Найти в Дзене

Как Герман Мелвилл видел нас! Комментарии к главе 108 «Моби Дик»

«…я закажу ему целого человека по своим чертежам. Imprimis[1], рост пятьдесят футов от пяток до макушки; потом грудь по образцу Темзинского туннеля; ноги чтобы врастали в землю, как корни, чтобы стоял, не сходил с места, потом руки в три фута толщиной у запястий; сердца не надо вовсе; лоб медный и примерно с четверть акра отличных мозгов; и потом, постой-ка, стану ли я заказывать ему глаза, чтобы он глядел наружу? Нет, но на макушке у него будет особое окно, чтобы освещать все, что внутри.» …………………………………………………………………………………………………….. 108-7 …рост пятьдесят футов от пяток до макушки; потом грудь по образцу Темзинского туннеля; ноги чтобы врастали в землю, как корни, чтобы стоял, не сходил с места, потом руки в три фута толщиной у запястий; сердца не надо вовсе; лоб медный и примерно с четверть акра отличных мозгов; и потом, постой-ка, стану ли я заказывать ему глаза, чтобы он глядел наружу? Нет, но на макушке у него будет особое окно, чтобы освещать все, что внутри… - Этот абзац можно восп

«…я закажу ему целого человека по своим чертежам. Imprimis[1], рост пятьдесят футов от пяток до макушки; потом грудь по образцу Темзинского туннеля; ноги чтобы врастали в землю, как корни, чтобы стоял, не сходил с места, потом руки в три фута толщиной у запястий; сердца не надо вовсе; лоб медный и примерно с четверть акра отличных мозгов; и потом, постой-ка, стану ли я заказывать ему глаза, чтобы он глядел наружу? Нет, но на макушке у него будет особое окно, чтобы освещать все, что внутри.»

……………………………………………………………………………………………………..

108-7

…рост пятьдесят футов от пяток до макушки; потом грудь по образцу Темзинского туннеля; ноги чтобы врастали в землю, как корни, чтобы стоял, не сходил с места, потом руки в три фута толщиной у запястий; сердца не надо вовсе; лоб медный и примерно с четверть акра отличных мозгов; и потом, постой-ка, стану ли я заказывать ему глаза, чтобы он глядел наружу? Нет, но на макушке у него будет особое окно, чтобы освещать все, что внутри… - Этот абзац можно воспринимать как сатиру на желание людей создать идеал человека по определённому шаблону. Это размышление о том, что физические и ментальные черты человека могут быть раздуты до абсурда, если подходить к ним чисто утилитарно и без души, как к заказу на производство машины.

«рост пятьдесят футов от пяток до макушки» - Нереалистичные физические параметры подчеркивают гиперболический характер идеала Ахава. Высота символизирует величие, превосходство над обычными людьми, что отсылает к желанию Ахава создать нечто, выходящее за пределы человеческих возможностей. Пятьдесят футов равны 15,24 метра.

«потом грудь по образцу Темзинского туннеля» - Сравнение с Темзинским туннелем (одним из инженерных чудес своего времени) подчеркивает идею прочности, мощи и утилитарности. Грудь, как центр силы и жизненности, здесь лишена эмоциональной составляющей, превращаясь в технический объект. Об этом туннеле было написано в комментариях к главе CV.

«ноги чтобы врастали в землю, как корни, чтобы стоял, не сходил с места» - Этот образ символизирует неподвижность, устойчивость и укоренённость. Ахав стремится сделать своего «человека» стойким и несдвигаемым, что также может намекать на его собственное стремление противостоять судьбе.

«руки в три фута толщиной у запястий» - Такой размер рук намекает на невероятную физическую силу, подчёркивая утилитарный подход к созданию «идеала». Три фута - эта толщина почти в 1 метр.

«сердца не надо вовсе» - Отказ от сердца — ключевой элемент, символизирующий лишённое эмоций, бесчувственное создание, которое действует лишь на основе разума и силы. Это указывает на мрачное представление Ахава о том, что человеческие чувства — помеха в достижении цели.

«лоб медный» - Лоб из меди представляет нечувствительность, жёсткость и сопротивление внешнему воздействию.

«примерно с четверть акра отличных мозгов» - В этой метафоре используется необычное измерение – акры** - то есть величина площади для описания объёма мозга или ума, что добавляет гротеска. Четверть акра — это довольно большая площадь (около 1000 квадратных метров), что намекает на большое количество ума и исключительные интеллектуальные способности, но, возможно, и утрату связи с человеческой сущностью.

«на макушке у него будет особое окно, чтобы освещать все, что внутри» - Отказ от глаз, традиционно символизирующих связь с внешним миром, и их замена на «окно, освещающее всё внутри», создаёт образ существа, сосредоточенного на внутреннем мире. Это может намекать на саморефлексию, изоляцию или эгоцентризм.

Этот абзац можно рассматривать как сатиру на желание создать идеал человека, опираясь на утилитарные и механические принципы. Ахав представляет образ, в котором человек перестаёт быть живым существом с эмоциями и становится инструментом для достижения целей. Это размышление о том, как чрезмерное стремление к контролю, силе и совершенству может привести к абсурду и утрате человеческой сущности.

…………………………………………………………………

[1] Во-первых (лат.).

-2