О нём все говорят, но никто не знает — что это.
Сейчас многие политики и обозреватели рассуждают о "глубинном государстве" и о том, что с ним борется Трамп, или оно борется с Трампом. Но никто не объясняет, что это и зачем. В глазах простого обывателя это жонглирование словами ясности никакой не вносит, а посему этот непонятный, но демонический образ наверное может выглядеть так:
И наверное наши славные русские простые люди думают: Ну слава Богу, у нас нет такого! Так что же такое это "глубинное государство"? И когда оно завелось под плинтусом?
Впервые о каком-либо глубинном государстве заговорили турки. Было принято считать, что на территории бывшей Османской империи существует некая "derin devlet" — секретная подпольная сеть военных офицеров и гражданских служащих, созданной Мустафой Кемалем (Ататюрком) для защиты светских порядков.
И действует она якобы до сих пор, "отбившись от рук" и переродившись в самостоятельную тайную структуру, отстроенную от власти. Против кого это было направлено изначально? Против неугодных религиозных деятелей и политиков, разумеется.
Зачем создавать подпольное, если властитель может создать любую структуру официально? Ан нет, официальное будет вынуждено работать в рамках действующего законодательства, которое связывает по руками и ногам. А неофициальное свободно от этих пут и может творить любую лютую дичь. Даже если исполнителей поймают — они будут молчать, а если заговорят — им все равно никто не поверит, ведь поймали их официалы, настоящая власть. Но что характерно, никто и никогда этих "офицеров" и их главарей не видел, но все о них знали.
Но по прошествии времени, полувоенная тайная турецкая организация, как принято считать уверовавшими в неё, превратилась в подпольный центр влияния на решения в государстве, состоящий из богатейших финансистов, представителей спецслужб, армейских и полицейских генералов, криминалитета, политиков, которые никогда не признаются, что состоят в "derin devlet".
Это тайное правительство, используя различные механизмы, способно, по слухам, даже отменять выборы, если результат его не устроил.
Относительно Соединенных Штатов, принято считать, что "deep state" развернуто в них в полной мере и инкогнито руководит важнейшими процессами. То есть, "глубинное государство" — это форма тайного правительства, состоящего из скрытых или тайных сетей власти, действующих независимо от политического руководства государства, преследуя свои собственные цели и задачи.
В связи с этим, можно вспомнить "вольных каменщиков" масонов и культ их почитания в США (даже на американских долларах присутствуют их символы). Тайная могущественная организация, древний орден, когда-то отпочковавшийся от католицизма, включающий в себя формальных и неформальных могущественных деятелей, объединенных обрядовым культом и одной целью — служению интересам организации.
Принято считать, что "глубинное государство" в США проникло во все государственные и силовые ведомства, может управлять вооруженными силами, по своему усмотрению, или пропагандой, финансами и т.д. А если управлять не может — саботирует неугодные решения власти, "ставит палки в колёса".
Кто эти люди — никто не знает. Существуют ли они на самом деле — никто не знает. Какие у них истинные цели — никто не знает. Это, по большому счёту, дело веры, как в религиях. Если верить — оно есть. А если не верить, то вроде как его и нет.
Можно верить в "глубинное государство", можно не верить в него. Но то, что иногда процессы, запущенные формальным государством, каким-то образом выходят из-под контроля и не приводят к ожидаемому эффекту — адепты конспирологических теорий приписывают влиянию "deep state", которому не угодны такие решения.
Или когда наоборот, всё происходит чётко и слаженно — адепты верят, что тут посодействовало "глубинное государство", потому что это в его интересах.
Ещё можно вспомнить конспирологическую теорию про "мировое правительство", которое состоит из вечных старцев и тайно управляет миром.
Если рассматривать Россию, то по аналогии с зарубежными явлениями, то пожалуй, можно вспомнить "Белую стрелу" мифическую тайную организацию МВД, отстреливающую криминальных авторитетов. Или же можно вспомнить экстремистское преступное сообщество "Воровской мир", которое действует своими методами и руководствуется только своими интересами.
Причём, в этих случаях цели понятны. "Белая стрела" якобы руководствовалась необходимостью покончить с главарями криминала, чтобы России можно было эффективно перешагнуть в новую стадию легального капитализма, а воры делают всё только ради того, чтобы им жилось хорошо.
Или даже можно вспомнить ФСБ, если уверовать в её абсолютную эффективность и влиятельность. Но, сдается автору, что масштаб у этих организаций не тот, не дотягивают они до уровня мифического "глубинного государства", которое принимает важнейшие решения, независимо от того, нравятся они властям или нет.
В общем, "deep state" — это государство в государстве, со своей армией, спецслужбами, финансами, руководством и массовыми юнитами-исполнителями, подчиненное своими целями. По крайней мере, так принято считать.