Найти в Дзене

Как узнать, взломан ли я? Простые способы выяснить, утекли ли ваши данные в Сеть

Оглавление

Начнем с плохих новостей: вполне вероятно, что некоторые ваши учетные записи уже похищены киберпреступниками.

Вполне вероятно, что некоторые ваши учетные записи уже похищены киберпреступниками.
Вполне вероятно, что некоторые ваши учетные записи уже похищены киберпреступниками.

По данным исследования Сбербанка, информация примерно 90% совершеннолетних жителей России попала в открытый доступ из-за утечек. Общее количество скомпрометированных строк — около 3 500 000 000. Медицинские организации и интернет-магазины стали основными каналами утечек данных. Также в 2024 году отмечен максимум мошеннических телефонных звонков гражданам РФ.

Важно понимать: из всех утекших в Сеть данных логины и пароли от электронной почты, пожалуй, наиболее ценные для киберпреступников. Заполучив доступ к вашей почте, они могут использовать ее для взлома других сервисов, на которых вы использовали ее для регистрации или как второй фактор аутентификации.

Далее мы рассмотрим ситуации, которые могут косвенно указывать на взлом.

Когда стоит насторожиться?

Определить, была ли скомпрометирована ваша электронная почта, может быть сложно, но есть несколько «симптомов», на которые следует обратить внимание. Они включают следующие критерии.

  1. Подозрительные попытки входа в систему: оповещения о неудачных попытках авторизации могут указывать на попытки несанкционированного доступа.
  2. Если вы заметили, что в вашей учетной записи без вашего участия были изменены адрес электронной почты или пароль, это может свидетельствовать о несанкционированном доступе к вашим данным.
  3. Оповещения системы безопасности: электронные письма от служб или интернет-ресурсов о подозрительной активности или несанкционированных входах в систему, которые вы не инициировали, могут указывать на утечку.
  4. Неожиданные публикации: публикации и запросы на добавление в друзья в соцсетях от вашего имени, письма и сообщения, которые вы не отправляли, могут быть признаком того, что аккаунт был взломан.
  5. Блокировка учетных записей: трудности со входом в учетные записи или получение сообщений о том, что ваша учетная запись заблокирована или отключена, могут указывать на несанкционированный доступ.
  6. Неизвестные подписки: плата за услуги или подписки, на которые вы не подписывались, может указывать на то, что ваша платежная информация была украдена и использована не по назначению.
  7. Необычные отправленные электронные письма: наличие в папке «Отправленные» электронных писем, отправка которых вами невозможна, может указывать на то, что ваш аккаунт электронной почты был взломан.
  8. Будьте осторожны: если вы получили письмо с просьбой сбросить пароль от учетной записи, которую вы не создавали, это может быть признаком попытки взлома.
  9. Оповещения от службы защиты от кражи личных данных: если вы пользуетесь службой защиты от кражи личных данных, получение оповещений о новых счетах или запросах на кредит от вашего имени может указывать на нарушение.
  10. Оповещения о мошенничестве: уведомления от финансовых учреждений или кредитных бюро о подозрении на мошенничество или необычную деятельность могут указывать на скомпрометированные данные.

Как проверить, утекли ли данные для авторизации в сеть?

Существуют сервисы, используя которые вы можете определить, скомпрометирована ли ваша почта. Среди прочих мы можем выделить следующие:

Если вы пользуетесь браузером Google Chrome, то можете проверить, не произошла ли утечка сохраненных паролей, с помощью встроенного инструмента Password Checkup. Он доступен как в десктопной, так и в мобильной версии приложения.

По информации от разработчика, во внутренней базе данных хранятся данные более чем о 4 миллиардах пользователей, чьи логины и пароли были скомпрометированы. Вы можете воспользоваться веб-версией сервиса Password Checkup по адресу passwords.google.com, чтобы проверить, попали ли ваши пароли в сеть.

Что делать, если моя почта или другой аккаунт были взломаны?

Немедленно измените пароли для всех затронутых и потенциально затронутых учетных записях. Используйте надежные уникальные пароли для каждого аккаунта на любой платформе.

О том, как создать отличный пароль, мы писали тут.

В заключение

К сожалению, ваша конфиденциальность подвергается риску — в некоторой степени — каждый раз, когда вы пользуетесь интернетом. Каждое посещение сайта, поисковый запрос, онлайн-покупка, отправленное сообщение и публикация в социальных сетях могут отслеживаться мошенниками.

Есть несколько правил поведения, которым вы можете следовать, чтобы свести к минимуму вероятность того, что это нанесет серьезный финансовый, репутационный или иной ущерб.

  1. Будьте внимательны к тому, что вы публикуете/отправляете: не публикуйте то, чего вам не хотелось бы разместить на первой полосе какой-либо известной газеты.
  2. Используйте уникальные/надежные пароли и имена пользователей для важных учетных записей. Вот тут мы рассказывали, почему нельзя использовать неуникальные пароли.
  3. Обязательно активируйте двухфакторную аутентификацию на всех учетных записях, где это возможно.
  4. Удалите все учетные записи, которые вы больше не используете. Некоторые сервисы поддерживают такую возможность, и удалить учетную запись можно через личный кабинет. В других ситуациях вам придется связаться с администрацией сервиса.

Читайте также: