Найти в Дзене
Области тьмы

Приехал на север Пермского края. Химический город Урала

Недавно состоялась моя юбилейная десятая экспедиция. На этот раз решил исследовать северную часть Пермского края - Березники, Соликамск. Погода была явно неподходящая для длительной поездки, поэтому получилась такая небольшая обзорная экскурсия. Отмечу сразу, что это только начало - планируются дальнейшие поездки, но уже в следующем летнем сезоне. Но обо всем по порядку. Березники, сравнительно молодой город (статус города присвоен в 1940 году) с населением в 135 тыс.чел. Население, кстати, стабильно сокращается: в 1989 году было немногим больше 200 тысяч. Промышленность достаточно развита, есть даже монополисты на российском рынке. Например: Машиностроение развито слабо, зато много химической промышленности. Раньше в городе еще действовал Березниковский химический завод (более известный как ОАО «Бератон»), но он с 2008 года закрыт. Кстати, на его бывшей площадке много интересного, заброшенные корпуса, руины бывшего предприятия - летом надо будет обязательно его изучить. В го

Недавно состоялась моя юбилейная десятая экспедиция. На этот раз решил исследовать северную часть Пермского края - Березники, Соликамск. Погода была явно неподходящая для длительной поездки, поэтому получилась такая небольшая обзорная экскурсия. Отмечу сразу, что это только начало - планируются дальнейшие поездки, но уже в следующем летнем сезоне. Но обо всем по порядку.

Березники, сравнительно молодой город (статус города присвоен в 1940 году) с населением в 135 тыс.чел. Население, кстати, стабильно сокращается: в 1989 году было немногим больше 200 тысяч. Промышленность достаточно развита, есть даже монополисты на российском рынке. Например:

-2

Машиностроение развито слабо, зато много химической промышленности. Раньше в городе еще действовал Березниковский химический завод (более известный как ОАО «Бератон»), но он с 2008 года закрыт. Кстати, на его бывшей площадке много интересного, заброшенные корпуса, руины бывшего предприятия - летом надо будет обязательно его изучить. В городе развита транспортная сеть, ходят троллейбусы (в том числе удлиненные с «гармошкой», которые раньше были в Перми), достаточно активно идет строительство жилого фонда.

Что касается экологии, то много информации найти не удалось. В основном позиция следующая: после обновления пылеулавливающего оборудования и развития системы очистки сточных вод в 1990-х и нулевых годах на основных пром.площадках, с экологией все более-менее стало стабильно. К тому же сказалось и общее снижение объемов производства по сравнению с концом 1980-х годов. ОАО «Бератон» ликвидирован, а он тоже вносил серьезную лепту в загрязнение города. Несколько моих фотографий после поездки:

Панорама центральной проходной ОАО «ОХК Уралхим»
Панорама центральной проходной ОАО «ОХК Уралхим»
 Какие-то промышленные стоки в р. Зырянка. Возможно самоизливы грунтовых вод. Неизвестно
Какие-то промышленные стоки в р. Зырянка. Возможно самоизливы грунтовых вод. Неизвестно
ОАО «ОХК Уралхим»
ОАО «ОХК Уралхим»
Это «белое море» - шламонакопитель отходов содового производства.
Это «белое море» - шламонакопитель отходов содового производства.
Так шламонакопитель выглядит летом. Купаться только в нем нельзя. Вода бирюзового цвета
Так шламонакопитель выглядит летом. Купаться только в нем нельзя. Вода бирюзового цвета

Отдельно стоит сказать про провалы грунта. Вся эта история началась еще в начале 80-х годов при причине постепенного вывода из эксплуатации и затопления шахт Березниковского рудоуправления (БРУ -1) предприятия «Уралкалий». В 1986 году произошел первый провал на окраине города и с тех пор процесс не останавливается, в настоящий момент зафиксировано 11 провалов, почти все в черте города. Долго описывать историю и причины не буду, это тема для отдельной статьи, но отмечу что они сильно повлияли на транспортную систему города. В 2011 году произошло проседание грунта, разрезавшее железнодорожную станцию «Березники» на две части. Ее пытались засыпать, но не вышло и в 2014 году ж/д сообщение было остановлено полностью. Еще в 2001 году ликвидирован местный аэропорт и сейчас единственный способ связи - автобусное сообщение.

Также провалы влияют и на расселение домов, закрытие отдельных школ, перекрываются улицы и транспортные развязки. Подобраться поближе не смог, провалы огорожены и охраняются, попробую летом еще раз. Был только на закрытом ж/д вокзале.

-8
-9
-10
-11

Зато понравился новый строящийся микрорайон в Усолье, на противоположном берегу Камы. Выглядит привлекательно:

Центр города, честно говоря, не очень понравился… Возможно сказалась погода, было холодно, сильный ветер, автобус достаточно долго ждали. Ну и объективно: много заброшек недалеко от центра, много старых домов позднесталинской эпохи (примерно начало 50-х годов), не всегда понятная транспортная логистика (в том числе по причине провалов). Но все же думаю что летом там намного привлекательней. Небольшая подборка фотографий:

В общем, так прошло первое знакомство. В планах изучить руины «Бератона», шламонакопители и постараться проникнуть на территорию провалов. Но это все - будущий сезон.

----- / ----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /-----

Спасибо всем, кто дочитал до конца, буду рад вашим комментариям и лайкам. Кому нравится подобная тематика - ПОДПИСЫВАЕМСЯ НА КАНАЛ. Самое интересное еще впереди!