Сегодня расскажем о доме на улице Некрасова, 2. Как ни странно, он действительно связан с самим Некрасовым, точнее с его коллегой-издателем
Андреем Краевским, передавшим литератору контроль над журналом «Отечественные записки». Но обо всем по порядку.
Еще в середине XIX века Литейная часть Петербурга, к которой относился и этот адрес, считалась ближней петербургской окраиной. Многие участки были
застроены деревянными домишками в один-два этажа, на других были устроены огороды, каретные сараи и конюшни.
Только главная улица района — Литейный проспект уже была преимущественно каменной и архитектурно оформленной. Один из лучших домов на проспекте, на углу с Бассейной улицей (так в то время называлась
улица Некрасова — прим. ред.), в конце 1850-х годов приобрел влиятельный журналист и медиаменеджер Андрей Краевский. Свою карьеру он начал еще в пушкинскую эпоху, после смерти Александра Сергеевича участвовал в разборе его бумаг и стал одним из пяти соиздателей журнала «Современник».
Начиная с 1839 года Краевский сделался редактором «Отечественных записок». В разные годы он сотрудничал с Лермонтовым, Герценом, Белинским, Гоголем, Жуковским, Тургеневым и многими другими топовыми
литераторами и критиками XIX столетия. Кроме литературных журналов, Краевский руководил и газетами — «Русский инвалид», «Санкт-Петербургские ведомости», «Голос» и другими, издавал и переводил на
русский язык книги. Несколько десятилетий издательского труда принесли Андрею Александрович состояние и неоднозначную репутацию.
По замечанию писателя и литературного критика Ивана Панаева, Краевский был рожден, чтобы богатеть на винных откупах, но предпочел богатеть на российской литературе. Другие коллеги вспоминали, что порой
издатель и медиамагнат буквально спасал бедствующих писателей и журналистов от голода, был благотворителем и просветителем.
Среди тех, с кем у Краевского были непростые взаимоотношения, был Николай Алексеевич Некрасов. В первой половине 1840-х годах Некрасов печатался в управляемом Краевским журнале «Отечественные
записки». Но на рубеже 1846–1847 годов он взял в аренду журнал «Современник» и сделал его главным конкурентом медиа Краевского.
К Некрасову на работу перешел критик Белинский, звезда «Отечественных записок», которому Краевский, однако, платил довольно невысокое жалование. Вслед за ним в «Современник» потянулись и другие авторы. К
тому же Николай Алексеевич специально снизил цену выпусков, чтоб продаваться дешевле «Записок».
В итоге издание Краевского стало терять популярность, уступая обновленному журналу Некрасова и другим конкурентам. Со временем Андрей Александрович отошел от самостоятельного управления журналом и
посвятил себя другим проектам. Наладились и отношения с Некрасовым.
В 1857 году Николай Алексеевич переехал в квартиру в доме Краевского на Литейном, 36. Эдесь же поселилась его многолетняя любовница и коллега, журналистка и писательница Авдотья Панаева, а также ее супруг —
упомянутый выше Иван Панаев. Сам Краевский тоже проживал по тому же адресу, здесь же располагалась редакция «Отечественных записок». «Редакция „Современника“ стена со стеной с редакцией „Отечественных записок“ — недурно?!» — вопрошал в письмам к друзьям Некрасов.
В итоге в доме на Литейном, 36 Николай Алексеевич прожил до самой смерти в 1877 году. Прежние конкуренты сблизились настолько, что спустя два года
после закрытия «Современника» царской цензурой в 1866 году, Краевский передал Некрасову управление «Отечественными записками». Собственно, в память обо всей этой кипучей журнальной жизни улица Некрасова и получила свое имя, а на Литейном, 36 в советскую эпоху открылся мемориальный
музей-квартира Некрасова и Панаевых. Сегодня этот дом выглядит как образцовое жилище русских литераторов — со строгими и элегантными фасадами в классическом стиле. Но всё могло быть совсем иначе, если бы планы Краевского были воплощены. И тут мы, наконец, добираемся до дома по Некрасова, 2.
Сразу после приобретения дома на углу тогда еще Бассейной улицы и Литейного проспекта Краевский заказал проект его капитальной перестройки. Здание предполагалось надстроить дополнительными этажами,
целиком переоформить фасады в стиле «второго барокко», расширить со стороны двора и продлить вдоль Бассейной. Чертежи нового дома составил финсконемецкий архитектор, работавший в Петербурге, АвгустВильгельм Петцольд. По его задумке, главный и самый роскошно отделанный фасад здания должен был выходить, как и прежде, на Литейный проспект.
Работы по перестройке и расширению здания начались в 1859 году с корпуса по Бассейной улице и дворового флигеля. За два сезона Петцольд соорудил для Кревского примерно половину задуманного комплекса. Строительные работы даже попали на одну из акварелей художника Федора Баганца, как раз в это время рисовавшего Литейную часть по заказу графа Апраксина (по одной из версий сентиментальный граф попросил живописца запечатлеть места его юношеских загулов по петербургским кабакам).
Но в 1860 году работы остановили. Скорее всего, у Краевского просто закончились деньги, и корпус по Литейному проспекту так и остался неперестроенным. Только благодаря этому конфузу некрасовский адрес
уцелел в привычном нам виде. Собственно, художнику Баганцу понадобилось создавать свой «Петербургский альбом» именно потому, что
прежний патриархальный облик района уходил в прошлое. Если раньше Литейная часть была почти окраиной, за исключением центрального, хорошо
устроенного проспекта, то теперь стала почти центром. Повлияли на это и рост города вообще, и появление на Знаменской площади вокзала железной дороги Петербург – Москва.
Дом Краевского на Некрасова перестраивался именно в расчете на это стремительное переформатирование. На каждом этаже было по пять квартир от 4 до 8 комнат, не считая служебных помещений. Значительная часть комнат имела неправильную форму — трапеции вместо прямоугольника, сложного шестиугольника или даже восьмиугольника. В части квартир были внутренние двери, соединяющие их с Литейным, 36. То есть можно было снять апартаменты в обоих домах и объединить их.
В каждой квартире нового корпуса была кухня с очагом, печи для обогрева, в некоторых — ванны. В полуподвале лицевого корпуса были предусмотрены помещения под конторы и магазины, в первом дворе каретные сараи и
конюшни, во втором (сейчас он стал часть двора дома «Сен-Жермен» на Литейном, 34) — сараи для дров. Вполне вероятно, что во дворе Бассейной, 2 парковался и сам Некрасов. Известно, что в пору проживания на Литейном у литератора был собственный экипаж, а вот отдельных гаражей у выходящего на проспект корпуса после перестройки не было.
В 1884 году Краевский обратился в городскую управу спредложением об очередном улучшении своего доходного дома. Он предложил перестроить часть чердака Бассейной, 2 в фотостудию. Сейчас следов задуманного стеклянного павильона на крыше не видно — то ли он так и не был сооружен, то ли утрачен позднее.
После смерти издателя в 1889-м оба дома — и на Литейном, 36
и на Бассейной, 2 перешли к его дочери Ольге. Собственно, до самой революции и даже после они считались двумя корпусами единого домовладения. Даже сейчас, согласно каталогу домов Смольного, это единый адрес — Литейный, 36. Хотя я бы, на месте жителей маленького барочного
дворца на Некрасова, 2, с таким делением, конечно, не согласился.