Найти в Дзене

«Мы не сумасшедшие, мы – безумные!»

Оглавление

Так звучит официальный лозунг гонки Formula Offroad Iceland, которой в этом году исполнилось уже 60 лет! И которая ежегодно проходит в стране вулканов и мореходов.

Казалось бы – с какого перепуга на островном государстве, где и обычных автомобилей немного, появилась внедорожная гонка? Причина, как ни странно, кроется в экономике и в политике Исландии того времени.

Было бы счастье, да несчастье помогло

-2

В начале 1960-х годов в Исландии наблюдалась политическая борьба в правительстве. Экономика страны переживала не лучшие времена: зарплаты задерживались, а население активно участвовало в забастовках.. В общем, ситуация была нескучная, как у нас в России в 90-е годы.

Проблемы с деньгами были и у местных спасателей-пожарных, при этом работы было достаточно: жить на вулканах тревожно – выход лавы на поверхность в Исландии не редкость.

Чтобы решить финансовые проблемы, пожарные подготовили свои внедорожные автомобили и начали устраивать для местных жителей шоу в стиле “Безумного Макса”. В дальнейшем к спасателям подключился местный автоклуб “BKR” (Bifreiðaklúbbur Reykjavíkur). И совместными усилиями начали делать командные заезды на спецучастках.

-3

Первое официальное соревнование состоялось 2 мая 1965 года, название – Formula Off-Road – придумали в противовес гламурной «Формуле 1».

Вулканический пепел съедает колеса

Интересно, что в самом начале участники выступали на обычных внедорожниках, на которых ездили в обычно жизни. Только перед заездами снимали с автомобилей все ненужное, облегчая вес. И меняли колеса, которые могли сгореть прямо за один заезд.

-4

Дело в том, что в Исландии соревнования Off-Road обычно проходит на ближайших холмах. Но, в отличие от России, грунт на острове на 99% состоит из вулканического пепла. По этой причине покрытие спортивных трасс больше походит на отходы горно-обогатительных комбинатов – шлак, грязь и редкие кривые деревца. К тому же вулканический пепел содержит еще и мелкие частицы плавленого песка. Так что грунт рвал покрышки, как Тузик грелку.

-5

Некоторые участники заездов начали наваривать на покрышки дополнительные ламели больших размеров. Колеса стали более устойчивыми к вулканическому пеплу и, к тому же, выступали в роли отличных грунтозацепов. Только не все колеса с наваренными ламелями могли помещаться в стандартные колесные арки. Поэтому некоторые спортсмены занялись “колхоз-тюнингом” – для гонок начали готовить болиды с большими колесными арками на основе серийных автомобилей. И немножечко дорабатывать двигатель.

Вместо “колхоза” – классовая борьба

-6

Вступая в одном классе с серийными автомобилями, продуманные спортсмены с подготовленными автомобилями имели внушительный перевес в свою пользу. В конечном итоге чтобы гонка не превратилась в кулачные бои, организаторы Formula Off-Road создали три класса для участников соревнований.

Street legal cars. Легальные уличные автомобили безопасны для движения по дорогам. Используются как в обычной жизни, так и на Off-Road трассе. Обязательное требование – полный каркас безопасности.

Modified. Модифицированный класс, где кузова должен напоминать серий автомобиль. Обязателен полный каркас безопасности. С отключаемым полным приводом и с небольшими ламелями на шинах.

Unlimited. Неограниченный класс – класс высшей лиги. С отключаемым полным приводом. Общая конструкция – свободная, но с обязательным полным каркасом безопасности. Двигатель может на любом топливе, включая метанол. В этом случае топливный бак обязательно должен находиться внутри каркаса безопасности.

А вот шины в классе Unlimited уже сложно назвать обычными покрышками. Технически – это пневматические тракторные колеса с наваренными грунтозацепами размером с ковш небольшого экскаватора. За счет такой конструкции внедорожные монстры могут карабкаться и по песку, и по отвесным холмам вулканического пепла.

-7

Интересно, что за 60 лет на исландских соревнованиях Formula Off Road не было серьезных аварий, повлекших значительные травмы пилотов.

Трассы не для слабаков

Как правило, каждое соревнование проходит в течение двух дней, и включает в себя прохождение нескольких трасс. Общая суть каждой трассы, кроме некоторых участков, – двигаться от низа в вверх по склону.

Каждый заезд состоит из нескольких спецучастков:

Маневрирование на склоне. Во время движения участники обязаны проходить размеченные флажками створы, за что получают баллы. Казалось бы – ничего страшного, если не учитывать, что минимальный уклон трассы, по которой надо ехать, начинается от 30 градусов.

Вертикальная стена – она и в Африке стена. В отличие от маневрирования на склоне, угол стены максимально приближен к 90 градусам. Середина стены, заезд передними колесами и полный заезд – все это оценивается разным числом баллов.

Скоростной участок проходит на более или менее горизонтальной поверхности в рамках трассы.

-8

Заезд по воде – отдельная дисциплина. Участок надо проехать на время режиме аквапланирования по неглубокой заводи или специально подготовленной луже. Требуется разогнаться, а движение на воде осуществляется за счет грунтозацепов.

-9

Дрэг-рейсинг. Используется для развлечения зрителей в перерывах между основными заездами. Полноприводные болиды, стартуя парами, должны на время проехать 400-500 метров.

Монстры и водители

-10

Каждый автомобиль имеет собственное имя, которое указывается во всех протоколах и в результатах соревнований. С пилотом на трассу приезжает команда механиков вместе мобильной мастерской.

Автомобили, особенно в классе Unlimited, подвергаются масштабным переделкам. Вот некоторые из них:

  • Автоматическая коробка передач с гидротрансформатором, которая начинает работать при 5000 об/минуту.
  • 8-цилиндровые бензиновые двигатели, могут оснащаться системой NOS – впрыск закиси азота, что одномоментно увеличивает мощность до 200 л.с.
  • Двигатели, работающие на метаноле.
  • Настраиваемая специальная подвеска для движения по различным типам грунта и поверхностям.
  • Гидравлическое рулевое управление.
-11

Интересно, что классическая гонка Formula Offroad Iceland – это не гонки с большими призовыми бюджетами. Поэтому призеры получают только медали и кубки!

Безумно быстрый электрокар, о котором вы не знали

Будут ли лишать прав за опасное вождение?

Гонки для слепых людей — существуют!

-12