Найти в Дзене

Талант как дар и наказание. История Луизы Спаньоли – первой женщины-предпринимателя Италии

«Дорогая Луиза, дорогая сеньора Спаньоли, бесценная perugina. Cегодня 30 октября, Ваш 138-й день рождения... Будущее не стало эрой благоденствия, как представлялось вашим современникам, и мы всё еще не знаем, есть ли Бог и жизнь после смерти. Но мы точно знаем, что мы живы, пока о нас помнят, пока живо то, что мы создали... Чем больше я изучаю примеры итальянского предпринимательства, тем чаще мне хочется познакомить с ними моих российских коллег, которые уверены, что только у нас возможно то и возможно это, только наша история – это история притеснений и разрушений, а где-то там, в Италии, там рай для предприимчивых... Собирая по крошке Вашу историю из покупательских впечатлений, воспоминаний людей старшего поколения и «открытых источников» (так сегодня называются опубликованные официальные сведения), я помимо своей воли дорисовываю Ваш образ. Простите мне эту вольность, простите слабость думать, что при Вас Perugina никогда бы не была продана Nestlé, а молодые девушки вместо чтения
Луиза Спаньоли (30.10.1877 г., Перуджа – 21.09.1935 г., Париж)
Луиза Спаньоли (30.10.1877 г., Перуджа – 21.09.1935 г., Париж)

«Дорогая Луиза, дорогая сеньора Спаньоли, бесценная perugina. Cегодня 30 октября, Ваш 138-й день рождения... Будущее не стало эрой благоденствия, как представлялось вашим современникам, и мы всё еще не знаем, есть ли Бог и жизнь после смерти. Но мы точно знаем, что мы живы, пока о нас помнят, пока живо то, что мы создали...

Чем больше я изучаю примеры итальянского предпринимательства, тем чаще мне хочется познакомить с ними моих российских коллег, которые уверены, что только у нас возможно то и возможно это, только наша история – это история притеснений и разрушений, а где-то там, в Италии, там рай для предприимчивых...

Собирая по крошке Вашу историю из покупательских впечатлений, воспоминаний людей старшего поколения и «открытых источников» (так сегодня называются опубликованные официальные сведения), я помимо своей воли дорисовываю Ваш образ. Простите мне эту вольность, простите слабость думать, что при Вас Perugina никогда бы не была продана Nestlé, а молодые девушки вместо чтения «мотивирующих бестселлеров» читали бы историю великой перуджанки – первой женщины-предпринимателя в истории Италии...».

Я так и не смогла перенести на бумагу все те чувства, что наполняли меня каждый раз, когда я прикасалась к биографии Луизы Сарджентини. И ещё мне казалось странным, что знакомые итальянки, любящие щеголять в нарядах от Luisa Spagnoli, ничего не знали о ней. Они отправляли в рот карамельку Rossana (молочно-орехово-миндальное чудо), покупали своим детям «Киндер-сюрприз» и пасхальные шоколадные яйца, подносили друзьям конфеты в коробках, кутались в ангорские кофточки, в День Святого Валентина кокетливо вынимали билетики со словами любви из подаренных им шоколадных Bacio и не знали, что всё это – она.

Как оказалось, гуглить итальянцы не любят больше нашего. Однако любой, кто бы ни интересовался историей предпринимательства вообще и итальянского в частности, неизбежно приходит в Перуджу XIX века, где в 30 октября 1877 года в семье торговца рыбой родилась девочка. Её нарекли Луизой не в честь какой-нибудь святой и вряд ли в честь главной героини популярной тогда оперы Верди «Луиза Миллер», однако из всех значений этого имени я выбираю именно «светлая, улыбающаяся». Ей суждено было стать великой женщиной, безоговорочный вклад которой в историю итальянского бизнеса почему-то не побуждает мужчин поставить её в один ряд с героями раскрученных деловых бестселлеров.

«В основе любого большого бизнеса лежит преступление». Эта присказка (так любимая мальчиками) заставляет большинство из нас с недоверием и некой прохладой относиться к историям, в начале которых никто не обманут, ничто не украдено. Что ж, видимо старт Марка Цукерберга вдохновляет большее число людей, чем начало Луизы Спаньоли. Вроде как выкупить умирающий бизнес, вдохнуть в него жизнь, начинать без денег, образования и опыта – подумаешь?!...

Было что-то такое в истории дома Спаньоли, что удерживало меня пересказать её также сухо, как это сделали другие сайты (включая официальный сайт бренда одежды, по которому большинство узнают это имя). Поэтому я решила не торопиться с публикацией и уже было собралась ехать в Перуджу, как... 1 и 2 февраля 2016-го канал RAI-1 показал мини-сериал «Luisa Spagnoli».

-3

Исполнительница главной роли Луиза Раньери признаётся в интервью: «Скажу честно, до того как мне предложили эту роль, я почти ничего не знала о Луизе Спаньоли». Актриса была так впечатлена историей своей героини, что на экране была, скажем так, на себя не похожа. Со своей задачей она несомненно справилась, поэтому любителям байопиков с удовольствием рекомендую эту картину.

Препирательства между наследниками Луизы Спаньоли (Карлой), организовавшими премьерный показ фильма в городе, и властями Перуджи (ни один не пришёл на премьеру), вынудили меня пересмотреть акценты. Отдавая должное картине (я не стану её пересказывать), замечу, что благодаря ей я нашла тот недостающий элемент, без которого этот рассказ был бы неполным.

Правнучка Луизы – Николетта – утверждает, что сценарий и фильм очень правдивы... Выходит, мне не показалось, я поняла Луизу правильно, а не сочинила её.

Как известно моим коллегам и подписчикам, я веду практические курсы по социально-ролевой геномике, эти знания всегда со мной, я не кладу их в стол когда занимаюсь исследованиями. Они помогают мне прочитать то, что осталось между строк. Спасибо создателям картины за то, что своими художественными средствами они описали (трактовали) причину не просто успешной, но и долгой жизни компании Perugina.

Перуджа на рубеже XIX - XX веков. Изображение из коллекции фотомастеров Дж. Тилли и Дж. Джульярелли краеведческого архива региона Пулия. Источник @wonderumbria Claudio Maccherani
Перуджа на рубеже XIX - XX веков. Изображение из коллекции фотомастеров Дж. Тилли и Дж. Джульярелли краеведческого архива региона Пулия. Источник @wonderumbria Claudio Maccherani

Оценив добрый нрав и характер дочери, родители готовили её в помощницы отцу, но Луиза не хотела торговать рыбой, а мечтала стать учительницей. Знакомство с владельцем известной в городе кондитерской было, скорее всего, случайным (не всем детям были по карману такие сладости, но угостить ребёнка засмотревшегося на витрину не считалось зазорным). Она вспомнит хозяина кондитерской в одряхлевшем старике, когда годы спустя поинтересуется, что стало с некогда великолепными витринами. Именно он научит её работать с шоколадом, делать покрытые сахаром конфетки с разными начинками.

Двадцати двух лет от роду в 1899 г. Луиза выходит замуж за военного музыканта Ганнибала Спаньоли и предлагает ему оставить службу в оркестре ради кондитерского бизнеса. Мастерская ремесленного шоколада покоряет горожан, и этот успех женщины-предпринимателя не даёт покоя местной знати и церковникам. В картине RAI-1 упоминается только граф Icilio Sangiorgi это собирательный образ всех, кто порочил имя Луизы и всячески вредил её бизнесу.

Инициативы Луизы в делах были «возмутительны». Не имея образования и навыков делового общения, она, тем не менее, удачно привлекала инвесторов и проводила маркетинговые кампании. Подумать только – она провела технологическое перевооружение фабрики, контролируя поставку и монтаж оборудования. Всё это доводило конкурентов до бешенства. В нелучшие для компании времена её хотели купить, но «Перуджина» удержалась от «дружеского поглощения»...

Фабрика Perugina в 1920 году (фото с сайта-музея компании)
Фабрика Perugina в 1920 году (фото с сайта-музея компании)

Сегодня кое-кто считает, что заслуга в создании Перуджины принадлежит вовсе не Луизе, а её соинвестору, которого она нашла в 1906 году. Франческо Буйтони – крупный производитель макарон из тосканского города Сансеполькро – согласился вложить деньги в кондитерское дело, но с условием полного надзора. Всё же у четы Спаньоли не было ни образования, ни опыта, ни связей. В 1907-м было открыто акционерное общество, и в первые два года его лихорадило от отсутствия единоначалия. Старший сын инвестора не скрывал нежелания опекать вложения отца, другие два миноритария не помогали делу, Луиза крутилась между ними без права принимать решения, в итоге в 1909-м компания оказалась на грани банкротства.

Неожиданно для Франческо Буйтони интерес к бизнесу проявил его младший сын (третий из пяти его детей) – Джованни (Giovanni Buitoni). Антикризисный план 18-летнего юноши предполагал экономию, дополнительные вливания и пересмотр торговой политики. Но главный ресурс он увидел в талантах Луизы. Джованни был потрясён её характером и отношением к делу. Собственно с его появлением и начинается история совместного предприятия и бренда Perugina (переводится как «перуджанка»). Фирма начинает работать в 1908-м и до начала Первой мировой войны в ней трудятся 15 человек.

Giovanni Buitoni (6 ноября 1891, Перуджа - 12 января 1979 г, Рим)
Giovanni Buitoni (6 ноября 1891, Перуджа - 12 января 1979 г, Рим)

Джованни был младше Луизы на 14 лет, но свидетели тех событий утверждают, что они работали как единое целое. Их характеры дополняли друг друга так, что все совместные решения оказывались удачными. В 1913 Джованни стал генеральным управляющим, но в 1917-м (сразу после получения диплома юриста) его призвали на военную службу.

С началом Первой Мировой войны многие производства закрылись, ведь мужчины ушли воевать, а женщинам работать не полагалось. Луиза трудоустроила оставшихся без мужей домохозяек, а чтобы они не разлучались со своими малышами, открыла на фабрике детский сад. К окончанию Войны на предприятии работало уже несколько сотен человек.

Вернувшись к работе в конце 1918 года, Буйтони полностью посвятил себя управлению «Перуджиной». Вместе с Луизой они расширили производственные мощности, диверсифицировали каналы продаж, адаптировали торговые сети и впервые вышли на зарубежные рынки.

-7

Муж Луизы – Ганнибал – из-за внутренних разногласий покинул компанию в 1923 году, предоставив жене полную свободу решать свою судьбу (разводов в то время ещё не допускали). Однако он успел провести с ней несколько мероприятий, которые сегодня назвали бы корпоративами. Неслыханное дело – приглашать простых рабочих веселиться вместе с начальством!

Всю их совместную жизнь Ганнибал был не только мужем или партнёром по бизнесу, но и опорой Луизе, которая всегда находилась под обстрелом сплетен и козней «доброжелателей». В салонах и офисах ей не прощали ни пол, ни происхождение, ни ответственность, которую она имела дерзость взвалить на свои плечи. Расставшись, эти двое всегда говорили друг о друге с уважением и благодарностью за сыновей, дружбу и годы, проведённые вместе.

В теленовелле канала RAI-1 как и в других источниках деликатно, но однобоко упоминают другую причину общественного недовольства Луизой Спаньоли. Называют это коротким словом «роман» и сопровождают недомолвками. В глазах людей, обделённых счастьем самореализации в деле, счастьем работать с единомышленниками, она – соосновательница громадного производства – выглядит дамой, достойной лишь осуждения. Это невозможно объяснить людям не пережившим ничего подобного, но я попробую.

Когда вы горите одной идеей с человеком, полностью разделяющим ваш взгляд на вещи, когда вы испытываете головокружительное чувство опоры и цельности – вам всё равно, сколько ему/ей лет, есть ли у неё/него лишний вес или вкус в одежде. Эта не та любовь, о которой думается в первую очередь – это благодарность, это восхищение, это больше чем секс или увлечённость друг другом. Это больше чем любовь... «Они сразу решили, что никогда не будут вместе». Да тут и решать нечего: таким людям не надо быть рядом, чтобы быть вместе...

Луиза с сыном, 1924 г.
Луиза с сыном, 1924 г.

Уже в 1920-х годах Perugina стала одним из крупнейших экспортёров кондитерских изделий и первой итальянской компанией в этом секторе, которая в период с 1926 по 1929 год применила методы научной организации труда. Только женщина могла увлечь мужчин идеей участвовать в конкурсе на звание самой эффективной компании. Его в 1928 году провели Enios (национальный орган по научной организации труда). За результаты в сфере производительности труда и оптимизации занятости фирма удостоилась первой премии.

Вы можете посмотреть реставрированный фильм-хронику 1930 года, снятый о Perugina как победителе для тиражирования опыта в кондитерской отрасли тех лет.

Как любая рачительная хозяйка, Луиза не любила выбрасывать то, что можно было пустить в дело. Например, бой и крошку, которые появлялись при транспортировке орехов. Так в 1923 году из них и шоколадного пралине родилась конфета «Кулачок», впоследствии из маркетинговых соображений переименованная в Bacio («поцелуй»). В каждой конфете Baci Perugina есть билетик со словами любви: это цитаты великих, стихи и просто красивые фразы. По легенде решение родилось случайно в связи с запиской от Джовании, в которую Луиза завернула конфету.

До сих пор пирамидки с орешком в серебряно-голубой обертке продаются по всей Италии в том виде (образе), в каком были выведены на рынок много лет назад. Трудно сказать, что больше притягивает покупателей – вкус Bacio или эти самые записки, но по той эмоции, что заключена здесь, это не сравнится ни с какими рафаэлками...

В 1928 году, во время поездки в Париж, Луиза увидела в зоомагазине длинношёрстных ангорских кроликов и решила импортировать их в Италию. Кроличий пух отлично формирует нить, а из неё выходят изделия нежные, мягкие, и даже более тёплые, чем из колкой овечьей шерсти. Так в 1937 году была основана новая фирма по производству шалей, свитеров, платьев и пальто. Животных не убивали, а нежно вычёсывали; желающих работать нашлось немало, так что изделия под маркой «Ангора Спаньоли» (Angora Spagnoli) быстро вышли на рынок и нашли своего покупателя.

Вместе с Луизой за новое дело взялся её старший сын Марио, увлечённый производством одежды. Он добьётся успеха на посту руководителя новой фирмы, но взлёта его карьеры и расцвета мануфактуры Луиза уже не увидит. Увлечённая работой, долгое время она не обращалась к врачам из-за боли в горле. Джованни нашёл для неё лучших специалистов и отвёз в Париж, но операция прошла неудачно. 21 сентября 1935 г. Луиза умерла в больнице от рака горла. Она не дожила месяц до своего 59-летия. Джованни был рядом с ней...

В сентябре 1944 г. Марио Спаньоли перезапустил производство на отстроенном после разрушения заводе и вскоре вывел бренд Angora Spagnoli на международный уровень. Достойный сын своей матери – он обеспечил безупречное качество и поставил продажи через сеть фирменных магазинов, открытых ещё в 1940-м году в Милане, Неаполе, Перудже, Флоренции, Венеции и Риме. Предприятие, зарегистрированное в Торговой палате Перуджи 12 апреля 1937 как ИП, уже в 1943 году стало крупнейшим и самым современным в своём секторе. В это время на Angora Spagnoli трудилось 525 сотрудников и около 8000 ангорских кроликов.

-10

Прибыль не вывозили из страны. В сороковые годы, когда многие итальянские семьи страдали от холода и недоедали, Спаньоли дарили своим рабочим на Рождество свитера, носки и аксессуары из ангоры на сумму до 4000 лир – целое состояние по тем временам. При Марио Спаньоли (а затем при его сыне Лино) компания строила таун-хаусы для сотрудников (они существуют и сегодня), открывала детские сады и бассейн (на заводе Санта-Лючия) для всех, как мечтала Луиза, организовывала кружки танцев и спортивные клубы, проводила соревнования и различные праздники.

Заложенные Луизой принципы ведения дел неразрывно связаны с корпоративной культурой компании. До недавних пор им неукоснительно следовали управляющие семейным бизнесом.

С 1986 года компанией руководит четвертое поколение Спаньоли (дети Лино Спаньоли – Николетта и Марио). А вот кондитерский бизнес не устоял, в 1988 году «Перуджина» была продана концерну Nestlé. Развернувшийся в связи с телефильмом канала RAI-1 обмен любезностями между общественным Советом Перуджи и Карлой Спаньоли вскрыл огромные проблемы, имеющиеся на предприятиях Nestlé в Италии. Профсоюзы и городские власти не считают наследницу славного имени достойной памяти своей прабабушки. Недавно концерн объявил о снятии с производства карамели Rossana («Женщина в красном») – одного из любимых созданий Луизы Спаньоли.

***

Как щедро одарена была эта женщина! Ей был дан не только невероятный предпринимательский талант, но и возможность применить его; ей были посланы (не иначе как Свыше) люди, которые помогли ей воплотить свои мечты в жизнь; она испытала счастье материнства и радость быть свидетелем того, как сыновья продолжают начатое ею; она была любима и любила; она занималась творчеством и уверенно шла вперёд там, где другие видели преграды; она помогла многим итальянским семьям выжить и навсегда расстаться с бедностью; она – простолюдинка – вошла в высшее общество как дама благородная по рождению и создала мировой бренд одежды, который и в наши дни является синонимом элегантности и стиля. Нам остаётся лишь догадываться о том, какой дорогой ценой было оплачено это счастье и во что обходится женщине роскошь иметь характер Луизы Спаньоли. Во все времена.

Материал с документальной хроникой о фабрике Perugina

Автор: Маркушина Елена Геннадьевна (СПб, elena-markushina.com) – профессиональный директор по развитию организаций, основатель профсообщества Kinsmark.com, эксперт по управлению изменениями, преподаватель менеджмента.

От Редакции

Эта статья написана живым человеком без применения нейросетей, приложений и т.п. В неравной борьбе каналов за читательское внимание, пожалуйста, поддержите нас подпиской и лайком. Это добавит нам положительной мотивации продолжать работу. Вы также можете влиять на редакторскую политику, сообщив в комментариях, о чём в рамках наших тем вы бы хотели прочесть в будущих публикациях.

Подборка ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Подборка ИТАЛИЯ РЯДОМ