Найти в Дзене

Почему в F-35 и Су-57 кресла жесткие как в старой электричке?

Казалось бы, за окном первая четверть 21-го века, а небо завоевывают высокотехнологичные истребители пятого поколения, где вся информация подается прямо на дисплей стекла шлема. Но не смотря на это, если внимательно посмотреть на катапультные кресла самых современных истребителей, таких как Ф-35 или Су-57, а еще лучше, самому залезть в кабину что бы в них посидеть, неожиданно оказывается, что они по своей твердости не уступают деревянным креслам в старой советской электричке. Только не говорите, что вы об этом никогда не знали! В свое время я дал слово одному человеку, что никогда не опубликую предложенную им статью на эту тему в блоге «Прогулки в стратосфере» – спустя годы, я нарушаю свое слово. Памяти одного из лучших испытателей моего поколения, толковому, но недооцененному инженеру авиационного снаряжения, яркой и уникальной личности, отважному Косте посвящается… Костя всегда был на виражах куражах. Это не центрифуга вертела его с перегрузками 9g по 40 секунд - это Костя "вертел" в

Казалось бы, за окном первая четверть 21-го века, а небо завоевывают высокотехнологичные истребители пятого поколения, где вся информация подается прямо на дисплей стекла шлема. Но не смотря на это, если внимательно посмотреть на катапультные кресла самых современных истребителей, таких как Ф-35 или Су-57, а еще лучше, самому залезть в кабину что бы в них посидеть, неожиданно оказывается, что они по своей твердости не уступают деревянным креслам в старой советской электричке.

Только не говорите, что вы об этом никогда не знали!

В свое время я дал слово одному человеку, что никогда не опубликую предложенную им статью на эту тему в блоге «Прогулки в стратосфере» – спустя годы, я нарушаю свое слово.

Памяти одного из лучших испытателей моего поколения, толковому, но недооцененному инженеру авиационного снаряжения, яркой и уникальной личности, отважному Косте посвящается…

Костя всегда был на виражах куражах. Это не центрифуга вертела его с перегрузками 9g по 40 секунд - это Костя "вертел" все немыслимые законы физики и авиационной физиологии.

Дело было в далеком ноябре 2021 года. Я вернулся из отпуска, за время которого блог «Прогулки в стратосфере» успел без моего ведома получить известность на предприятии, где я работал.

Я как обычно, сидел в дальнем углу за своим столом, как в кабинет ворвался Костя. Опустив такие формальные мелочи, как обязательное «кельтское рукопожатие», Костя с порога возбужденно заявил:

-Серега, я прочитал твою статью, ты не правильно ее написал!

-Что именно неправильно я написал?, - спросил я, пытаясь понять, о чем идет речь.

- Все не правильно! Ты не понимаешь, людям нужен треш, статьи должны быть на грани фола, я хорошо знаю психологию людей. Они ведутся на низменные темы. Вот, послушай, я не спал сегодня всю ночь и приготовил для тебя статью. Устрой у себя в блоге викторину с призами и задай вопрос «Что случиться с Ким Кардашьян, если она катапультируется из самолета?».

-Послушай, Кстя, я понятия не имею, кто такая Ким Кардашьян.

Недавно устроившийся к нам в отдел молодой сотрудник Дима, который внимательно слушал разговор, тихонечько хихикнул.

-Ты не знаешь, кто такая Ким Кардашьян?

-Да Кость, прикинь, я понятия не имею, кто такая Ким Кардашьян и что должно с ней случиться, если она катапультируется из самолета.

-Ну как, это известная светская львица, у которой самые большие силиконовые ягодицы. Ну так что с ней случиться при катапультировании?

Костя всегда был очень интересным собеседником и всегда достаточно развернуто аргументировал свою точку зрения, и если единственная информация о Ким Кардащьян, которую он посчитал нужной мне сообщить, касалась анатомических особенностей ее филейной части и больше ничего, значит по его мнению, этого было вполне достаточно для того, что бы я ответил на его вопрос.

-Ну так что, что случится с Ким Кардашьян, - продолжал неугомонный Константин.

Я еще раз внимательно взглянул в его глаза, которые горели непередаваемым огнем азарта и попытался разгадать подвох.

- Костя, я никогда в жизни об этом не напишу у себя в блоге!, - решительно ответил я, не вдаваясь в подробности принятого решения.

-Почему, хотя бы ответь, что с ней станет?

-Послушай Костя, я очень хорошо тебя знаю и согласно твоей извращенной логике, ответ на этот вопрос может быть лишь один – Ким Кардашьян при катапультировании сломает себе «хребет», возможно что даже в трех местах!

Правильно, растерянным и опустошенным голосом ответил Константин. Это был мощный интеллектуальный нокдаун, которого Константин явно не ожидал, но надо отдать ему должное, он практически сразу взял себя в руки. Отложив переживания по поводу случившегося на потом, Костя с еще большим азартом продолжил выпытывать из меня, почему именно она сломает себе«хребет».

-Костя, я тебе уже сказал, я не буду писать об этом в блоге, меня читает руководство завода, ты как себе это представляешь?

-Так почему она сломает себе хребет?, - с любопытством переспросил Дима.

-Вот, видишь, народу интересно!, - упрекнул меня Костя, и рассевшись поудобней в кресле моего начальника по отечески продолжил:

-Вот смотри Дима, когда происходит катапультирование, на позвоночник действует очень сильная ударная перегрузка, а у Ким Кардашьян силиконовый зад. Под действием перегрузки силикон непредсказуемо деформируется, позвоночник изменит свою ось и сломается под действием перегрузки. Именно поэтому у катапультного кресла жесткое сиденье…

-Да гоншиь!, - недоверчиво засмеялся Дима, но Костя начал ему все аргументированно объяснять.

Конечно, Костя безбожно гнал, но не про Ким Кардашьян, в этом вопросе он был совершенно прав, во всяком случае, никто из узких профессионалов не смог бы ему возразить до тех пор, пока сам не докажет обратного. Костя гнал про то, что эту статью он приготовил всего за одну ночь. Судя по терминам и подробностям, которые он использовал для усилпния своей гипотизы, ему понадобилось как минимум, недели четыри, что бы перечитать все книги по катапультным креслам и авиационной физиологии. Без всякой иронии, это была самая лучшая и грамотная лекция на тему катапультирования, которую я сам кода либо слышал. В этот день Константин превзошел самого себя.

- Да нет, врете вы все! Просто пытаетесь развести меня, пользуясь тем, что я работаю всего пару недель и еще ничего не знаю, - с нотками обиды сказал Дима.

- Да нет Дим, это дьявольский гений действительно прав. Все что он говорит, на самом деле так и есть, а Костя очень хорошо знает, что сформулировав вопрос таким образом, он всех специалистов загнал в тупмк, и если они серьезно попытаются ответить на этот вопрос, то не смогут аргументированно сказать что Костя не прав, пока сами не проведут очень сложные расчеты и не проверят это на практике – так что это действительно полный треш.

Константин сидел развалившись и ликовал от счастья.

-Да нет, гоните вы все, - продолжал менее уверенно, но все же со смехом Дима.

-Нет, Дима, это правда. Я даже знаю, кто подкинул Кости эту идею. Три месяца назад один из наших сотрудников попросил Костю оценить массажер для катапультного кресла для самолета Ту-160, которое он делает. Ну и за одно рассказал о том, что при катапультировании надувные подушечки массажера должны каким то образом моментально сдуться, что бы летчик не повредил позвоночник, а Костя всего лишь подхватил услышанные умные слова и развил эту идею, доведя до абсурда. Я тоже испытывал этот массажер тоже слышал эту историю.

Рядом с нами стояло катапультное кресло К-36, но на нем сидел манекен, облаченный в скафандр «Стриж» для космического корабля «Буран», сдвинуть который было бы проблематично нам троим. Поэтому, мы перешли в другую комнату, где стояло еще одно катапультное кресло и рассказали Диме про его устройство, основные элементы, принцип работы и т.п. Естественно, мы его на него усадили, что бы он прочувствовал на своем заду жесткость сиденья, но при этом пояснили что оно имеет очень точный анатомический профиль, и мы с Костей совершенно без труда высиживали в нем в полном авиационном снаряжении, пристегнутые привязной системой, не вставая по 12 часов, когда поднимались в барокамере на высоту. С шутками еще раз объяснили как правильно группироваться, что бы не сломать позвоночники и не проломить себе череп о штангу стабилизатора за головой и почему очень важно, выдергивая ручки катапультирования, делать обратный хват руками (а вы знаете почему?).

Вот такая импровизированная и не стандартная, но запоминающаяся лекция по обучению молодого сотрудника случилась в тот день.

Что касается Кости, то его не стало. Он стал тем самым микроскопом, которым государство забивало гвозди…