Никогда ещё появление в эфире сайта какой-нибудь компании не побуждало меня взяться за перо. Никогда ещё такое открытие не было связано с негодованием. Несправедливость – она же не становится более оправданной оттого, что произошла не у нас. И чтобы невольно не подыгрывать узкоэкранным наблюдателям, уверенным в том, что только в России происходит всякое такое, а в «просвещённой Европе – нет», рассказываю. Будет не только негодование, обещаю. Нечто удивительное прилагается. Алгоритмы снова пессимизируют статью, содержащую внешние ссылки, поэтому надеюсь на активного читателя. Если вам известен российский аналог этой истории – сообщите в комментарии. Если будет интересно, поделитесь пожалуйста с кем-то ещё.
Кто виноват
7 марта 2016 года подписчикам моего гугл-блога (платформа Дзен появилась в июне 2015-го) я рассказала о судьбе первой женщины-предпринимательницы в истории Италии. Наше профессиональное Сообщество (Kinsmark) международное, и поскольку российские примеры «в отечестве своём» мало кого вдохновляют, мы находим и публикуем зарубежные. В этом случае никто не обвиняет меня в том, что я пишу о фирме «по договорённости» с ней, а платформы реже понижают видимость материала. Точка нашего присутствия в Европе – Италия, так что неитальянских примеров среди зарубежных у нас почти нет: что лично мы увидели (попробовали, посетили, изучили, потрогали), о том и пишем. Итак.
«Луиза Спаньоли» – это не придуманное название бренда одежды для женщин. Это реальное историческое лицо, связанное с первым национальным итальянским брендом кондитерских изделий Perugina («Перуджанка», жительница Перуджи, как «Москвичка», например). Имя основательницы фирмы «Перуджина» последовательно, из года в год, покрывают в Италии ретушью. Смотрите, как это можно сделать без ущерба для совести. Бренд – понятие маркетинговое? Да. Связанное, с продуктами фирмы? Нуууу, не только. Но прежде всего ведь с продуктами? Да. Отлично!.. Новый сайт бренда Perugina строит историческую хронологию по датам появления известных продуктов, и Луиза Спаньоли в ней упоминается вскользь и только в связи с этими самыми продуктами.
Почему так происходит
Видите ли в чём дело. Всегда есть две исторические правды. Одна – это реальная история в лицах и обстоятельствах (кто что действительно делал). И вторая – это как всё было оформлено. У потомков всегда есть выбор, от какой точки писать историю бизнеса: от того дня, когда трое основали компанию, код которой жив и сегодня, или от даты подписания одним из партнёров учредительных документов на другую компанию уже с другими партнёрами. [Почему я скептически отношусь к исторической науке, основанной только на толковании подзаконных грамот, – потому что вижу, как на моём тематическом поле – в бизнесе – первая правда умирает на отрезках времени гораздо меньших, чем исторические.]
Моё уважение к имени Луизы Спаньоли основано на представлениях о том, какое это было время – нулевые годы двадцатого века. Не понимаю, как она вообще «посмела» предложить мужу заняться бизнесом! Тогда мужчинам не то что подписать учредительный договор с женщиной, но даже обсуждать с ней дело публично было, как говорят молодые, зашквар. Сменить социальный статус и нарушить общественные нормы, став основательницей семейного дела?
Прошу заметить, что я не просто не феминистка, я совсем-совсем не феминистка, поэтому начни сегодня кто-то несправедливо замалчивать имя умницы-основателя компании N, а бы отнеслась к этому точно так же*.
Времена были такие
Почему нам сложно представить особенности делового мира прошлого века? Потому что их рудименты живы и сегодня. Вплоть до 90-х XX века на той же фабрике Perugina существовала дискриминация и не только по половому или социальному признакам. Цеховые рабочие ещё до недавнего времени могли отлучиться лишь на один день в связи со смертью близкого и работали даже в рождественскую ночь без компенсаций, в то время как офисные клерки имели отпуска. Симпатичных девушек там по традиции ставят на упаковку шоколадных конфет, а дурнушек – в горячий производственный цех. А вы говорите «гендерные отношения в бизнесе начала прошлого века».
Ой, да вы там просто рядом постояли
Кое-кто говорит, что вся заслуга Луизы состояла в том, что она вдохновляла Джованни Буитони...
Есть Возняки, которые создают непосредственно бизнес, а есть Джобсы, которые его продвигают. Союз созидателя и маркетолога – залог успеха любого дела. Обоим честь и хвала. Но не станем обманываться: будь Стив Возняк женщиной, он оказался бы в студии Владимира Познера на Первом российском ТВ-канале только как диковинное исключение. Да Бог с ним, с гендером – важно, что Луиза была именно основательницей, а не маркетологом. В Итальянском королевстве (Италия стала Республикой только в 1946 году) именно из её рук вышла первая продукция компании Perugina.
Судя по всему, первые учредительные документы с другими акционерами в 1907-м подписал муж Луизы, Ганнибал. Потом у сооснователей в добавок к шоколадному бизнесу появился трикотажный, потом швейный – и вот это уже транснациональная компания. Ветка семьи Буитони позднее тоже вошла в группу своим брендом Buitoni. В 1968-м появилась – Industrie Buitoni Perugina (IBP). Укрупнение всегда порождает юридическую историю Дела, сопряжённую с большой политикой и спорами между наследниками.
Удивительное рядом
В год выхода в эфир фильма телекомпании Rai 1 «Луиза Спаньоли» Перуджа отметилась скандалом. Никто из городских чиновников на премьеру не пришёл, а внучке Луизы Карле через прессу намекнули на «несоответствие должности управлявшего». Ещё в 1988 году IBP, владеющая полным портфелем брендов, была продана швейцарской транснациональной корпорации Nestlé со всеми вытекающими из этого последствиями. Ещё несколько лет назад новый мега-хозяин не вкладывался в сохранение исторической памяти. Видимо брендологи вспомнили, что истинная преданность товару базируется на уважении к его истории, а ложная – только на привычке его потребления. Контент, который я хочу рекомендовать, был найден именно на канале Nestlé.
А теперь удивительное.
Моим коллегам, занятым в сфере повышения производительности труда, я отправляю несколько секунд этого фильма без титров и выходных данных с вопросом, где и когда это было снято. Обычный отчет: «Где-нибудь в Германии в 80-х?». Нет, это снято на фабрике Perugina в 1930 году. Ещё при жизни Луизы Спаньоли.
Микеле Патукка (Michele Patucca) взял из архивов немой фильм 1930 года, «иллюстрирующий производственный цикл некоторых наиболее представительных кондитерских изделий фабрики и работу, выполняемую рабочими. Фильм был восстановлен на основе покадрового сканирования 4K с 35-мм позитивной пленки. Первоначальная частота кадров 14 кадров в секунду была увеличена до 50 кадров в секунду. Затем были удалены мерцание, шум и некоторые дефекты. Цифровое видео было раскрашено для большей выразительности и удобства использования».
Что занимательного в этом фильме, кроме того ошарашивающего эффекта, который он производит.
В 1920-х годах Perugina стала первой итальянской компанией в этом секторе, которая в период с 1926 по 1929 год применила методы научной организации труда (НОТ), повышая производительность и сокращая занятую рабочую силу. Тогда в Италии уже существовал Enios – Национальный орган по научной организации труда. В 1928 году Perugina получила первый приз на конкурсе, организованном Enios. [Без всякого ISO, заметьте, разговоров о качестве, без японского кайдзен, Lean и Деминга.] И, как победитель, компания сняла фильм, который был призван распространять лучший опыт в кондитерской промышленности.
Этот фильм достоин того, чтобы поставить VPN. Из-за наших анти-санкций Youtube жутко тормозит, а некоторые ссылки вообще не открываются. Но я посмотрела фильм несколько раз. Да, заставки с титрами вы не поймёте без перевода (пока разрешение от сеньора Патукки не поступило), но фильм достоин того, чтобы подарить просмотр каналу Микеле и сказать ему большое человеческое спасибо.
Ещё один урок от Луизы Спаньоли
Патриотизм вдруг приобретает не свойственные ему примеси, когда одновременно мы пытаемся сделать страну передовой экономикой и при этом не хотим знать имена подлинных героев этой самой экономики. Когда не поощряем тех предпринимателей, которые в стремлении стать руководителями (менеджерами) обращаются к НОТ. Пресловутых «эффективных менеджеров» во всех странах хватает, но где ещё обыватели так мажут чёрной краской всех управленцев без разбора? Мол, лудишь кастрюли – молодец, а пошёл управлять фабрикой товаров народного потребления, стал менеджером – фу. Это – мне говорят – исконно русская нелюбовь к тем, кто ничего не производит. Угу, поэтому банкиры у нас так любимы. И, к слову, главная стратегическая сфера мировой конкуренции – образование. Учителя тоже «ничего не производят».
Переписывался ли в 30-х Алексей Капитонович Гастев с итальянскими товарищами по вопросам НОТ, доподлинно неизвестно. но долг российского менеджерского сообщества – помнить наших НОТ-овцев и возрождать именно нашу Школу НОТ. Когда мы ставим имена своих позади имён Форда, Тойоты, Ма, Порше и т.д., мы забываем их главный урок. Их бизнесы создавались во славу родной земли, развиваясь своим умом и трудом, они до последнего бились за то, чтобы оставаться национальными.
*Рекомендую книгу «Словарь заблуждений насчёт мужчин и женщин», составленный журналистками Карин Хертцер (Karin Hertzer) и Кристине Вольфрум (Christine Wolfrum).
Автор: Маркушина Елена Геннадьевна (СПб, elena-markushina.com) –профессиональный директор по развитию организаций, основатель профсообщества Kinsmark.com, эксперт по управлению изменениями, преподаватель менеджмента.
От Редакции:
Эта статья написана живым человеком без применения нейросетей, приложений и т.п. В неравной борьбе каналов за читательское внимание, пожалуйста, поддержите нас подпиской и лайком. Это добавит нам положительной мотивации продолжать работу. Вы также можете влиять на редакторскую политику, сообщив в комментариях, о чём в рамках наших тем вы бы хотели прочесть в будущих публикациях.
Подборка ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Подборка ИТАЛИЯ РЯДОМ на этом канале