А знаете ли вы, что император Николай II имел отношение к развитию автомобильного внедорожного движения в России? А дело было так…
Приглашенный в Россию французский инженер Адольф Кегресс приехал работать в компанию «Лесснер», которая на тот момент был чуть ли не единственным российским автомобильным заводом, а князь Владимир Николаевич Орлов (друг и соратник императора), по совместительству был руководителем царского гаража и заказал у «Лесснера» два автомобиля. В процессе сборки заказа князь познакомился с Кегрессом, и оценив его знания и профессионализм пригласил на должность технического директора Императорского гаража в Царском Селе.
У Николая не было личного шофера, и в большинстве случаев его функцию выполнял сам Орлов. Через некоторое время князь и государь прониклись к французу доверием, и Кегресс стал личным шофером царя.
Адольфа Кегресса всегда огорчала русская зима и межсезонное бездорожье, ведь автомобили того времени не обладали какими-либо внедорожными свойствами. Как только автомобиль попадал в такую стихию, он становился памятником, никакие цепи на колесах не спасали. Кегресс придумал следующее:
На передние колеса легкового автомобиля устанавливались управляемые лыжи с помощью специальных крепежей, в то время как задние, ведущие колеса со стальными грунтозацепами оснащались гусеничным ходом. При этом система Кегресса крепилась непосредственно к оси, и для этого машину достаточно было немного приподнять с помощью домкрата. Ось активировала приводной каток, размещенный по центру системы, который, в свою очередь, запускал задний ведущий каток. От него, в свою очередь, передавалось движение на передний ведомый каток. Между крупными катками находились несколько малых, оснащенных пружинами, что позволяло равномерно распределять вес кузова по всей длине гусеницы.
Изобретение Кегресса понравилось всем. Автомобили Императорского гаража зимой перестали застревать, а преодоление сложных участков проходило практически без проблем. Кроме того, машины с полугусеничным движением одержали несколько побед в снежных автомобильных гонках. После множества испытаний царь распорядился внедрить данную систему также в армию.
Броневик стал опытной попыткой применения подвески Кегресса в условиях армии. Эта система зарекомендовала себя весьма эффективно. На тот момент основным недостатком бронемашин была их низкая проходимость — шасси с недостаточно мощными двигателями с трудом справлялись с тяжелыми бронированными корпусами, и вопрос о внедорожных качествах даже не поднимался. Система Кегресса значительно увеличивала универсальность броневика и повышала его боевые возможности. Эта схема завоевала популярность в армиях многих стран мира и используется по настоящее время.
Вот так начиналось преодоление нашего бездорожья, постепенно появились уже знакомые нам по современности решения для внедорожников – раздаточные коробки, блокировки…..но это было уже позже.
Кстати, на фото ниже знакомый силуэт, напоминает ГАЗ-УАЗ 69, но это совсем другое (ответ ниже фото в скобках).
Продолжение следует…