Очень часто в статьях и видео о музыке можно услышать словосочетание «подготовленный слушатель». Но кто это такой и в чём заключается его подготовленность?
В этой статье расскажем, кого называют подготовленным слушателем, какие качества и знания ему необходимы, чтобы таковым считаться, и почему подготовленные слушатели очень важны для музыкальной культуры в целом.
Определение
Подготовленный слушатель — это человек, обладающий внушительными знаниями в области музыкального искусства. Он способен не только воспринимать музыку на эмоциональном уровне, но и понимать её структуру, историю, контекст, значение. Подготовленный слушатель умеет анализировать музыкальные произведения, распознавать различные техники композиции, оценивать мастерство исполнителей и художественность текстов.
Перед посещением концертов подготовленный слушатель обязательно знакомится с программой, изучает произведения, которые будет слушать, узнаёт основную информацию о композиторе и исполнителях. Отправляясь на балет или в оперу, заранее читает либретто. А ещё он очень хорошо знает правила поведения на концертах и в театре, обладая высоким уровнем личной культуры.
Подготовленный слушатель способен получать от прослушивания даже самой сложной музыки настоящее наслаждение и шквал глубоких переживаний. Таким образом этот человек – ценитель и знаток музыки, безгранично и самозабвенно её любящий. Причём круг музыкальных интересов подготовленного слушателя не обязательно ограничен одной лишь классической музыкой или джазом: обычно такие люди хорошо разбираются в разных стилях и музыкальных течениях, интересуются новинками и в целом стремятся узнать о музыке как можно больше.
Навыки и качества подготовленного слушателя
Попробуем нарисовать подробный портрет подготовленного слушателя и понять, чем он отличается от слушателей обычных. Вот какими навыками и знаниями нужно овладеть, чтобы считаться подготовленным слушателем:
Музыкальные знания
- Теория музыки. Понимание основных музыкальных терминов, средств музыкальной выразительности, музыкальных форм (хотя бы на элементарном уровне).
- История музыки. Знание основных исторических периодов и стилей (например, барокко, классицизм, современность).
- Музыкальные инструменты. Знание инструментов, на которых исполняется музыка, как оркестровых, так и электронных, умение распознавать их тембры и особенности звучания.
- Анализ музыкальных произведений. Способность разбирать структуру музыкальных произведений и понимать, какие средства используют композиторы при создании своих работ.
Эстетический вкус
- Чувство прекрасного. Способность видеть и понимать красоту, гармонию; наличие внутренних эталонов и стремление к совершенству.
- Ассоциативное мышление. Навык воспринимать и распознавать музыкальные образы, разгадывать художественный замысел композитора.
- Эмоциональная отзывчивость. Умение откликаться на музыкальные образы и понимать, какими способами музыка пробуждает в душе человека различные чувства и настроения.
- Концентрация внимания. Навык сосредоточенно вслушиваться в музыку, полноценно воспринимать её как в деталях, так и в целом, не терять внимания к музыке при просмотре музыкальных спектаклей (балетов, опер).
Культурный контекст
- Знание культурного фона. Понимание того, как музыка связана с историческими, социальными и культурными событиями.
- Изучение биографий композиторов. Наличие знаний о жизни и творчестве композиторов помогает лучше понять их произведения.
- Общая культура поведения. Знание и соблюдение общепринятых правил поведения как в культурных учреждениях, так и в жизни.
Наслушанность
- Регулярное посещение концертов и мероприятий. Чем больше слушатель погружается в музыкальную среду, тем больше он развивает свои навыки и знания.
- Прослушивание различных жанров и стилей. Это помогает расширить музыкальный кругозор и понять разнообразие музыкального искусства.
Список, конечно, немаленький, но тут важно понять, что воспитание в себе грамотного слушателя – это кропотливая многолетняя работа, которая, впрочем, практически сразу начнет вас радовать приятными результатами. Развитие никогда не должно останавливаться, правда ведь?
В чём ценность подготовленного слушателя для музыкальной культуры?
Она огромна, несмотря даже на то, что «профессиональных слушателей» гораздо меньше, чем просто любителей послушать какую-нибудь музычку.
- Подготовленные слушатели требовательны, они способны глубже понимать и ценить музыкальные произведения, распознавать мастерство композиторов и исполнителей, тем самым заставляя последних поддерживать высокий уровень музыкального искусства.
- Люди, серьёзно относящиеся к музыке, часто ищут дополнительных знаний – так появляются разные образовательные программы, курсы и музыкальные студии. Те, кто уже достиг больших познаний, могут выступать в роли наставников и делиться своими знаниями с другими.
- Подготовленные слушатели активно посещают концерты, фестивали, спектакли сами и зовут туда своих друзей, таким образом помогая культурным учреждениям распространять интерес к музыке.
- Слушатели, которые ведут свои блоги, делают особенно важную работу, ведь благодаря ей растёт количество людей, открывших для себя красоту настоящей музыки.
- Открытость новым музыкальным стилям и экспериментам способствует развитию и эволюции музыкального искусства, ведь подготовленные слушатели нередко выступают в роли критиков и аналитиков, помогая определить новые тенденции и направления в музыке.
Стадии развития слушателей музыки
Человеку не дана природная способность с рождения понимать высокое искусство – этому нужно учиться. Интерес и тяга к познанию закладываются еще в детстве сначала родителями, а затем и окружением. Если же эстетическим развитием ребенка никто не занимался, то впоследствии он может на всю жизнь остаться буквально в младенческой стадии восприятия искусства. Впрочем, не так уж редки случаи, когда уже взрослый человек вдруг обнаруживал в себе непреодолимую тягу заполнить эту пустующую область в своей душе.
Давайте посмотрим, какие стадии музыкального развития может пройти заинтересовавшийся человек. И поскольку понимание искусства невозможно без понимания его величайших шедевров – а речь тут, конечно, о сложной симфонической музыке, – то в качестве критерия мы возьмем именно стадии восприятия академического музыкального искусства.
Неподготовленные слушатели
- Антимузыкальный человек. Практически не интересуется академической музыкой, ему безразлична её художественно-содержательная сторона. Музыку воспринимает только простейшую и на физиологическом уровне, как звуковой фон. Музыкальные предпочтения ограничиваются одним-двумя стилями и их выбор зачастую подчинен внешнему влиянию (мода, тренды, выбор окружения). На концертах симфонической музыки такие люди могут оказаться разве что случайно и им они, скорее всего, покажутся скучными и непонятными. Однако если искра интереса в человеке проснётся, то с этого момента слушатель начинает свой путь развития, переходя в следующую стадию.
- Малоопытный дилетант. Это начинающие слушатели, ещё не имеющие достаточных знаний и слухового опыта, но желающие стать любителями-меломанами и называть себя людьми, разбирающимися в музыке. Фактически они ещё не знают и не понимают академическую музыку, плохо разбираются в жанрах и стилях, но их музыкальный кругозор все-таки шире, чем у предыдущей группы. На симфонических концертах появляются нечасто и им в целом всё равно, какие произведения и в чьём исполнении слушать. Именно эта группа на концерте частенько выдаёт себя аплодисментами между частями исполняемой симфонии, думая, что если оркестр перестал играть, значит, надо хлопать.
- Опытный дилетант. Люди, уже получившие базовые теоретические знания и слуховой опыт, но все ещё слабо разбирающиеся в симфонической музыке и дирижёрском искусстве. К этой группе относятся, например, слушатели, которые начали получать музыкальное образование (в музыкальной школе, у частных педагогов или самостоятельно), но в какой-то момент бросили, сохранив при этом интерес к академической музыке. На концертах их можно встретить чаще, чем представителей первых двух групп, но посещают они их по-прежнему не слишком регулярно, по остаточному принципу или исходя из престижности присутствия на подобных мероприятиях. Однако эти люди уже в состоянии отличить музыку содержательную от пустой и бессмысленной, сознательно отказываясь от прослушивания музыкального ширпотреба.
Эти первые три группы – новички, делающие самые первые шаги в познании музыки, таких слушателей ещё нельзя назвать подготовленными. А вот следующие три группы относятся к ним уже в полной мере.
Подготовленные слушатели
- Опытный слушатель. Эти люди осознанно и довольно регулярно ходят на концерты симфонической музыки, получая от них искреннее удовольствие. Среди публики именно эта группа будет самой многочисленной: это учащиеся и студенты музыкальных вузов, выпускники ДМШ, когда-то окончившие музыкальную школу, но выбравшие не музыкальную профессию, любители-меломаны, представители творческой интеллигенции. Эти слушатели психологически настроены на внимательное, сосредоточенное слушание исполняемой музыки. Они хорошо знают исполняемые произведения, способны осознанно и осмысленно рисовать в голове конкретные образы и ассоциации. Такие заинтересованные слушатели стремятся к высокой культуре и посещают концерты, понимая, что каждый культурный человек должен знать и понимать музыку.
- Знающий слушатель. Это постоянные посетители симфонических концертов, имеющие серьёзные познания и большой слушательский и даже исполнительский опыт. Зачастую они сами или музыканты, или специалисты-теоретики с музыкальным образованием. Им хорошо знакома исполняемая на концерте музыка, они определились со своим отношением к ней и нередко приходят в концертный зал на конкретную программу или имя (исполнителя, дирижёра). Они способны оценить не только исполнение музыки оркестром, но и работу дирижёра, понимают его движения и их значение, знают, как они влияют на всё звучание в целом.
- Эксперт. Немногочисленная группа слушателей с высочайшим уровнем подготовки. Это чаще всего профессиональные музыканты, имеющие прямое отношение к дирижёрско-исполнительскому искусству. Они не просто сосредоточенно и с полным осознанием слушают музыку, но и сравнивают её с имеющимся у них эквивалентом, умея одновременно и эмоционально переживать услышанное, и оценивать профессионализм музыкантов и дирижёра, как бы вживаясь в его роль.
Однако именно представители этой последней группы могут незаметно скатиться в так называемую «профдеформацию» (а порой и в снобизм), когда эстетическое наслаждение сменяется бесконечным оцениванием чужой работы.
Итак, подготовленный слушатель — это не просто человек, наслаждающийся музыкой, но и глубокий её исследователь, знаток и ценитель. Его знания, навыки и опыт играют важную роль в развитии и сохранении музыкальной культуры, ведь благодаря подготовленным слушателям музыкальное искусство продолжает двигаться дальше, обогащаться и находить отклик в сердцах людей.
Эта важная социальная роль требует от человека постоянного обучения и самосовершенствования, но и приносит ему огромное удовлетворение.
Понравилась статья? Поддержите лайком и репостом!
Подписывайтесь на нас в Телеграм и Вконтакте