Найти в Дзене
Области тьмы

Заброшенный завод, аэропорт, расселенные кварталы. Что случилось с этим городом?

Я уже был в этом городе два года назад, но тогда моя поездка ограничилась центральными улицами и некоторыми объектами, которые были интересны мне с точки зрения экологии. Ну что ж: пришло время наверстать упущенное. Возвращаемся в Березники! Рассказ будет долгим, поскольку я проехался по многочисленным точкам города и за его пределами. Так что запасаемся вкусняшками и начинаем путешествие! Тема города, уходящего под землю достаточно популярна и ей уже много лет. Если говорить кратко, то город расположен на Верхнекамском месторождении калийно-магниевых солей и их добыча ведется с 1934 года. Это было основой городской экономики и сейчас занимает одно из первых мест: "Уралкалий" продолжает успешно работать. Но нужно понимать, что добыча ведется подземным способом и это в данном случае сыграло роковую роль в жизни города. В частности, в Березниках большая часть жилой застройки расположена над шахтами Березниковского рудоуправления (БРУ-1), причем на некоторых участках пустоты расположены в
Оглавление

Я уже был в этом городе два года назад, но тогда моя поездка ограничилась центральными улицами и некоторыми объектами, которые были интересны мне с точки зрения экологии. Ну что ж: пришло время наверстать упущенное. Возвращаемся в Березники!

Рассказ будет долгим, поскольку я проехался по многочисленным точкам города и за его пределами. Так что запасаемся вкусняшками и начинаем путешествие!

Кварталы, уходящие под землю... Почему так?

Тема города, уходящего под землю достаточно популярна и ей уже много лет. Если говорить кратко, то город расположен на Верхнекамском месторождении калийно-магниевых солей и их добыча ведется с 1934 года. Это было основой городской экономики и сейчас занимает одно из первых мест: "Уралкалий" продолжает успешно работать. Но нужно понимать, что добыча ведется подземным способом и это в данном случае сыграло роковую роль в жизни города.

В частности, в Березниках большая часть жилой застройки расположена над шахтами Березниковского рудоуправления (БРУ-1), причем на некоторых участках пустоты расположены всего в 250—300 метрах от поверхности.

О возможных проседаниях грунта и опасности обрушения домов учёные впервые заговорили ещё в середине 1970-х годов, но все началось в 1986 году, когда произошел первый провал и в результате образовалась воронка глубиной более 100 метров. В 2007 году провалилась фабрика технической соли, потом ж/д станция Березники, потом пошли жилые кварталы. По мере роста числа провалов у них стали появляться народные названия: № 1 — «Дальний родственник», № 2 — «Большой брат», № 3 — «Малыш», № 4 — «Кроха», № 5 — «Дачник» или «Скрудж» (от СКРУ-2), № 6 — «Блинчик» (появился на Масленицу 2015 года), «Гимназист» (рядом школа № 26) или «Пятачок» (пятый в Березниках). Ещё не появившемуся провалу по ул. Котовского заранее дано имя «Котя».

Блин, "Котя" это конечно капец)) Одобряю название :)

Немного фотографий провалов и едем дальше). Кстати, на 2024 год провалов всего 11.

Если говорить о причинах, их несколько

1. Неправильная оценка геологических условия добычи. Ведь когда все начиналось дома, школы и сам город строили без учета подземных разработок. Не учитывали давление на грунт.

2. Размыв пластов грунтовыми водами.

3. Локальные землетрясения природного или техногенного характера, которые приводят к нарушениям целостности шахт (если говорить просто).

Сейчас расселяют целые кварталы... Случай, конечно, беспрецедентный в истории России. Ну об этом впереди.

Мертвая территория

Расселенных домов в городе много, десятки. И причем не все из них расположены зоне провалов - какие-то расселяют просто от ветхости, какие-то превентивно, поскольку под ними может начать проседать грунт. Жителей переселяют на другой берег Камы в новые кварталы. Состояние квартир конечно очень печальное - вынесено всё, что можно, поэтому долго здесь останавливаться мы не будем. Смотрим)

Город, каким я его увидел

Оба раза я приезжал в город зимой и пасмурная погода не могла не оказать влияние на то, каким я его увидел. Если честно - взгляду зацепиться особо не за что. Ну кроме, разве что нового квартала на левом берегу Камы - там я был в ПРОШЛЫЙ РАЗ (см. ссылку). А так, город для меня - либо спальные кварталы либо производственные площадки, но уверен, что летом тут намного красивее. Может увижу как-нибудь в летнее время этот город. Посмотрим.

Сама зона провалов охраняется сильно... Сначала у меня была идея туда проникнуть, но, во-первых, зимой это сложно сделать, а, во-вторых, через каждые несколько сотен метров охранники + серьезный забор. Может летом попробую еще. Но будет тяжело...

Много домов уже снесены, остальные заброшены, печальное зрелище. Больше тут жизни нет. Но не было и выбора: власти сработали на опережение и расселили опасную зону. Разумно.

Березниковский химический завод. Всё, что осталось

После городской черты заезжаем на бывшую промплощадку бывшего завода "Бератон". ОАО «Бератон» выпускал органические (анилин, кислоты) и неорганические продукты, реагенты, красители, химикаты-добавки. Он был одним из крупнейших предприятий СССР в своей области и работал с 1931 года. Признан банкротом и закрыт еще в 2008. Официальных причин закрытия я не смог найти (понятно, что официальная причина - банкротство, а вот чем оно вызвано?), но в газетах того времени писали что основная причина - сильная конкуренция со стороны Индии и Китая, которые предлагают аналогичные товары по более низким ценам. Может предприятие просто не смогло перейти на рыночные рельсы? Кто знает...

Понятно, что от цехов остались одни руины, но АБК (административно-бытовой корпус) сохранился вполне неплохо. Как ни странно. Погуляем по нему и едем дальше!

Раньше это был мини-город с десятками цехов! Из него пытались сделать то ли парк, то ли какой-то музей, центр притяжения. Но воз и ныне там. Денег нет! Скоро всё само уже рухнет.

-7
-8
-9

Ну и наконец корпус АБК, лично я такого сохрана не ожидал... Учитывая, сколько времени прошло.

Ну и напоследок - бывший городской аэропорт

Аэропорт

Он был построен в 1983 и дожил до 2001. Использовался как площадка для полетов на малые и средние расстояния (Москва, СПб, Самара, Тольятти). Но рентабельными полеты так и не стали и вскоре направление прикрыли. На данный момент аэропорт не обслуживает регулярных рейсов и используется только вертолётами для промежуточных посадок и дозаправки, а также авиацией лесоохраны и лёгкими частными самолётами. Также на территории аэродрома периодически проводятся автогонки.

То есть по факту он не заброшен, но почти вся инфраструктура за пределами Взлетно-посадочной полосы и пункта управления уже мертвая. Вот на неё и посмотрим!

Вот такое длительное путешествие получилось! Самое интересное (провалы) конечно осталось за колючей проволокой. Но еще не вечер:)

----- / ----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /-----

Спасибо всем, кто дочитал до конца, буду рад вашим комментариям и лайкам. Кому нравится подобная тематика - ПОДПИСЫВАЕМСЯ НА КАНАЛ. Самое интересное еще впереди!