Похоже, что штрафы за «Платон» в 2025 году вырастут в 4 раза. Государственная дума РФ в первом чтении уже приняла законопроект об увеличении суммы штрафов за нарушения оплаты до 20 000 рублей. Судя по предыдущему опыту, подобные инициативы проходят все стадии обсуждения и принятия без особых дискуссий.
Грузоперевозчикам есть о чем беспокоиться, ведь даже законопослушные владельцы грузовых транспортных средств нередко получают ошибочные постановления, обжаловать которые крайне сложно.
Что происходит
Система «Платон», внедренная в 2015 году, предназначена для взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Собранные средства направляются на ремонт и строительство дорог. Однако, несмотря на действующие штрафы, многие перевозчики продолжают уклоняться от оплаты, что приводит к значительным потерям для бюджета.
С 1 сентября 2025 года планируется повысить штрафы за проезд без оплаты по платным дорогам, в том числе через систему «Платон».
За проезд без оплаты по трассам федерального значения или платным участкам:
- легковая машина — до 10 000 ₽ (в настоящее время 1 500 ₽);
- грузовое транспортное средство — до 20 000 ₽ (5 000 ₽);
- если грузовик с иностранными номерами — 50 000 ₽.
За второе и последующие нарушения в течение одних суток штрафовать не будут. Вообще хотят упразднить штраф за повторное нарушение, который ранее составлял 10 000 рублей (повторными считались нарушения в течении календарного года).
Соответствующий законопроект успешно прошел I чтение в Государственной думе РФ. А если вспомнить, как быстро приняли изменения в штрафы за нарушения ПДД, то нетрудно догадаться, что всё давно согласовано и нововведение станет реальностью уже в ближайшее время.
Стоит напомнить! С 1 февраля 2025 года проиндексировали плату за «Платон» и теперь она составляет 3,34 рубля за километр пути.
Дискуссия относительно того, что выгоднее – платить «Платон» или штрафы, вероятно, станет бессмысленной. Потому что даже платить по 15 000 рублей за каждый день нарушения (с учетом скидки в 25%) абсолютно невыгодно. Это эквивалентно оплате проезда более 4 тыс. километров.
Ответственность за несоблюдение требований законодательства о внесении платы определена статьёй 12.21.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Именно в нее планируется внести изменения.
Почему решили увеличить
Напомним, что с 2015 года владельцы грузовиков массой более 12 тонн обязаны вносить плату за использование дорог через государственную систему «Платон». Для них установили тарифы, которые индексируются каждый год и на текущий момент составляют 3,34 рубля за километр.
В России многие грузоперевозчики предпочитают оплачивать штраф, но не платить по тарифу системы «Платон».
Согласно официальной информации, по данным Ространснадзора:
- в 2019 году по ст. 12.21.3 КоАП было вынесено 1,097 млн постановлений;
- в 2020 году их число выросло до 1,173 млн;
- …
- в 2022 году резко выросло — сразу до 1,621 млн случаев.
В последующие годы динамика сохранялась. Это очевидно. Потому что тарифы продолжали расти (их индексируют ежегодно во второй половине января), а штраф за нарушение «Платона» не менялся с 2011 года.
По данным Минтранса, в 2023 году количество нарушений, связанных с уклонением от оплаты, выросло на 15% по сравнению с предыдущим годом. Это стало одной из причин для рассмотрения вопроса об увеличении штрафа за «Платон». Если суммы будут увеличены в 3-4 раза, это сделает уклонение от оплаты экономически невыгодным.
Очевидно, что по расчетам владельцев грузовых машин, выгоднее платить штраф, но не оплачивать проезд по дорогам в соответствии с тарифами.
Авторы поправок так и пишут: «при данных условиях не решается задача по предупреждению совершения административных правонарушений».
Павел Федяев, занимающий должность первого заместителя председателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, говорит еще более прямолинейно:
«…вместо оплаты в казну идут штрафы, размер которых не менялся с 2011 года. Если кому-то так нравится их платить, имеет смысл просто повысить до тех значений, которые помогут содержать дороги в нормативе»
«Если штрафы станут действительно ощутимыми, это заставит компании пересмотреть свои подходы и соблюдать правила», — считает экономист Алексей Иванов.
Также планируется убрать исключение, которое освобождало от штрафа водителей, проехавших бесплатно не более 50 километров после пересечения границы, при условии внесения оплаты до суда. Эта норма устарела, так как сейчас плату можно внести дистанционно, даже находясь за границей.
Что говорят противники повышения штрафа за «Платон»
Инициатива уже вызвала неоднозначную реакцию среди представителей транспортной отрасли.
Перевозчики считают, что увеличение штрафов создаст дополнительную нагрузку на бизнес, особенно в условиях роста цен на топливо и другие расходы.
«Мы понимаем необходимость развития дорожной инфраструктуры, но такие меры могут привести к росту стоимости перевозок, что в конечном итоге скажется на ценах для потребителей», — заявил представитель одной из транспортных компаний.
Заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике Сергей Алтухов («Единая Россия») назвал идею увеличения штрафов правильной, но отметил, что в текущих условиях есть определенные сложности.
По его словам система «Платон», которая автоматически рассчитывает и списывает плату за проезд, нередко дает сбои из-за работы систем радиолокационной защиты в регионах, находящихся в зоне повышенной опасности. Например, в Краснодарском крае, Ростовской, Белгородской, Брянской и Курской областях, где регулярно происходят атаки беспилотников.
Из-за помех навигационные системы ГЛОНАСС/GPS могут некорректно определять местоположение грузовиков, что приводит к ошибкам. В результате даже добросовестные плательщики нередко получают штрафы «Платон», а потом не могут доказать свою невиновность.
Это создает проблемы для всех перевозчиков — от малого бизнеса до крупных логистических компаний.
Сергей Алтухов подчеркнул, что необходимо внести изменения в законодательство, чтобы штрафы накладывались только за реальные нарушения, а не за сбои в работе навигационных систем, вызванные мерами безопасности или факторами, к которым грузоперевозчики отношения не имеют.
Уже сейчас ясно, что 2025 год становится переломным для всех, кто связан с грузоперевозками в России. Резкое изменение штрафов за перегруз и негабарит, увеличение тарифов «Платон», кратное повышение штрафа за несвоевременную оплату… Рынок грузоперевозок пока держит удар, но не упадет ли в нокаут?!
Подписывайтесь на наш Telegram. Еще больше полезного контента. Поможем найти ответ на любой вопрос.