянами, сочла достаточным для своего величия заимствовать памятники их царей.» - Жак Бенинь Боссуэ, французский епископ, политик, писатель и историк (17-18 век)
"Поэтому автор проекта считает, что стройная форма обелиска лучше всего подходит для украшения площади Палаццо; на большой площади скульптурный памятник может казаться маленьким только в том случае, если он не колоссален; триумфальные колонны и обелиски всегда украсят её лучше, чем любой другой памятник."
Поскольку идея установки на площади перед дворцом завершающего её акцента уже дошла до конкурса проектов, Монферран, посещая гранитные ломки и заприметив в Питерлаксе большого размера массив без трещин, дальновидно запретил разрабатывать его для добычи колонн Исаакия. Как рапортовал Шихин (купец-подрядчик, занимавшийся добычей гранита для строительства Петербурга), при посещении в июне 1829 г. каменоломни в Питерлаксе Монферран, «увидев очищенную мною массу горы, приказал десятникам моим, чтобы той массы не ломать, а оставить её для назначаемого в честь императору Александру 1-му монумента». Монферран также не замедлил сообщить императору о найденном им участке, а также уведомил, что для добычи монолита в каменоломне уже имеются и опытные люди, и оборудование.
«Опытный подрядчик, тот самый, что вырубал эти колонны, предлагает извлечь обелиск и доставить на место, где он будет воздвигнут, так что двору не придется опасаться случайных неприятностей. У этого подрядчика уже имеется прямо на месте все нужное для работ оборудование; если добавить к этим соображениям то бесценное преимущество, что для резки и обработки монолита будут использоваться уже обученные работники, а также леса, инструменты и дорогостоящие машины, которые уже послужили при возведении упомянутых 48 колонн [Исаакиевского собора], не приходится сомневаться, что при таких обстоятельствах не будет упущена возможность возвести проектируемый обелиск» (отсюда)
По замыслу Монферрана гранитный обелиск имел бы высоту такую же, как фуст колонны. Вероятно, эта высота определялась длиной возможной к выломке скальной массы.
Грани обелиска по этому проекту предполагалось украсить медальонами, посвящёнными сражениям и победам войны 1812-814 годов, серию которых уже начал по своей инициативе создавать Фёдор Петрович Толстой. Ниже - один из готовых к этому времени медальонов - "Битва при Лейпциге".
И на подходе к готовности был медальон «Сражение при Фер-Шампенуазе»
Кроме этого (основного) проекта, архитектор немедленно разработал ещё три его варианта, отличающиеся оформлением пьедесталов и их высотой. В них барельефы были отвергнуты, чтобы подчеркнуть благородный вид гранита.
Не буду описывать эти варианты. Вы можете открыть и прочитать очень познавательную статью Дмитрия Любина (ссылка выше). Ясно, что Монферран предоставил императору все четыре варианта обелиска.
Николай, ранее уже беседовавший с Фридрихом Вильгельмом (прусским кронпринцем, союзником Александра в военных действиях против Наполеона в 1814 году), который настойчиво ратовал именно за колонну, проект обелиска отверг. Впрочем, о проекте памятника я уже писала в предыдущей статье, здесь лишь дополняю.
После того, как Александр утвердил проект колонны, её проектирование было продолжено. Разрабатывались её детали, изучались прорабатывались барельефы с их символикой, даже корректировались размеры нижней части. Тут можно прочитать ещё одну статью Дмитрия Владимировича Любина, где повествуется и об этом, и о неудачном контракте на выломку сердобольского гранита для цоколя, ступеней и площадки колонны. Обратите внимание на то, сколько времени* продолжалась история с торгами, и как в процессе её изменялась конструкция нижней части памятника. А через год от начала тщетных попыток заключить контракт, а затем и добыть блоки нужного размера из сердобольского гранита, и от самого материала всё-таки отказались в пользу рапакиви.
В общем, поскольку возведение колонны произходило во времена, отдалённые от нас почти на три столетия, а до архивов добраться сложновато, эта сторона сравниваемых объектов будет менее детальна.
Однако, и об обелиске информацию найти тоже сложновато, хотя он - наш современник :о) Благо, что не всё давным давно сложено в архивы, причём, в самые разные. Кое-что найти удалось.
Обелиск Городу-Герою Ленинград
Немного вернусь к самому началу. К выбору места - площади города, которая ещё в годы войны, задумывалась, как Триумфальная.
Вообще-то, проблема с переоформлением-переустройством центра площади Восстания возникла независимо от поиска места для будущего обелиска. Архитекторы давно обратили внимание на «неправильно определенное функциональное назначение сквера как места для кратковременного отдыха, тогда как, находясь в центре очень напряженной в транспортном отношении площади, он должен выполнять только декоративную роль» (Иванова О.А. Озеленение улиц и площадей. 1955 г.).
После войны, в 1953 г. на площади был заложен сквер с установленным в нём закладным камнем будущего памятника Ленину. Здесь можно посмотреть проекты этого памятника.
Сквер не стал визитной карточкой Ленинграда, но стал "головной болью" милиции. Днём лавочки занимали транзитные пассажиры, в тёмное время - криминальные элементы.
Одной из причин, по которой сквер "пересадили" на новое место, стала возросшая загазованность площади. Как писал Лукьянов, кусты и прочую зелень убрали по нескольким причинам: требовалось увеличить проезжую часть, удовлетворить просьбу милиции и учесть мнение садово-парковых специалистов.
В общем итоге, "звёзды сошлись" на этой площади, и уже в марте она была избрана местом будущего памятника. Тогда же был составлен предварительный проект.
Возможно, я несколько забегаю вперёд, понемногу вставляя сведения о тех, кто принимал участие в создании обелиска, но писать отдельную статью не планирую. Поэтому буду "освещать" этот пункт такими вот вставками.
С самого начала некоторые специалисты привлекались к проекту неофициально, поскольку письменного указа о начале проектирования ещё не было, только устные поручения Зайкова и Алымова. Например, на начальном этапе участие принял приятель Алымова скульптор Анатолий Александрович Киселев, ему Алымов хотел поручить "скульптурную часть" обелиска.
"Со второй половины марта 1983 года я дорабатывал композиционные варианты и архитектурно-художественное решение уже в общих чертах сложившегося монумента, готовил материалы для показа на Архитектурном совете. В мастерской скульптора Анатолия Александровича Киселёва была сделана первая гипсовая модель в масштабе 1 : 20."
Сам Лукьянов поначалу также не был в числе "официальщиков". Команда о начале проектирования последовала после 21 июля 1983 г., когда в кабинет Зайкова были доставлены предварительные наработки (эскизы, макет и картина с изображением обелиска в лучах солнца, написанная Лукьяновым). Затем последовало разпоряжение о начале строительства.
Поначалу эскизно прорабатывалось всё, но не все детали появились вдруг и сразу. Не с самого начала возникла идея увенчать обелиск звездой, но место для этого утверждённого указом символа искали.
«…уже в Смольном был одобрен эскизный проект обелиска, уже первые проектные рисунки находились в Музее Истории Ленинграда, уже в газете «Ленинградская Правда» появилась статья о сооружении монумента на площади Восстания, а завершение-навершие композиции ещё не было решено. Поначалу как-то не находился образ. То казалось, что он должен заканчиваться (завершаться), как классический обелиск, то появлялась объемная геральдическая композиция (символ Ленинграда — крейсер Аврора, гирлянды бронзовых лент).
Идея о звёздном завершении обелиска появилась у Лукьянова после просмотра фильма, где в начале войны укрывали брезентом одну из звезд кремля и снимали этот чехол после войны.
"По положению о городах-героях Золотая Звезда должна обязательно входить в композицию монумента. Долго не находилось место, и вот оно определилось. Точно так же укрепляли фанерную звездочку на скромных солдатских обелисках. В этом нет ничего нового. А нам и хотелось, чтобы монумент выглядел так, как-будто его сформировало Время и ленинградцы, пережившие войну. Решено. На вершине Обелиска Городу-герою Ленинграду будет Золотая звезда. Звезда завершит гранитный монумент, это будет перекличка с золотым корабликом на шпиле Адмиралтейства, это перекличка времён — связь героических событий нашей истории. Нужно только уточнить размеры, элементы перехода от гранитного монолита." (отсюда)
Форма сечения обелиска, (почти через год) в марте 1984 года из четырёхугольной преобразовалась в пятиугольную, которая со всех точек обзора "выглядит единообразнее" а затем, - и в форму звезды (это относится к верхней части памятника). Чтобы объяснить такой выбор, Лукьянов подготовил таблицу «Визуальное соотношение мин. и макс, ширины у обелисков разных сечений» (черновой вариант её можно видеть на картинке выше).
С 12 июня 1984 года Лукьянов начал работать над горельефами и предложил в эскизной форме свой вариант медальонов.
"Январь-февраль 1984 года — рисую основание монумента. На первой грани — композиция с орденом Ленина. На других — четыре медальона-горельефа. 1941 год — Здание Смольного с заградительными аэростатами и фигурами ополченцев. 1942 — Исаакиевский собор и перекрестия авиационных прожекторов. 1943 — Символ Воинской Славы — Адмиралтейство. 1944 — Нарвские ворота, передовая линия обороны и бойцы-победители."
Ещё один немаловажный элемент обелиска - венок победителя, сложенный из лавровых и дубовых ветвей, долго не мог найти себе подобающего места. Но оно нашлось над головами тех, кто изображён на медальонах.
В июле эскизный проект был утверждён. После чего началась его разработка. На этой стадии были привлечены специалисты ленинградских организаций различного профиля. От геодезистов и геологов до озеленителей-осветителей. Естественно, были задействованы конструкторы, и инженеры (поскольку требовалось разработать не только внешний вид, но и техническую сторону проекта и его воплощения).
"к работе подключился институт «Ленгипроинжпроект» специалисты которого и раньше решали сложные задачи — создавали мосты, крупные транспортные сооружения, виадуки. Архитектор этой организации Владимир Михайлович Иванов и сотрудники его группы стали уточнять варианты конструктивных решений, прорабатывать инженерные узлы и коммуникации."
По возпоминаниям Бориса Брудно, в первую очередь следовало определить точное положение будущего обелиска: «Я знал, что на площади после сноса памятника Александру III остался не разобранным его фундамент. Для определения возможности использования (или неиспользования) его для наших нужд необходимо было знать конструкцию фундамента и его расположение».
Чтобы не возникло излишних противопоставлений двух памятников в комментариях, типа этого,
подчёркиваю, что памятник убрали с площади ещё до войны, за полвека до установки обелиска. За это время сменилось два поколения горожан, возпитанных при советской власти. К тому же, к памятнику с самого начала относились неоднозначно (читайте внимательно комментарии, весьма познавательные). Были и те, кому он нравился, и те, кто считал его карикатурой на царя.
Тут также будет уместно обратить ваше внимание на слова Монферрана о соразмерности размеров площади и величины памятника на ней ("...памятник-скульптура, каковы бы ни были его пропорции, никогда не мог быть помещён в гармонии с огромными зданиями, которые должны были его окружать."). Памятник царю для этой площади был слишком незначительным по величине и "терялся" на её просторах.
Этим снимком возвращаю повествование в намеченное русло :о)
Когда разыскали в архивах описание фундамента памятника Александру III, выяснилось, что изпользовать его для обелиска нельзя. Тогда к работам по выяснению точного разположения фундамента подключили трест ГРИИ. В результате изучения материалов 56 пробуренных скважин глубиной 0.5-4.5 м получили фундаментные контуры и нанесли их на топографический план площади. Для обелиска же подыскали новое место.
Пока что, процесс созидания обоих памятников не сильно и разнится. И всё, что сообщается в письменных източниках об Александровской колонне по этому периоду истории её создания, невозможным или выдуманным назвать невозможно.
(продолжение следует)
Есть по теме имеются два видеоролика. Поскольку с Ютюбом напряжёнка, даю ссылки на другие ресурсы.
В начале первого ролика с кинохроникой можно видеть открытие обелиска.
Полагаю, будет интересно посмотреть видео, где разговор идёт об Александровской колонне