Найти в Дзене
Клиография

Анекдот от Истории. Сто километров по следу убийц

Владимир Ильич, запрокинув голову, рассмеялся весело. Так заразительно, что окружающие тоже не смогли удержаться, дружно захохотали. — Ай да пёс, архиумнейшая зверюга! — у Ленина от смеха даже слёзы выступили на глазах. — Да и хозяин не дурак. Жаль, что в политику ударился, расстреляем наверное. И снова засмеялся. Экзамен под аплодисменты За десять лет до сцены с весёлым вождём в одном петербургском трактире случилась презанятная история. Всё шло заведённым порядком: столики заняты, народ, как и положено, принимал на грудь. Бегали официанты, хрипел надсадно граммофон. И вдруг входная дверь с треском распахнулась, хряснула о стену. В залу ворвался приземистый пёс, волоча за собой человека в форме полицейского. С ходу кинулся в угол, где сидел неприметный посетитель. Тот вскочил, опрокинув столик, выхватил револьвер. Тут же выронил его — собака намертво вцепилась в руку. И… раздались аплодисменты, одобрительные возгласы. Громче всех восторгался «укушенный»: — Ну Треф! Ну псина! Я же две

Владимир Ильич, запрокинув голову, рассмеялся весело. Так заразительно, что окружающие тоже не смогли удержаться, дружно захохотали.

— Ай да пёс, архиумнейшая зверюга! — у Ленина от смеха даже слёзы выступили на глазах. — Да и хозяин не дурак. Жаль, что в политику ударился, расстреляем наверное.

И снова засмеялся.

-2

Экзамен под аплодисменты

За десять лет до сцены с весёлым вождём в одном петербургском трактире случилась презанятная история. Всё шло заведённым порядком: столики заняты, народ, как и положено, принимал на грудь. Бегали официанты, хрипел надсадно граммофон.

И вдруг входная дверь с треском распахнулась, хряснула о стену. В залу ворвался приземистый пёс, волоча за собой человека в форме полицейского. С ходу кинулся в угол, где сидел неприметный посетитель. Тот вскочил, опрокинув столик, выхватил револьвер. Тут же выронил его — собака намертво вцепилась в руку.

И… раздались аплодисменты, одобрительные возгласы. Громче всех восторгался «укушенный»:

— Ну Треф! Ну псина! Я же две версты плутал, да всё по людным дорогам. А он всё равно нашёл. И как меня за руку-то, а!

Он нацелился, было, погладить собаку, но, наткнувшись на её внимательный взгляд, передумал.

Так завершился испытательный экзамен в новом питомнике служебных собак. В 1909 году открылась новая страница в истории российского уголовного розыска — на службу пришли полицейские собаки.

-3

По итогам испытаний безусловно лучшим был признан доберман Треф, получивший первый российский диплом розыскной собаки. Его хозяин — московский околоточный Владимир Дмитриев был удостоен звания «Учитель дрессировки собак».

Гениальная собака

А уже с первого своего официального дела Треф и Дмитриев стали известны всей России. В подмосковном селе Кузнецове был убит местный житель. Тело его пролежало несколько дней. На место происшествия прибыли Дмитриев и Треф.

Никто не верил, что от собаки будет какой-нибудь толк — следы, если и были, сгинули за прошедшие дни. Однако пёс сразу же нашёл ключевую улику: в куче навоза он обнаружил окровавленную тряпку. Убийца вытер ею руки и выбросил в уверенности, что полицейские не будут рыться в навозе. Не учёл только старательности Трефа.

Пёс повёл полицейских по следам, вёл их более ста километров! И вывел-таки на убийц, ими оказались трое нищих, польстившихся на деньги своей жертвы.

-4

Об этом розыске рассказали газеты всей России — Дмитриев и Треф сразу стали знаменитыми, за их похождениями следили самые именитые журналисты. Тогдашняя звезда — Влас Дорошевич — писал: «Герой дня — собака, которую по ошибке назвали вульгарным именем Треф. Его следовало бы назвать — Шерлок Холмс или Пинкертон. Гениальная собака».

-5

Кроме репортажей о действительных подвигах четвероногого сыщика, появились и придуманные повествования — дешёвые книжки в ярких обложках по популярности далеко превзошли рассказы о похождениях Пинкертона и Ника Картера.

-6

В 1911 году в России несли службу 629 полицейских собак: 341 овчарка, 243 добермана, 39 эрдельтерьеров. Но именно Треф был выбран для съёмок в учебных фильмах «Обучение собак сторожевой и сыскной службе» и «Испытания полицейских собак». Это был высший знак признания. Кстати, фильмы сохранились до наших дней.

Дай, Треф, на счастье лапу

-7

Летом 1917 года Треф и его хозяин получили ответственнейшее задание: их привлекли к розыску опасного государственного преступника Владимира Ульянова-Ленина. Здесь полицейскую пару постигла первая и единственная неудача: главный большевик спрятался в глухих окрестностях Петербурга, а потом и вовсе перебрался в Финляндию.

В тот раз обмишулился Треф. А ведь мог направить историю России совсем по другому пути. Но кто может сказать — было бы это лучше для неё?

А встреча с Лениным всё-таки состоялась — с неё начался наш рассказ. В 1919 году автомобиль, в котором ехал вождь, был остановлен бандой знаменитого Кошелькова. Ленин не был узнан и отпущен, бандиты с шиком уехали на его автомобиле.

Треф принял самое деятельное участие в розыске и ликвидации опасных налётчиков. Тогда-то Ленин и изъявил желание лично познакомиться с легендарным псом, оставшись очень доволен встречей.

А слова его о хозяине Трефа оказались пророческими. Владимир Дмитриев был расстрелян год спустя как «агент мировой буржуазии».

Судьба Трефа в точности неизвестна. По одним сведениям, после расстрела Дмитриева он умер от голода, не желая принимать пищу из чужих рук.

По другим, мирно доживал свои дни, оставил крепкое потомство. В том числе — известного Джима, жившего у великого актёра Василия Качалова. Сын Трефа был прославлен Сергеем Есениным в знаменитом стихотворении «Собаке Качалова».

Дай, Треф, на счастье лапу мне…

Владимир АПАЛИКОВ