Найти в Дзене
Музкультура

«Подготовленный слушатель»: кто это такой?

Оглавление

Очень часто в статьях и видео о музыке можно услышать словосочетание «подготовленный слушатель». Но кто это такой и в чём заключается его подготовленность?

В этой статье расскажем, кого называют подготовленным слушателем, какие качества и знания ему необходимы, чтобы таковым считаться, и почему подготовленные слушатели очень важны для музыкальной культуры в целом.

Определение

Подготовленный слушатель — это человек, обладающий внушительными знаниями в области музыкального искусства. Он способен не только воспринимать музыку на эмоциональном уровне, но и понимать её структуру, историю, контекст, значение. Подготовленный слушатель умеет анализировать музыкальные произведения, распознавать различные техники композиции, оценивать мастерство исполнителей и художественность текстов.

Перед посещением концертов подготовленный слушатель обязательно знакомится с программой, изучает произведения, которые будет слушать, узнаёт основную информацию о композиторе и исполнителях. Отправляясь на балет или в оперу, заранее читает либретто. А ещё он очень хорошо знает правила поведения на концертах и в театре, обладая высоким уровнем личной культуры.

Подготовленный слушатель способен получать от прослушивания даже самой сложной музыки настоящее наслаждение и шквал глубоких переживаний. Таким образом этот человек – ценитель и знаток музыки, безгранично и самозабвенно её любящий. Причём круг музыкальных интересов подготовленного слушателя не обязательно ограничен одной лишь классической музыкой или джазом: обычно такие люди хорошо разбираются в разных стилях и музыкальных течениях, интересуются новинками и в целом стремятся узнать о музыке как можно больше.

Осознанное слушание музыки требует личной осознанности, а она всегда упирается в потолок тех знаний, что у вас имеются
Осознанное слушание музыки требует личной осознанности, а она всегда упирается в потолок тех знаний, что у вас имеются

Попробуем нарисовать подробный портрет подготовленного слушателя и понять, чем он отличается от слушателей обычных. Вот какими навыками и знаниями нужно овладеть, чтобы считаться подготовленным слушателем:

Музыкальные знания

  • Теория музыки. Понимание основных музыкальных терминов, средств музыкальной выразительности, музыкальных форм (хотя бы на элементарном уровне).
  • История музыки. Знание основных исторических периодов и стилей (например, барокко, классицизм, современность).
  • Музыкальные инструменты. Знание инструментов, на которых исполняется музыка, как оркестровых, так и электронных, умение распознавать их тембры и особенности звучания.
  • Анализ музыкальных произведений. Способность разбирать структуру музыкальных произведений и понимать, какие средства используют композиторы при создании своих работ.

Эстетический вкус

  • Чувство прекрасного. Способность видеть и понимать красоту, гармонию; наличие внутренних эталонов и стремление к совершенству.
  • Ассоциативное мышление. Навык воспринимать и распознавать музыкальные образы, разгадывать художественный замысел композитора.
  • Эмоциональная отзывчивость. Умение откликаться на музыкальные образы и понимать, какими способами музыка пробуждает в душе человека различные чувства и настроения.
  • Концентрация внимания. Навык сосредоточенно вслушиваться в музыку, полноценно воспринимать её как в деталях, так и в целом, не терять внимания к музыке при просмотре музыкальных спектаклей (балетов, опер).

Культурный контекст

  • Знание культурного фона. Понимание того, как музыка связана с историческими, социальными и культурными событиями.
  • Изучение биографий композиторов. Наличие знаний о жизни и творчестве композиторов помогает лучше понять их произведения.
  • Общая культура поведения. Знание и соблюдение общепринятых правил поведения как в культурных учреждениях, так и в жизни.

Наслушанность

  • Регулярное посещение концертов и мероприятий. Чем больше слушатель погружается в музыкальную среду, тем больше он развивает свои навыки и знания.
  • Прослушивание различных жанров и стилей. Это помогает расширить музыкальный кругозор и понять разнообразие музыкального искусства.

Список, конечно, немаленький, но тут важно понять, что воспитание в себе грамотного слушателя – это кропотливая многолетняя работа, которая, впрочем, практически сразу начнет вас радовать приятными результатами. Развитие никогда не должно останавливаться, правда ведь?

Заниматься саморазвитием можно когда угодно и где угодно – было бы желание
Заниматься саморазвитием можно когда угодно и где угодно – было бы желание

В чём ценность подготовленного слушателя для музыкальной культуры?

Она огромна, несмотря даже на то, что «профессиональных слушателей» гораздо меньше, чем просто любителей послушать какую-нибудь музычку.

  1. Подготовленные слушатели требовательны, они способны глубже понимать и ценить музыкальные произведения, распознавать мастерство композиторов и исполнителей, тем самым заставляя последних поддерживать высокий уровень музыкального искусства.
  2. Люди, серьёзно относящиеся к музыке, часто ищут дополнительных знаний – так появляются разные образовательные программы, курсы и музыкальные студии. Те, кто уже достиг больших познаний, могут выступать в роли наставников и делиться своими знаниями с другими.
  3. Подготовленные слушатели активно посещают концерты, фестивали, спектакли сами и зовут туда своих друзей, таким образом помогая культурным учреждениям распространять интерес к музыке.
  4. Слушатели, которые ведут свои блоги, делают особенно важную работу, ведь благодаря ей растёт количество людей, открывших для себя красоту настоящей музыки.
  5. Открытость новым музыкальным стилям и экспериментам способствует развитию и эволюции музыкального искусства, ведь подготовленные слушатели нередко выступают в роли критиков и аналитиков, помогая определить новые тенденции и направления в музыке.
Записать свои впечатления после концерта или спектакля и поделиться ими с другими – важная и ценная работа человека и гражданина. Такие блогеры нам нужны!
Записать свои впечатления после концерта или спектакля и поделиться ими с другими – важная и ценная работа человека и гражданина. Такие блогеры нам нужны!

Стадии развития слушателей музыки

Человеку не дана природная способность с рождения понимать высокое искусство – этому нужно учиться. Интерес и тяга к познанию закладываются еще в детстве сначала родителями, а затем и окружением. Если же эстетическим развитием ребенка никто не занимался, то впоследствии он может на всю жизнь остаться буквально в младенческой стадии восприятия искусства. Впрочем, не так уж редки случаи, когда уже взрослый человек вдруг обнаруживал в себе непреодолимую тягу заполнить эту пустующую область в своей душе.

Давайте посмотрим, какие стадии музыкального развития может пройти заинтересовавшийся человек. И поскольку понимание искусства невозможно без понимания его величайших шедевров – а речь тут, конечно, о сложной симфонической музыке, – то в качестве критерия мы возьмем именно стадии восприятия академического музыкального искусства.

Неподготовленные слушатели

  1. Антимузыкальный человек. Практически не интересуется академической музыкой, ему безразлична её художественно-содержательная сторона. Музыку воспринимает только простейшую и на физиологическом уровне, как звуковой фон. Музыкальные предпочтения ограничиваются одним-двумя стилями и их выбор зачастую подчинен внешнему влиянию (мода, тренды, выбор окружения). На концертах симфонической музыки такие люди могут оказаться разве что случайно и им они, скорее всего, покажутся скучными и непонятными. Однако если искра интереса в человеке проснётся, то с этого момента слушатель начинает свой путь развития, переходя в следующую стадию.
  2. Малоопытный дилетант. Это начинающие слушатели, ещё не имеющие достаточных знаний и слухового опыта, но желающие стать любителями-меломанами и называть себя людьми, разбирающимися в музыке. Фактически они ещё не знают и не понимают академическую музыку, плохо разбираются в жанрах и стилях, но их музыкальный кругозор все-таки шире, чем у предыдущей группы. На симфонических концертах появляются нечасто и им в целом всё равно, какие произведения и в чьём исполнении слушать. Именно эта группа на концерте частенько выдаёт себя аплодисментами между частями исполняемой симфонии, думая, что если оркестр перестал играть, значит, надо хлопать.
  3. Опытный дилетант. Люди, уже получившие базовые теоретические знания и слуховой опыт, но все ещё слабо разбирающиеся в симфонической музыке и дирижёрском искусстве. К этой группе относятся, например, слушатели, которые начали получать музыкальное образование (в музыкальной школе, у частных педагогов или самостоятельно), но в какой-то момент бросили, сохранив при этом интерес к академической музыке. На концертах их можно встретить чаще, чем представителей первых двух групп, но посещают они их по-прежнему не слишком регулярно, по остаточному принципу или исходя из престижности присутствия на подобных мероприятиях. Однако эти люди уже в состоянии отличить музыку содержательную от пустой и бессмысленной, сознательно отказываясь от прослушивания музыкального ширпотреба.

Эти первые три группы – новички, делающие самые первые шаги в познании музыки, таких слушателей ещё нельзя назвать подготовленными. А вот следующие три группы относятся к ним уже в полной мере.

Дирижер-лауреат Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Александр Дмитриев в роли подготовленного слушателя. Стадия «эксперт». Фото: Анна Флегонтова. Источник: https://www.philharmonia.spb.ru
Дирижер-лауреат Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Александр Дмитриев в роли подготовленного слушателя. Стадия «эксперт». Фото: Анна Флегонтова. Источник: https://www.philharmonia.spb.ru

Подготовленные слушатели

  1. Опытный слушатель. Эти люди осознанно и довольно регулярно ходят на концерты симфонической музыки, получая от них искреннее удовольствие. Среди публики именно эта группа будет самой многочисленной: это учащиеся и студенты музыкальных вузов, выпускники ДМШ, когда-то окончившие музыкальную школу, но выбравшие не музыкальную профессию, любители-меломаны, представители творческой интеллигенции. Эти слушатели психологически настроены на внимательное, сосредоточенное слушание исполняемой музыки. Они хорошо знают исполняемые произведения, способны осознанно и осмысленно рисовать в голове конкретные образы и ассоциации. Такие заинтересованные слушатели стремятся к высокой культуре и посещают концерты, понимая, что каждый культурный человек должен знать и понимать музыку.
  2. Знающий слушатель. Это постоянные посетители симфонических концертов, имеющие серьёзные познания и большой слушательский и даже исполнительский опыт. Зачастую они сами или музыканты, или специалисты-теоретики с музыкальным образованием. Им хорошо знакома исполняемая на концерте музыка, они определились со своим отношением к ней и нередко приходят в концертный зал на конкретную программу или имя (исполнителя, дирижёра). Они способны оценить не только исполнение музыки оркестром, но и работу дирижёра, понимают его движения и их значение, знают, как они влияют на всё звучание в целом.
  3. Эксперт. Немногочисленная группа слушателей с высочайшим уровнем подготовки. Это чаще всего профессиональные музыканты, имеющие прямое отношение к дирижёрско-исполнительскому искусству. Они не просто сосредоточенно и с полным осознанием слушают музыку, но и сравнивают её с имеющимся у них эквивалентом, умея одновременно и эмоционально переживать услышанное, и оценивать профессионализм музыкантов и дирижёра, как бы вживаясь в его роль.
Однако именно представители этой последней группы могут незаметно скатиться в так называемую «профдеформацию» (а порой и в снобизм), когда эстетическое наслаждение сменяется бесконечным оцениванием чужой работы.

Полный зал самых разных слушателей в Петербургской филармонии. Фото: Стас Левшин. Источник: https://www.philharmonia.spb.ru
Полный зал самых разных слушателей в Петербургской филармонии. Фото: Стас Левшин. Источник: https://www.philharmonia.spb.ru

Итак, подготовленный слушатель — это не просто человек, наслаждающийся музыкой, но и глубокий её исследователь, знаток и ценитель. Его знания, навыки и опыт играют важную роль в развитии и сохранении музыкальной культуры, ведь благодаря подготовленным слушателям музыкальное искусство продолжает двигаться дальше, обогащаться и находить отклик в сердцах людей.

Эта важная социальная роль требует от человека постоянного обучения и самосовершенствования, но и приносит ему огромное удовлетворение.

Понравилась статья? Поддержите лайком и репостом!
Подписывайтесь на нас в Телеграм и Вконтакте