Посмотрите на взгляд человека на фотографии.
Именно этот нездоровый взгляд заставил меня углубиться в историю его жизни и проследить развитие болезни.
Это очень характерный взгляд пациента, недавно перенесшего инсульт. Произошло разрушение тонких связей в коре больших полушарий, развились когнитивные нарушения.
Это заставляет человека чувствовать себя растерянным. Ему мешает постоянный «туман» в голове. Чтобы принять какое-то решение, требуется значительное усилие. Это быстро утомляет. Два-три таких решения за день – что съесть на завтрак, пойти ли прогуляться в саду, почитать ли книгу – и возникает чувство глубочайшего утомления. И уже ничего не хочется – только закрыть глаза и погрузиться в спасительную дрему…
Но у этого человека были незаурядные способности. И когнитивный резерв у него был на зависть всем. После первого инсульта он писал: «Сталин слишком груб, и этот недостаток, хотя и вполне терпимый в нашей среде и в общении с нами, коммунистами, становится невыносимым для генерального секретаря. Вот почему я предлагаю товарищам подумать о том, как отстранить Сталина от должности и назначить на его место другого человека, который во всех остальных отношениях отличается только одним преимуществом, а именно тем, что он более терпим, более лоялен, более вежлив и внимателен к товарищам, менее капризен…» Ленин понимал, кто захватит власть в случае его гибели, и не хотел этого. Если бы не болезнь, которая быстро поставила финальную точку в истории Владимира Ильича, вероятнее всего, его преемником стал бы кто-то другой…
История болезни начинается с детства
Володя родился в Симбирске 22 апреля 1870 года. В детстве у него были короткие и слабые ноги, а голова была настолько большой, что неповоротливый мальчик с трудом удерживал равновесие. У него была странная привычка биться головой об пол, когда он расстраивался, из-за чего его мать задавалась вопросом, не умственно ли отсталый у нее сынок.
Вот тут на секунду остановим воображаемую ленту кинохроники.
Короткие ноги, большая голова, монголоидный разрез глаз без присутствия азиатов у него в роду говорит нам о наличии малых аномалий развития. Если мы посмотрим на этого ребенка взглядом генетика, то немедленно предложим пациенту пройти генетические тесты. Особенно после того, как узнаем необычный семейный анамнез…
А еще Ленин однажды заметил: «Когда-нибудь будет у меня кондрашка. Мне уже много лет назад один крестьянин сказал: "А ты, Ильич, помрешь от кондрашки", — и на мой вопрос, почему он так думает, он ответил: "Да шея у тебя уж больно короткая».
Пророческие слова про «кондрашку» (под этим состоянием имелось в виду любое внезапное ухудшение состояния, которое может сопровождаться судорогами, спутанностью или потерей сознания) и удивительная наблюдательность необразованного крестьянина, которую можно поставить в пример нынешнему поколению врачей – еще одно подтверждение, что коллективное бессознательное хранит много ценных медицинских знаний.
Люди с короткой шеей раньше назывались «апоплексического телосложения». Они заметно чаще были склонны к подъемам артериального давления, легко гневались, краснели и… умирали от апоплексического удара, то есть кровоизлияния в мозг.
Но короткая шея в сумме с другими малыми аномалиями развития, коих мы всего насчитали четыре – да плюс невысокий рост, вполне настораживает нас на поиск генетического синдрома. Об этом задумаются исследователи в 2013 году и придут к любопытному выводу.
Семейный анамнез
Вернемся к семейной истории Владимира Ильича Ульянова-Ленина. У него было семеро братьев и сестер, двое из которых умерли в младенчестве. Старший брат был казнен за государственную измену в возрасте 21 года. Старшая сестра перенесла инсульт в возрасте 71 года и умерла. Две младшие сестры и младший брат умерли, соответственно, от брюшного тифа (в возрасте 19 лет), сердечного приступа (в возрасте 59 лет) и стенокардии (в возрасте 69 лет). По крайней мере, двое из его братьев и сестры страдали от головных болей, бессонницы и болей в животе, подобных тем, что были у Ленина.
Головная боль – важный симптом, который мы далее рассмотрим подробнее.
Отец Ленина умер в возрасте 54 лет после периода психического упадка, подобного тому, который пережил Ленин. Его отцу был поставлен диагноз кровоизлияния в мозг, хотя и симптомы на момент смерти (постоянный кашель и озноб) больше соответствовали пневмонии. Мать Ленина, чей отец был евреем (никакого антисемитизма, но держим в уме обилие генетических аномалий у евреев-ашкеназов), умерла в возрасте 81 года по неизвестной причине.
Подозрительно много сердечно-сосудистых заболеваний в одной семье, не правда ли?
Причем не всегда это приводило к вполне ожидаемой смерти, что называется, «от старости». Полвека – это не срок для глобального износа сосудов. Но именно это опишет потом на вскрытии тела Ленина врач. И отметит, что артерии его мозга тверды, словно камень, и при постукивании по ним металлическим инструментом издают характерный стук.
Помимо прочего, прослеживается история мигреней, которые также имеют семейный характер. Известно, что Дмитрий Ульянов еще в достаточно молодом возрасте страдал от болей в ногах, предположительно, связанных с атеросклерозом нижних конечностей. Запомним и эти факты, они нам пригодятся.
А что с факторами риска инсульта?
Мы хорошо знаем факторы риска, которые увеличивают вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний. Это курение, злоупотребление спиртным, ожирение, стрессы, артериальная гипертония, сахарный диабет, фибрилляция предсердий.
Все эти факторы называются модифицируемыми. Это значит, человек в любой момент может изменить свою судьбу к лучшему, просто отказавшись от них.
Ленин не курил и запрещал курить в своем присутствии. Он умеренно употреблял алкоголь. Любителем поесть тоже не был – разве что любил откушать грибков. Он регулярно занимался спортом, плавал, ездил на велосипеде, ходил пешком и охотился так часто, как позволял его напряженный график.
Биографы Ленина любят рассказывать, что буквально за несколько дней до смерти вождь пролетариата активно охотился на зайцев. На самом же деле он сидел в кресле с ружьем, а зайцев гнали прямо на него. Это была скорее театральная постановка с жертвами в виде пушистых зверьков, а вовсе не настоящая охота.
А что со стрессами? По темпераменту Ленин напоминал “скороварку на плите, готовую вот-вот сорвать крышку". В состоянии стресса он становился заметно возбужденным и бледным, все делал импульсивно и со злостью. Также Владимир Ильич был одержим аккуратностью и не терпел стороннего шума. Когда ему исполнилось 30 лет, он начал консультироваться у специалистов по нервным расстройствам.
Мог ли стресс сыграть свою роль в преждевременном развитии атеросклероза у Ленина? Его карьера революционера в самые неспокойные времена, безусловно, была связана со стрессами, масштабы которых мало кто из нас может себе представить. Ленин порой мало спал. Много ездил по стране. Много и напряженно работал. Пережил несколько покушений на убийство.
Точные механизмы, с помощью которых стресс способствует развитию атеросклероза, изучены недостаточно, но считается, что они связаны с атакой иммунных клеток внутренней поверхности стенок артерий. Это происходит в ответ на чрезмерную стимуляцию гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.
Иными словами, если постоянно жать на кнопку «тревога» в организме, она рано или поздно сломается. Обрушив всю систему с ее ключевыми узлами.
Недавнее эпидемиологическое исследование, проведенное в Японии, в ходе которого изучалась роль профессионального стресса у более чем 6000 человек, показало, что мужчины, работающие с высокой нагрузкой, почти в три раза чаще страдают от инсульта, чем те, кто работает с низкой нагрузкой; у женщин этот эффект не был выявлен (удивительно, не правда ли? Но обсудим это в другой статье).
Так что ответ – да, стресс, вероятно, сыграл свою роль. Но количество стресса не измерить и не взвесить, то, что одному – сильное потрясение, другому – легкий укол. Поэтому рассматривать стресс как единственный фактор риска не будем. Продолжим наш анализ.
Болезнь становится явной
В середине 1921 года здоровье Ленина начало внезапно ухудшаться. Когда ему исполнился 51 год, он больше не мог работать целый день из-за усиливающихся головных болейи бессонницы, а также эпизодов болей за грудиной.
В ноябре того же года, выступая на Четвертом съезде коммунистической партии, он с трудом подбирал слова и начал щелкать пальцами, пытаясь вспомнить их.
В мае следующего года у него случился первый инсульт, в ответ на который пленум Центрального комитета принял специальное постановление, возложившее на Сталина ответственность за его медицинское обслуживание. Ленина осматривали некоторые из самых известных врачей Европы.
Сталин был осведомлен, что Ленин в последние свои годы не поддерживал его политических амбиций. Поэтому некоторые исследователи считают, что Иосиф Виссарионович мог поставить в этой истории болезни финальную точку в виде порошка цианида – они аргументируют свою позицию эпизодом сильнейших судорог, которые происходили с Лениным в последние часы жизни. Однако эта гипотеза кажется мне маловероятной просто потому, что основное заболевание – кровоизлияние в мозг, также в 30-50% случаев сопровождается в остром периоде судорожными приступами.
Второй инсульт случился у Ленина через шесть месяцев после первого, а затем через три месяца произошел третий. Владимир Ильич умер 21 января 1924 года, за три месяца до своего 54-летия, после серии «конвульсий, которые швыряли его маленькое тело с одного края кровати на другой».
Последние часы жизни
Их подробно описал один из лечивших его врачей, профессор Осипов: «20 января Владимир Ильич испытывал общее недомогание, у него был плохой аппетит, вялое настроение, не было охоты заниматься; он был уложен в постель, была предписана легкая диета. На следующий день это состояние вялости продолжалось, больной оставался в постели около четырех часов. Мы навещали его утром, днем и вечером, по мере надобности. Выяснилось, что у больного появился аппетит, он захотел поесть; разрешено было дать ему бульон… (продолжение следует)