Нет ничего отвратительнее революций! Стоят миллионы человеческих жизней, а счастья никому не приносят - несмотря на декларируемые благие намерения...
А какой колоссальный урон они наносят культурно-историческому наследию!
В 1649 году, когда была провозглашена Английская республика, просуществовавшая 11 лет, все драгоценности и регалии Британской монархии были безжалостно уничтожены - отправлены на переплавку по приказу Оливера Кромвеля.
Сохранились всего две средневековые английские короны, и только благодаря тому, что во время революции они уже давно находились на территории Германии.
Одна из них - корона Маргариты Йоркской
************
Лондон, июнь 1468 года
Маргарет с грустью смотрела из окна башни вниз на Темзу: здесь, на реке, всегда так оживленно. Бесчисленные лодки и барки, крики и ругань лодочников и торговцев, запах тины и крики чаек. А если высунуть голову из окна и посмотреть налево, то можно увидеть Лондонский мост и белые башни Тауэра.
Интересно, во Фландрии есть реки? Надо спросить у Ричарда - он что-то рассказывал о том, что в Брюгге все тоже передвигаются на лодках по каналам, но она была так взволнована, что плохо его слушала.
Через раскрытое окно доносится колокольный звон с башни Ст. Пол Кафедрал: в противоположность к Вестминстеру эта церковь Остминстер и находится совсем рядом с её домом, Байнардс-Каслом, и они с матерью, гордой герцогиней Сесиль, ходят туда на мессы.
А совсем скоро для Маргарет прозвучат свадебные колокола: венчание предстоит в Дамме, свадебные торжества - в Брюгге, жених - дважды вдовец, на 13 лет её старше, обладатель сложного характера и огромного богатства.
Через несколько дней она покинет Англию и кто знает, доведётся ли ей ещё раз вернуться на родину. Хотя кажется, что Фландрия совсем недалеко, надо только пересечь Английский пролив - у них до сих пор есть владения на континенте - знаменитый город-порт Кале, предмет столетних споров между Англией и Францией. А лорд-лейтенантом там служит её кузен Уорик - он же и будет сопровождать Маргарет к её жениху, новому герцогу Бургундии.
По телу прошла дрожь, как от холода - вообще-то ей надо взять себя в руки и успокоиться: ей уже 22, по меркам 15 века она не самая юная невеста. И за своего жениха, Карла Валуа, она выходит замуж со второй попытки. В первый раз переговоры о её браке с наследником Бургундского Дома вёл ещё отец Маргарет, ныне покойный герцог Йорк - упокой, Господь, его душу! - вспомнив об отце девушка мысленно перекрестилась.
Вот только тогда Маргарет было всего 8 лет, а Карлу, графу Шароле, уже исполнилось 20, ему нужен был наследник и ждать пока она повзрослеет у бургундской стороны не было ни малейшего резона. И Карл женился на своей кузине, Изабелле Бурбонской - а теперь она умерла и наследника у него по-прежнему нет.
После этого у Маргарет были и другие женихи: с тех пор как её брат Эдвард стал королём Англии, четвёртым этого имени со временем Нормандского Завоевания, девушка неожиданно для себя превратилась в ценный актив на ниве дипломатических альянсов между странами. Поэтому и её замужество так затянулось: брат всё никак не мог решить с кем ему выгоднее дружить - то ли с Бургундией, то ли с Португалией. Вот только португальский жених - Дон Педро - до свадьбы не дожил и пришлось опять вернуться к предыдущему плану с бургундцами.
А тут получилось и то, и другое: сам Карл по матери также был португальцем, о чем он неоднократно вспоминал в очередной раз рассорившись со своими подданными...
А вот по бабушке Карл был ещё и англичанином, но из династии Ланкастеров, поэтому Йорков не выносил и союзу с ними сопротивлялся до последнего - жениться на Маргарет он совсем не хотел.
Но что делать - политическая обстановка вынудила и бургундскому герцогу пришлось решать кого он ненавидит больше: своего главного врага - французского короля Людовика XI (который поддерживал Ланкастеров) или все-таки Йорков, которые ему лично пока ничего плохого не сделали.
Дверь открылась и в комнату вошёл стройный темноволосый юноша - придворные дамы Маргарет сделали поспешный реверанс - ведь это брат короля, его светлость герцог Глостер.
Маргарет тепло улыбнулась и порывисто его обняла: "Ах, Ричард, мне будет так тебя не хватать! "
Трое самых младших детей герцога Йорка и его жены Сесили Невилл провели свое детство вместе, в замке Фотерингей и это их очень сблизило. И хотя самым любимым братом для Маргарет был красавец Джордж,
в глубине души она понимала, что больше всех достоин любви самый младший - спокойный сдержанный Ричард. И он единственный в семье, кто был внешне похож на отца, покойного герцога Йорка. Всё остальные, в том числе и сама Маргарет пошли в Невиллов - светловолосые, голубоглазые и высокие.
Вообще про братьев Йорков говорили, что король Эдвард - самый обаятельный, Джордж - самый красивый, а Ричард - самый верный.
Пока Маргарет занималась своими книгами, отбирая те, которые она возьмёт с собой, молодой герцог принялся рассматривать её свадебную корону, которая находилась тут же на бархатной подушке.
- Мэг, эта самая корона, которую ты надевала на коронацию нашего брата короля?
Ричард провёл пальцем по длинном ряду белых жемчужин, которые окаймляли основание короны. Потом изучающе оглядел новый герб: он сочетал в себе английских леопардов и французские лилии, как символ того, что Англия до сих пор не смирилась с утратой своих владений на континенте.
Кто знает, что принесёт будущее? - возможно и ему, королевскому герцогу, ещё предстоит повоевать за них.
Теперь английский герб был дополнен геральдическими знаками жениха: французские лилии, как символ того, что Карл происходит из фамилии Валуа; косые линии Бургундии и три льва - Фландрия, Брабант и Лимбург.
Маргарет улыбнулась:
- Я думала, короны тебя тогда совсем не интересовали. Я помню, как накануне коронации король посвятил тебя в рыцари и ты целыми днями гремел шпорами по лестницам Тауэра. Мне кажется даже в постель ты ложился в полном рыцарском облачении.
Брат с сестрой дружно рассмеялась.
С тех пор прошло семь лет и династия Йорков довольно прочно укрепилась на троне.
Но сейчас взволнованную невесту больше интересовала её новая родина.
Герцог Глостер провёл в Бургундии несколько месяцев изгнания и с тех пор считал себя знатоком местных обычаев. Он даже немного выучил фламандский.
- Фландрия - богатая страна, а их герцоги - очень могущественны.
Но - они всего лишь герцоги и только мечтают о том чтобы стать королями, вот и надеются на поддержку нашего брата и Англии. А что на это скажут Папа и Император...- Ричард неопределенно пожал плечом.
- Монсеньор Филипп был настоящий рыцарь и очень добр.
В глазах 16-летнего Глостера, обожающего рыцарские романы и сказания о короле Артуре, это был самый лучший комплимент.
- А Карл? Какой он?
- Нуууу...- задумчиво протянул Ричард и бросил взгляд на фрейлин Маргарет.
- Дамы считают его красивым: он смуглый, у него тёмные волосы и кажется голубые глаза. И в отличии от своего отца он совсем не бегает за юбками... - воспитанный в строгой католической морали Ричард брезгливо поморщился.
- Да, и ещё, Мэг, он ниже тебя ростом - примерно как я.
Она знала, что младший герцог очень страдает от того, что он не такой высокий и рослый как его старшие братья. Чтобы его утешить Маргарет нежно растрепала его тёмные, слегка вьющиеся волосы и поцеловала в макушку - "Тебе даже нет шестнадцати, ты ещё вырастешь".
Глостер сделал знак пажу налить ему вина и устало вытянул ноги в длинных охотничих сапогах:
- Помнишь, как в прошлом году на рыцарский турнир приезжал Антуан, Великий Бастард Бургундский? Братья очень похожи внешне, только Карл лет на 10 лет моложе.
Маргарет расмеялась: "Когда Антуан выбил Энтони Вудвилла из седла, я сразу же полюбила его всем сердцем!"
- Жаль, меня при этом не было! Я бы с удовольствием посмотрел на лицо королевы.
Королеву Элизабет Вудвилл и её многочисленную алчную родню смертельно ненавидела вся английская высшая знать, в том числе и всё Йорки: братья короля Кларенс и Глостер, их мать герцогиня Сесиль и весь могущественный клан Невиллов.
Стройная фигурка Маргарет внезапно обернулась к брату:
- Ах да, Ричард, все время забываю тебя спросить - почему ты так не любишь рыцарские турниры? Ты же такой сильный и отважный!
Герцог упрямо вздёрнул подбородок:
- Потому что я считаю это неправильным. Рыцари должны сражаться только на поле боя, защищая свою страну, а не на потеху публики!
- А вот твой муж не только любит турниры, но ещё и побеждал в соревнованиях лучников. И его брат тоже.
Ричард поудобнее устроился в деревянном резном кресле и окунулся в воспоминания семилетней давности.
- Брюгге - прекрасный город, там такие роскошные дворцы и дома гильдий. А на рыночной площади находится башня - Бэлфрид. Мы с Джоржем забирались на самую верхушку и оттуда смотрели на город. А если не было тумана, то можно было увидеть и море. Кстати, где мой брат?
- Не знаю. Наверное, опять шепчется по углам с дочкой Уорика.
Маргарет строго посмотрела на брата:
- Ричард, признавайся, что вы затеяли? Ты же знаешь, что король запретил ему жениться на Изабелле! Неужели у него хватит духу пойти против воли Эдварда? Ведь это измена!
Ричард неопределенно повёл плечом и поджал и без того тонкие губы.
Но будущая герцогиня Бургундская не отступит так легко - Маргарет впилась своими прекрасными голубыми глазами в темно-серые глаза брата. Вот только дуэль взглядов ничего не принесла.
Она хорошо знала характер Глостера - этот будет молчать до конца, как крестоносец на допросе у сарацинов. Вот ведь характер у человека!
- Берегись, Ричард, как бы твоя верность не обернулась однажды против тебя самого.
Герцог Глостер счёл за лучшее сменить тему разговора и вновь перевёл взгляд на корону.
- Переплетенные в изящном узоре С и М - Карл и Маргарет. Жених должен чувствовать себя польщенным! - Ричард не удержался и хихикнул. - Ради этих изменений ты посылала корону ювелиру?
- Да. И ужасно боялась, что мистер Шор не успеет вовремя.
- Шор? - глаза герцога Глостера опасно сузились.
- Да, а что такое? - Маргарет вспомнила, что и до неё доходили тёмные слухи, связанные с этим именем, но не знала подробностей.
Но брат опять ловко переменил тему:
- И везде сияют Белые розы Йорков.
Мэг, ты сама наша самая прекрасная роза! Надеюсь, бургундец оценит какое сокровище ему досталось".
"Интересно, как её носить?" - размышлял далёкий от дамский моды Глостер.
"Просто так на голову не наденешь - свалится. Если только закрепить сверху на высокую причёску. Или надеть корону на эннен". - Герцог бросил взгляд на сестру: её длинные светлые волосы были уложены в замысловатую прическу и увиты жемчужными нитями. И сама она - такая стройная и изящная - была невероятно хороша! Ничуть не хуже королевы Элизабет Вудвилл, которая красотой свела с ума его брата и поставила всех королевских родственников на грань вражды.
От нечего делать Ричард взвесил корону в руке: "Мэг, это все золото?"
- Нет, серебро, но с золотым покрытием.
- И сапфиры под цвет глаз. А вот похожие рубины я уже где-то видел - молодой человек вытянул вперёд руку: на худых смуглых пальцах свернул рубин, точно такой же, как и в короне у Маргарет.
Вообще-то молодой герцог считал, что рыцарям не пристало украшать себя, но как младший брат короля был обязан соответствовать своему высокому статусу.
Брат с сестрой помолчали, мысленно ещё раз обдумывая предстоящие дни: весь двор будет сопровождать Маргарет до побережья, где она со своей свитой сядет на корабль.
- Только не позволяй Уорику испортить тебе настроение. Он с самого начала был против этого брака и теперь все плавание будет поносить твоего мужа. Ты же знаешь Дика!
Маргарет печально усмехнулась:
-Бедный кузен Уорик, не удается ему в последнее время организация королевских свадеб.
-А ты никогда не замечала, что люди ненавидят в других именно те черты, которыми обладают сами? Погляди на Дика - увидишь своего мужа".
Маргарет в очередной раз подивилась проницательности своего младшего брата: она привыкла считать его ребёнком, о котором она в детстве заботилась, а теперь он - взрослый мужчина и уже сейчас умнее многих советников короля. Что это: природный ум Плантагенетов или воспитание Уорика дало такие плоды и за неимением сына Дик все свои знания и умения вложил в маленького кузена?
Из-за гобелена, прикрывающего дверь, выглянул оруженосец со знаком Белого Вепря на рукаве:
-Король срочно требует к себе его светлость Глостера для участия в Королевском совете!
Ричард легко поднялся, поцеловал руку сестре и поспешно удалился.
***********
18 июня Маргарет отбыла во Фландрию.
Перед отъездом в Лондоне она посетила королевский гардероб и побывала на мессе в Сан-Пол-Кафедрале, где помолилась и совершила пожертвование.
Затем в сопровождении своего кузена Ричарда Невилла, графа Уорика и на его коне, что символизировало примирение графа с королевской четой, принцесса проехала через Чипсайд, где получила в подарок от мэра и олдерменов 100 золотых монет и пару богато украшенных чаш.
Ночь Маргарет провела в аббатстве Стратфорд, где также остановились король и королева. Затем Маргарет совершила паломничество к мощам Святого Томаса в Кентерберри (имеется в виду Томас Бекет, канцлер и архиепископ Кентерберри, заколотый у алтаря по приказу Генриха II).
25 июня поздно вечером с пышной свитой она прибыла в Слёйс (город на морском побережье, практически пригород Брюгге): там Маргарет встретили фейерверками и театральными представлениями. 26 июня её навестила будущая свекровь - вдовствующая герцогиня Бургундии Изабелла Португальская и единственная дочь Карла 11-летняя Мария.
На следующий день Маргарет посетил и сам Карл Смелый «с двадцатью лицами втайне».
Оливье де ла Марш, приближённый герцога, затем писал: "Когда он прибыл, и они встретились, приветствия с обеих сторон были очень церемонными, а затем они сели на скамью и какое-то время с удовольствием беседовали друг с другом. После некоторых расспросов епископ Солсбери спросил Маргариту, что она думает о своём обручении с Карлом. Она ответила, что "именно для этого и ни для чего другого король Англии послал её сюда", и что она готова исполнить повеление короля. Тогда епископ взял их руки и обручил их. Дама Маргарита оставалась в Слёйсе до следующей субботы, и монсеньёр навещал её. В субботу корабли богато разукрасили, чтобы перевезти нашу госпожу в Дамме, где на следующий день монсеньёр обвенчался с нею должным образом, и епископ Солсбери благословил их брак в церкви".
***********
В 1474 году, находясь на паломничестве в Аахене, герцогиня Бургундии Маргарита принесла свою свадебную корону в дар Деве Марии.
Другие истории о тех же исторических личностях вы найдёте здесь